XI Междунродная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

Смирнова А.Д.,

логопед-дефектолог логопедического центра «Разноцветные цыплята» г. Кострома, магистрант 2 курса напр. «Клиническая и специальная психология личности и семьи» ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет»

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА ПРИ НАРУШЕНИЯХ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности восприятия времени и пространства у старших дошкольников с нарушениями речи и задержкой психического развития (ЗПР), обусловленные недостаточностью межполушарного взаимодействия. Описаны результаты исследования, проведенного на двух группах детей с дизартрией и общим недоразвитием речи (ОНР), а также детей с ЗПР. Показано, что недостаточная координация полушарий мозга затрудняет формирование пространственных и временных категорий, что напрямую влияет на когнитивное и речевое развитие детей. В статье также предложена коррекционная программа, направленная на развитие межполушарного взаимодействия.

Ключевые слова: восприятие времени, восприятие пространства, межполушарное взаимодействие, нарушение речи

A. D. Smirnova

Peculiarities of time and space perception at violations of interhemispheric interaction in senior preschoolers with speech disorders

Abstract.The article examines the features of time and space perception in older preschool children with speech disorders and developmental delays (DD), which are caused by insufficient interhemispheric interaction. The results of a study conducted on two groups of children with dysarthria and general speech underdevelopment (GSU), as well as children with DD, are described. It is shown that insufficient brain hemisphere coordination complicates the formation of spatial and temporal categories, which directly affects the cognitive and speech development of children. The article also proposes a correctional program aimed at developing interhemispheric interaction.

Keywords: time perception, space perception, interhemispheric interaction, speech impairment

Развитие когнитивных функций у дошкольников напрямую связано с работой обоих полушарий головного мозга, а именно с их слаженным взаимодействием. Межполушарное взаимодействие играет важнейшую роль в координации двигательной активности, восприятии времени и пространства, а также формировании речи. [2;7] Нарушения межполушарного взаимодействия у детей могут приводить к различным когнитивным и речевым проблемам, в том числе к затруднениям в ориентации в пространстве и времени. [1;3] В настоящей статье рассматриваются особенности восприятия времени и пространства у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, а также роль нейропсихологических упражнений в развитии этих функций [4;5].

Целью данного исследования является изучение влияния межполушарного взаимодействия на восприятие времени и пространства у детей с нарушениями речи и психического развития (дизартрия, общее недоразвитие речи (ОНР), задержка психического развития (ЗПР)). В ходе исследования была проведена коррекционная работа, направленная на развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников через использование нейропсихологических упражнений.

Проблема межполушарного взаимодействия в детском возрасте активно изучается в последние десятилетия благодаря важности этой функции для общего когнитивного и речевого развития ребенка. Нарушения в работе межполушарных связей приводят к задержкам в развитии речи, чтения, письма и пространственного восприятия, что особенно актуально для детей с ОНР, дизартрией и ЗПР. [7] Как показывают исследования, слабая координация между полушариями затрудняет восприятие и обработку информации, что непосредственно сказывается на способности ребенка ориентироваться во времени и пространстве. Эти проблемы могут проявляться в виде затруднений с запоминанием последовательности событий, различением лево-право, временными и пространственными оценками. [5;6]

Систематические нейропсихологические исследования показывают, что именно развитие межполушарного взаимодействия с помощью упражнений может способствовать устранению данных проблем. [7] В ходе настоящего исследования была разработана и протестирована программа нейропсихологических упражнений для детей с речевыми нарушениями и ЗПР, направленная на улучшение их восприятия времени и пространства.

Исследование проводилось на базе логопедического центра «Разноцветные цыплята» города Костромы, который использует методы инклюзивного образования и разнообразные методики для детей с нарушениями речи.

В исследовании принимали участие две группы детей:

1. Первая группа состояла из 9 детей (4 мальчика и 5 девочек) с диагнозами дизартрия и ОНР (общее недоразвитие речи). Возраст детей — 6 лет. У всех участников есть заключение ПМПК, и также они посещают специализированные группы для детей с нарушениями речи.

 2. Вторая группа включала 9 детей (5 мальчиков и 4 девочки) с диагнозом ЗПР (задержка психического развития). Возраст детей — также 6 лет.

Для каждой группы была проведена первичная диагностика восприятия времени и пространства, а также оценка межполушарного взаимодействия. В исследовании использовались следующие методы:

 1. Диагностика межполушарного взаимодействия:

  • Проба Н.И. Озерецкого «Кулак-ребро-ладонь». Методика направлена на развитие моторных навыков и понимание последовательности действий, что способствуют улучшению восприятию времени и моторного планирования. Действия активируют работу обоих полушарий мозга и тренируют способность координировать движения.
  • Проба Хэда на выявление координации движений обеих рук. Это упражнение помогает выявить дисфункции в межполушарном взаимодействии и направлено на развитие координации движений, что важно для ориентации в пространстве.
  • Методика зеркального рисования О.В. Струковой для диагностики работы обоих полушарий. Такая работа активизирует оба полушария, помогая улучшить координацию, ориентацию в пространстве и способность действовать синхронно. Это упражнение также развивает пространственное мышение, что важно для общего когнитивного развития.
  • Проба на пальцевый гнозис и праксис.

 2. Диагностика восприятия времени и пространства:

  • Методика оценки восприятия времени — проверка способности ребенка определить и назвать последовательность событий (например, временной шкалы: «утро-день-вечер»).
  • Оценка пространственного восприятия — задания на определение направления (лево-право), восприятие схемы тела и ориентацию в пространстве (например, тесты на расположение предметов относительно друг друга).
  • Проба на способность воспроизведения серий движений.

Для обеих групп была разработана и реализована программа нейропсихологических упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия. Программа включала следующие упражнения:

  • упражнения на развитие координации рук и ног: выполнение симметричных и асимметричных движений обеими руками (например, рисование руками на зеркале), что способствует улучшению пространственного восприятия;
  • игры на развитие ориентации в пространстве: задачи на определение и воспроизведение положения объектов в пространстве (например, работа с картами, разметками на полу);
  • упражнения на восприятие времени: игры, помогающие развить ощущение временной последовательности (например, раскладывание карточек с изображениями событий в правильной временной последовательности).

Детализация упражнений:

Программа коррекционных упражнений включала следующие элементы:

  • зеркальное рисование: дети одновременно рисовали обеими руками симметричные узоры, что стимулировало одновременную работу обоих полушарий мозга и улучшало пространственное восприятие;
  • координационные игры с предметами: задания, где детям предлагалось перемещать предметы в указанное положение (влево, вправо), способствовали развитию ориентации в пространстве и восприятию схемы тела;
  • игры на последовательность событий: карточки с изображениями событий, которые нужно было расположить по времени (например, «утро-день-вечер»), тренировали восприятие временных категорий.

Для продолжения работы после завершения программы было предложено вовлечение родителей в процесс. Специалисты рекомендовали использовать простые игры для закрепления навыков дома, такие как ориентирование на местности (лево-право), игры с карточками и асимметричные упражнения для рук.

Программа длилась 8 недель, с частотой занятий 3 раза в неделю. По окончании программы была проведена повторная диагностика для выявления динамики в развитии восприятия времени и пространства, а также межполушарного взаимодействия.

Результаты первичной диагностики показали, что у обеих групп детей есть явные трудности в восприятии времени и пространства. Дети из первой группы (с речевыми нарушениями) демонстрировали значительные затруднения в воспроизведении последовательности движений, неправильном определении лево и право, а также в оценке временной последовательности событий. У детей с ЗПР были аналогичные проблемы, однако они также проявляли меньшую способность к концентрации и поддержанию внимания при выполнении пространственных заданий.

Первичная диагностика восприятия времени и пространства:

Группа с ОНР и дизартрией:

  • Воспроизведение последовательности событий (утро-день-вечер): 2,57 (max=5).
  • Ориентация в пространстве (лево-право): 1,86 (max=3).
  • Способность к воспроизведению движений: 2,64 (max=5).

Группа с ЗПР:

  • Воспроизведение последовательности событий: 2,14 (max=5).
  • Ориентация в пространстве: 1,71 (max=3).
  • Способность к воспроизведению движений: 2,43 (max=5).

Динамика после прохождения программы

По итогам повторной диагностики выявлено, что у детей обеих групп наблюдалась положительная динамика в развитии восприятия времени и пространства.

Группа с ОНР и дизартрией:

  • Воспроизведение последовательности событий: 3,71 (увеличение на 1,14).
  • Ориентация в пространстве: 2,64 (увеличение на 0,78).
  • Способность к воспроизведению движений: 3,93 (увеличение на 1,29).

 Группа с ЗПР:

  • Воспроизведение последовательности событий: 2,86 (увеличение на 0,72).
  • Ориентация в пространстве: 2,21 (увеличение на 0,5).
  • Способность к воспроизведению движений: 3,14 (увеличение на 0,71).

Наибольшие улучшения были зафиксированы в умении детей воспроизводить последовательность движений и ориентироваться в пространстве. Дети стали лучше различать правую и левую стороны, быстрее реагировать на инструкцию и выполнять задания с меньшим количеством ошибок. Также был отмечен прогресс в восприятии времени — дети стали точнее определять порядок событий и их длительность.

Программа оказалась более эффективной для детей с дизартрией и ОНР, так как у них была лучше развита мотивация и способность к выполнению упражнений. Дети с ЗПР, напротив, испытывали больше трудностей в концентрации внимания, что требовало большего времени для освоения упражнений.

Наблюдения через 3 месяца после завершения программы показали, что у детей, прошедших упражнения, сохраняются улучшения в ориентации в пространстве и восприятии времени. Однако для устойчивого эффекта необходимо продолжать занятия на регулярной основе.

Положительное влияние программы также отразилось на эмоциональном состоянии детей. Они стали более уверенными в себе, меньше испытывали тревожности при выполнении заданий. Улучшение когнитивных функций способствовало развитию социальных навыков: дети стали лучше понимать инструкции и взаимодействовать с окружающими.

Полученные результаты подтверждают важность развития межполушарного взаимодействия для улучшения восприятия времени и пространства у дошкольников с нарушениями речи и психического развития. Нейропсихологические упражнения оказались эффективным инструментом для коррекции данных нарушений, что особенно важно для детей с ОНР и ЗПР. В то же время, естественная динамика развития была менее выражена у детей, не участвовавших в программе, что указывает на необходимость систематической коррекционной работы.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что нейропсихологические упражнения способствуют значительным улучшениям в восприятии времени и пространства у старших дошкольников с нарушениями речи и задержкой психического развития. Коррекционная программа, направленная на развитие межполушарных связей, оказала положительное влияние на пространственные и временные ориентировки детей, что делает ее эффективным методом для коррекции речевых и когнитивных нарушений.

 

Список использованной литературы

1. Аблитарова, А. Р., Кондрашова, Н. В. Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 55-59.

 2. Козлова, Н. С., Макаров, А. Г. Роль межполушарного взаимодействия в формировании представлений о времени у детей с нарушениями речи // Журнал: Вестник психологии и педагогики. - 2016. - 1(12), с. 33-45.

 3. Лебедев, И. С., Горбунова, Е. Д. Восприятие времени и пространства у старших дошкольников с нарушениями речи // Журнал: Психология и педагогика. - 2015. - 2(10), с. 22-35.

 4. Морозова, Е. С., Соколов, И. В. Влияние нарушений межполушарного взаимодействия на восприятие времени у детей с нарушениями речи // Журнал:  Психология и педагогика в медицине. - 2019. - 3(15), с. 78-91.

 5. Новиков, П. В., Гусева, Е. С. Восприятие пространства у старших дошкольников с дефектами речи // Журнал:  Психология обучения и развития детей. - 2019. - 4(28), с. 112-125.

 6. Сеньгибская, Е. А. Понятие восприятия времени в психологии / Е. А. Сеньгибская [Электронный ресурс]: / Молодой ученый. — 2020. — №11 (301). — С. 264-267. / режим доступа https://moluch.ru/archive/301/68083/

7. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005.— 496 с, с. 48-52, 69-75, 105-108, 116-118, 223-225.