XI Междунродная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

Павлюкевич О.В.

учитель специального класса для детей с трудностями в обучении ГУО «Средняя школа № 12 имени

В.В. Бабко г.Гродно»

Чайковская Н.С.,

учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа № 12 имени В.В. Бабко г. Гродно»

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ)

Аннотация. В данной статье раскрывается важность коррекционной работы по развитию сенсорных эталонов у детей с нарушением психического развития (трудностями в обучении) Представлен конспект коррекционного занятия для учащихся с трудностями в обучении в 1 классе по закреплению знаний о величине, цвете и форме.

Ключевые слова: сенсорные эталоны, нарушения психического развития (трудности в обучении), математические представления.

Pavlyukevich O.V., Chaikovskaya N.S.

DEVELOPMENT OF CONCEPTS OF SENSORY STANDARDS IN CHILDREN WITH MENTAL DISABILITIES (LEARNING DIFFICULTIES)

Abstract: This article reveals the importance of remedial work on the development of sensory standards in children with mental developmental disabilities (learning difficulties). A summary of a remedial lesson for students with learning difficulties in the 1st grade on consolidating knowledge about size, color and shape is presented.

Key words: sensory standards, mental developmental disabilities (learning difficulties), mathematical concepts.

Математика является одним из сложных, трудноусваиваемых школьных предметов и обязательной базой для изучения других школьных предметов. Математическая деятельность постоянно встречается в повседневной жизни и является ключом к изучению и познанию действительности. Качественное математическое образование необходимо каждому человеку для достижения успеха, высокого качества жизни. Достаточный уровень сенсорного развития детей, умения выделять свойства предметов, сравнивать и систематизировать различные предметы являются основополагающим условием овладения математическими знаниями. Сравнивая предметы по размеру, ребенок начинает понимать количественные отношения больше – меньше, равенство – неравенство. Сопоставление предметов по цвету, величине и форме является переходом от конкретного к абстрактному, от восприятия действительности через ощущения к пониманию логических закономерностей.

Любые нарушения в формировании психических функций у детей в той или иной степени приводят к нарушениям в овладении различными видами деятельности [2]. Особенно значительные трудности испытывают учащиеся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в овладении математическими знаниями и умениями. Определение и дифференциация свойств предметов, овладение необходимой лексикой, определяющей признаки предметов по величине, цвету и форме, ориентация в схеме собственного тела и в пространстве вызывают затруднения у данной категории детей даже в школьном возрасте.  Проблемы сенсорного развития детей с нарушениями психического развития изучали такие ученые, как Л.С. Венгер, А.В. Запорожец, А.А.Катаева, Н.Н. Поддьяков и др. Исследователями было отмечено, что сенсорное развитие детей с нарушениями психического развития формируется со значительным отставанием, проходит неравномерно, сенсорный опыт сложно обобщается и длительно закрепляется.

В обучении учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) необходимо учитывать их специфические особенности: замедленность восприятия, недоразвитие моторики и моторной координации, недоразвитие предметных действий и речи; отставание в развитии всех форм мышления; повышенная утомляемость и низкая мотивация. В связи с этим возникает необходимость использования на уроках специальных методов и приемов, направленных на активацию познавательной деятельности, формирование функций, необходимых для решения учебных задач. Обучая детей с трудностями в обучении, необходимо применять методики обучения, содержащие коррекционную составляющую.

С 2022 года школа является участником республиканского инновационного проекта «Внедрение методики коррекционно-педагогической работы с учащимися с трудностями в обучении на I ступени общего среднего образования с опорой на знание функциональной организации мозговой деятельности как основы формирования математических знаний и умений». Научное сопровождение проекта осуществляет Крюковская Наталья Владимировна, заведующий кафедрой теории и методики специального образования УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», кандидат педагогических наук, доцент. Педагоги, участники инновационного проекта, в процессе обучения постоянно используют тетради для поддерживающих и коррекционных работ, разработанные Крюковской Натальей Владимировной. Задания, включенные в тетради, обеспечивают максимальную интеграцию познавательных процессов. Использование методики коррекционно-педагогической работы способствует формированию базы для усвоения математических знаний и умений у учащихся: учит планировать предстоящую деятельность, формирует и закрепляет отвлеченные, обобщающие понятия, способствует развитию процессов символизации, формированию математической лексики, усилению познавательной и речевой активности учащихся.

Конспект коррекционного занятия. 1 класс.

Тема: Закрепление знаний о сенсорных эталонах. Геометрические фигуры. Величина. Цвет.

Задачи:

1) закреплять знания о сенсорных эталонах;

 2) развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие, речь;

3) формировать умения работать в паре, команде.

Оборудование: тетрадь для коррекционных работ 1 класс (автор Крюковская Н.В.); листы с изображением треугольника и квадрата с точками в углах; природный материал (каштаны, камушки, желуди, ракушки и пр.); наборы геометрических фигур для картины – пейзажа (1 набор с фигурами белого цвета и 2 набора с цветными фигурами); рисунок радуги; наборы геометрических фигур для детей.

ОРГМОМЕНТ

Нейрогимнастика.

Упражнение «Рисуем ногами геометрические фигуры».

Рисуем одновременно левой ногой треугольник, правой квадрат (5 повторений), меняем ноги (5 повторений).

Упражнение «Треугольник, квадрат».

По очереди дотрагиваемся указательным пальцем левой руки до каждой точки треугольника, указательным пальцем правой руки до каждой точки квадрата. Упражнение начинаем с нижнего левого угла. Касания производим синхронно по часовой стрелке. Усложняем упражнение добавляя хлопок в ладоши между касаниями.

Упражнение «Колечки».

Когда вы соединяли пальцы с большим, что у вас получалось? (круг)

Какие еще фигуры мы можем изобразить пальцами? (овал, треугольник)

О чём будем сегодня говорить на занятии? (о геометрических фигурах).

 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Задание «Составьте геометрическую фигуру»

Из природного материала (желуди, каштаны, ракушки, камушки и пр.) выложить геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. (можно чередовать, например, каштан и желудь.)

Работа в тетрадях

  стр.4 задание 1. Найти фигуры идентичные образцу и раскрасить их цветными карандашами.

стр.5, задание 3. Нарисовать ниже точно такой же рисунок (домик из геометрических фигур), назвать из каких фигур он состоит (треугольник, прямоугольник, круг, квадраты).

Посмотрите на доску, что вы видите? (на доске геометрический пейзаж).

Сравните и найдите общее у домика в тетради и картине на доске? (состоят из геометрических фигур). Какие фигуры использованы?  (квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники)

Посмотрите одинаковые ли фигуры по размеру и цвету (по цвету одинаковые (белые), по размеру разные (треугольники большой и средний, круги большие, прямоугольники и квадраты –маленькие, овал – средний, прямая, кривая, ломаная)

Красивый ли пейзаж? Что можно изменить? (раскрасить, добавить цвет)

Геометрические фигуры приготовили для вас задания. (во время выполнения заданий учащимися учитель меняет в картине белые геометрические фигуры на цветные)

Задание треугольников.

Большой треугольник:

– Нарисуй меня одновременно двумя руками.

Средний треугольник:

– Найди мою пару.

Что изменилось на картине? (треугольники стали зелёными)

Задание от квадратов.

 – Построй нас по росту. (учащиеся расставляют предложенные квадраты, от самого большого к самому маленькому).

Какие стали квадраты на картине? (фиолетовые)

Задание от прямоугольников.

 – Найдите в классе все прямоугольные предметы и прикрепите к ним фигуру прямоугольник (учащиеся прикрепляют прямоугольники к доске, шкафу, двери, пеналу, телевизору, столу и т.д.)

Какие стали прямоугольники на картине? (оранжевые)

Задания каких фигур мы с вами выполнили?

У всех этих фигур есть… (углы)

Остались задания фигур без углов. Какие фигуры не имеют углов (круг, овал)

Задания от кругов и овалов.

– Продолжи узор (чередование кругов и овалов на нелинованном листе)

– Простучи мелодию (круг-хлопок, овал-удар кулачком)

Какие стали круги на картине? (жёлтые) А овалы? (красные)

Но ещё не всё мы раскрасили. Остались… (линии)

Задание от линий.

– Покажи меня (учитель рисует на спине нескольким учащимся линии, учащиеся должны определить ломаную, кривую, прямую линии)

Какие по цвету стали линии? (прямая- голубая, кривая-синяя, ломаная-фиолетовая)

Посмотрите, какой красивый разноцветный пейзаж получился. И, оказывается, все цвета, которые мы с вами использовали, дружат между собой и образуют радугу. Над нашим пейзажем зажглась радуга! (учитель прикрепляет над картиной радугу) Радуга тоже приготовила вам задание.

Задание от радуги (работа в парах).

–У вас на партах находятся конверты. Соберите пейзаж из предложенных геометрических фигур.

Учащиеся выполняют задание с проговариванием, называя цвет и размер геометрической фигуры (большой зелёный треугольник, маленький зелёный треугольник, большой жёлтый круг, красный средний овал, маленькие оранжевые прямоугольники, желтый большой круг, маленькие фиолетовые квадраты, голубая прямая, синяя кривая, фиолетовая ломаная)

РЕФЛЕКСИЯ.

О чём сегодня говорили? (о геометрических фигурах, фигуры могут быть большими, средними и маленькими, разными по цвету).

Какие задания вам вызывали у вас затруднения, а какие показались легкими?

Вы замечательно потрудились. Занятие закончено.

Список использованной литературы

1. Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т. В.Ахутина, Н. М. Пылаева. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.

2. Боряева Л.Б., Кондратьева С.Ю., Лопатина Л.В. Профилактика и коррекция дискалькулии у детей: Учебное пособие. – СПб., 2015.– 127с.

3. Кондратьева С.Ю. Познаем математику в игре. – СПб., 2011. – 255 с.

4. Крюковская Н.В. Нейропедагогическая система коррекционно-педагогической работы с учащимися с нарушениями психического развития (трудностями в обучении): монография / Н. В. Крюковская. –Гродно: ГрГУ, 2022. –267 с.

5. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2007. – 127с.

6. Соколова Н.Е. Психология детей с задержкой психического развития. – М.:ТЦ СФЕРА, 2009.