XI Междунродная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

Тарасюк Е.С.,

учитель начальных классов ГУО «Специальная школа-интернат г. Новогрудка им. Л.Ф. Пашинского»

ВАЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКЕ И НА ЗАНЯТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ

Аннотация: Эта статья подчеркивает важность финансовой грамотности как для личного развития, так и для успешной социализации детей с трудностями в обучении, показывая, как можно интегрировать эту тему в учебный процесс.

Ключевые слова: детей с трудностями в обучении, финансовая грамотность, социально-бытовая ориентировка

Tarasyuk E.S.

THE IMPORTANCE OF DEVELOPING FINANCIAL LITERACY IN STUDENTS WITH LEARNING DIFFICULTIES IN MATHEMATICS LESSONS AND IN SOCIAL AND HOUSEHOLD CLASSES

Abstract: This article highlights the importance of financial literacy for both personal development and the successful socialization of children with learning difficulties, showing how this topic can be integrated into the educational process.

Key words: children with learning difficulties, financial literacy, social and everyday orientation.

Формирование финансовой грамотности у учащихся начальной школы, особенно у детей с трудностями в обучении, является важным элементом их адаптации к жизни. Современный мир требует от каждого человека не только базовых математических знаний и умений, но и способности управлять своими финансовыми ресурсами. Для учащихся с трудностями в обучении этот навык приобретает особую значимость, так как он способствует их социализации и самостоятельности в будущем.

У учащихся с трудностями в обучении возникают проблемы с осознанием абстрактных понятий, таких как деньги, планирование и бюджетирование. Но в то же время, правильное понимание и использование этих понятий необходимо  им для успешной жизни в обществе. Занятия по финансовой грамотности помогает учащимся понять:

  • Что такое деньги и как они функционируют.
  • Как правильно планировать расходы и делать выбор в пользу экономии.
  • Как откладывать деньги на крупные покупки и не поддаваться моментальным импульсам.
  • Как принимать взвешенные решения при покупках.

Овладение этими навыками развивают у учащихся с трудностями в обучении самостоятельность и уверенность в повседневной жизни, позволяют им лучше адаптироваться в окружающей среде.

Уроки математики играют ключевую роль в обучении финансовой грамотности. Мы включали в образовательный процесс задачи на приобретение  продуктов,  вычисления бюджета и др. Решая задачи такого типа учащиеся применяли полученные математические знания и с помощью арифметических операций (сложение, вычитание, умножение и деление) вычисляли необходимый бюджет или делали расчёты.  Многие задачи повторялись на коррекционных занятиях, где ребятам предлагалось посчитать «реальные» деньги перед походом в магазин. Например, они считали деньги, которые у них были; определяли, сколько денег нужно для покупки товара; рассчитывали сдачу; понимали  путем вычислений, сколько денег они смогут сэкономить, если выберут более дешёвый товар.

Мы считаем важным, включение задач  на планирование бюджета или экономию на занятиях по социально-бытовой ориентировке. Это позволяет учащимся на практике применять свои математические знания в реальных жизненных ситуациях. Мы подбирали простые и адаптированы задачи  для каждого  учащегося с ТвО, например, покупка продуктов в магазине или планирование карманных расходов.

Включение тем по финансовой грамотности в занятия по социально-бытовой ориентировки обусловлено необходимостью развивать у учащихся навыки, необходимые им в повседневной жизни и повышающие её качество. В рамках этих занятий мы уделяем особое внимание реальным бытовым ситуациям, с которыми учащиеся могут сталкнуться каждый день в повседневной жизни.

На таких занятиях учащиеся учатся: составлять список покупок и планировать свои расходы; ориентироваться в ценах на продукты и товары; понимать, как пользоваться банковскими картами и банкоматами, различать базовые потребности и желания, что поможет им избегать необдуманных расходов.

Практическое применение этих знаний в безопасной школьной среде помогает детям с трудностями в обучении почувствовать себя уверенно в реальной жизни. Постепенно они начинают лучше понимать принципы управления деньгами и принимать более взвешенные решения.

Формирование основ финансовой грамотности у учащихся с трудностями в обучении требует особого подхода. Материал, который использовался нами  наглядно отражал реальные предметы, основным методом был игровой, что обеспечило доступность для понимания. Мы использовали реальные предметы (игрушечные деньги, продукты, одежду), чтобы учащиеся имели возможность визуально и тактильно взаимодействовать с процессом обучения. Кроме того, задания многократно повторялись, что позволяло учащимся усваивать информацию постепенно.

В процессе занятия учащиеся самостоятельно принимали решения в учебных ситуациях и обсуждали их последствия. Например, на занятии по  социально-бытовой ориентировки было предложено учащимся "сходить в магазин" и купить товары на заданную сумму. Это позволило им на практике учиться управлять деньгами, анализировать свои решения и исправлять ошибки в безопасной учебной среде.

Мы предлагали такие  заданий:

Задание 1: Покупка продуктов в магазине

Цель: Развитие навыков работы с деньгами, понимание стоимости товаров, сложение и вычитание.

Описание задания: Представьте, что вы пришли в магазин и хотите купить продукты. У вас есть 100 рублей. Выберите товары так, чтобы их стоимость не превышала этой суммы.

Пример:

Яблоко – 15 рублей

Хлеб – 20 рублей

Молоко – 30 рублей

Шоколад – 40 рублей

Вопросы:

  • Если вы купите хлеб и молоко, сколько всего денег нужно заплатить?
  • Сколько у вас останется денег после покупки яблока и шоколада?

Задание 2: Сбережения

Цель: Понимание важности сбережений, развитие навыков сложения.

Описание задания: Мама дала вам 50 рублей на неделю. Каждый день вы откладываете по 10 рублей в копилку. Посчитайте, сколько денег будет в копилке в конце недели.

Вопросы:

  • Сколько денег будет в копилке через 3 дня?
  • Сколько останется денег, если вы решите потратить 15 рублей?

Задание 3: Планирование бюджета

Цель: Учить детей планировать расходы.

Описание задания: У вас есть 80 рублей. Вы хотите купить игрушку за 50 рублей и мороженое за 30 рублей. Хватит ли вам денег на обе покупки? Если нет, как вы можете решить эту задачу?

Вопросы:

  • Хватит ли денег на игрушку и мороженое?
  • Сколько нужно отложить, чтобы купить обе вещи?

Задание 4: Сравнение цен

Цель: Научить детей понимать разницу в стоимости товаров.

Описание задания: В магазине есть два пакета сока. Один стоит 20 рублей, другой – 25 рублей. Какой сок дешевле? Сколько рублей вы сэкономите, если купите более дешевый вариант?

Вопросы:

  • Какой товар дешевле?
  • Сколько денег останется, если вы купите более дешевый пакет сока, имея 30 рублей?

Задание 5: Покупки на рынке

Цель: Развитие навыков сложения и вычитания.

Описание задания: На рынке вы покупаете овощи и фрукты:

Огурцы – 10 рублей за штуку

Бананы – 15 рублей за штуку

Морковь – 5 рублей за штуку

Вопросы:

  • Сколько нужно заплатить за 2 огурца и 3 моркови?
  • Если у вас 50 рублей, хватит ли на 2 банана и 1 огурец?

Задание 6: Собираем деньги на мороженое

Цель: Развить навык планирования.

Описание задания: Ты хочешь купить мороженое за 6 рублей. Мама даёт тебе по 1 рублю каждый день. Через сколько дней ты сможешь купить мороженое?

Вопросы:

  • Через сколько дней ты накопишь на мороженое?
  • Если ты получишь сразу 3 рубля, сколько ещё тебе нужно накопить?

Задание 7: Подарок другу

  • Цель: Развить навыки сложения и понимание ценности денег.
  • Описание задания: Ты хочешь купить подарок другу за 7 рублей. У тебя есть 5 рублей. Сколько ещё нужно, чтобы купить подарок?

Вопросы:

  • Сколько рублей тебе не хватает?
  • Если ты получишь ещё 3 рубля, хватит ли денег на подарок?

Формирование финансовой грамотности у учащихся с трудностями в обучении даёт множество положительных результатов:

Развитие самостоятельности. Учащиеся начинают лучше ориентироваться в мире денег и товаров, что делает их более независимыми в повседневной жизни.

Уверенность в своих силах. Знание о том, как планировать и тратить деньги, повышает уверенность учащихся в их способности принимать решения.

Социализация. Финансовая грамотность способствует интеграции учащихся с трудностями в обучении в общество, так как они лучше понимают правила экономических отношений.

Практическая польза. Эти навыки пригодятся им в будущем, помогая принимать правильные финансовые решения, будь то покупка товаров, планирование бюджета или понимание системы сбережений.

Финансовая грамотность — это важнейший компонент образования учащихся с трудностями в обучении, который может оказать значительное влияние на их качество жизни в будущем. Обучение таким навыкам на уроках математики и занятиях по социально-бытовой ориентировки помогает детям лучше понимать мир денег, развивать самостоятельность и уверенность в себе. Применение этих знаний в реальных ситуациях обеспечивает успешную социализацию и делает жизнь детей более организованной и понятной. Педагоги, интегрирующие основы финансовой грамотности в школьную программу, помогают учащимся с трудностями в обучении подготовиться к самостоятельной взрослой жизни.

Список использованной литературы

1.  Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Астрель, 2015. — 139 с.

2. Егоров Т. В. Особенности финансового формирования грамотности у детей с задержкой психического развития. — М.: Педагогическое издательство, 2012. — 210 с.

3. Казачкова В. Г. Методики работы с детьми с ЗПР: Финансовая грамотность в рамках коррекционного обучения. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. — 189 с.

4. Лубовский В. И. Психология детей с отклонениями в развитии. — М.: Изд-во Академия, 2019. — 248 с.

5. Тригер Р. Д. Социальная адаптация и возможности финансовых навыков у школьников с задержкой психического развития. — М.: Психолого-педагогическое издательство, 2020. — 154 с.

6.  Шевченко С. Г. Формирование жизненных навыков, включая финансовую грамотность, у учащихся ЗПР. — М.: Педагогическая наука, 2021. — 176 с.