XI Междунродная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

Чучва А.В.,

учитель ГУО «Гродненская специальная школа-интернат №2»

ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И ВАРИАНТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «УМНОЕ ЗЕРКАЛО ARTIKME» НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ 1-5 КЛАССОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Аннотация. В статье продемонстрированы эффективные способы применения современных цифровых технологий на коррекционных занятиях с детьми с нарушениями слуха. Показаны возможности программно-методического комплекса "Умное зеркало Artikme" для развития устной речи и слухового восприятия у учащихся начальных классов. Описаны новые направления в использование данного программно-методического комплекса.

Ключевые слова: коррекционные занятия, слуховое восприятие, устная речь, умное зеркало Artikme, нарушения слуха.

Chuchva A.V.

MAIN ADVANTAGES AND OPTIONS FOR USING THE SOFTWARE AND METHODOLOGICAL COMPLEX “SMART MIRROR ARTIKME” IN REMEDIAL CLASSES FOR THE DEVELOPMENT OF ORAL SPEECH AND AUDITORY PERCEPTION WITH STUDENTS IN GRADES 1-5 WITH HEARING IMPAIRMENTS

Abstract. The article demonstrates effective ways of using modern digital technologies in correctional classes with children with hearing impairments. The possibilities of the software and methodical complex “Smart Mirror Artikme” for the development of oral speech and auditory perception in elementary school students are shown. New directions in the use of this program-methodical complex are described.

Keywords: correctional classes, auditory perception, oral speech, smart mirror Artikme, hearing impairment.

 

Одной из важнейших задач обучения учащихся начальных классов с нарушениями слуха является развитие их устной речи и слухового восприятия. Эти навыки необходимы для успешной социализации, дальнейшего обучения и интеграции в общество. Отсутствие сформированных речевых и слуховых навыков может значительно усложнить процесс взаимодействия ребенка с окружающими, что в свою очередь оказывает влияние на качество его жизни и уровень образования. Поэтому коррекционные занятия должны быть направлены не только на устранение речевых нарушений, но и на формирование интереса к обучению, мотивацию к коммуникации, а также создание благоприятной атмосферы, в которой ребенок будет чувствовать себя уверенно.

Коррекционные занятия по развитию устной речи и слухового восприятия являются ключевым элементом образовательного процесса для детей с нарушениями слуха. Они способствуют развитию таких важных аспектов, как артикуляция, слуховое внимание, речевое дыхание и навыки правильного произношения звуков, слогов и слов [1]. Дети с нарушением слуха испытывают значительные трудности в восприятии звуков окружающей среды и в формировании речевых навыков, что затрудняет их полноценное общение и социализацию. В таких условиях коррекционные занятия направлены на компенсацию этих ограничений и обеспечение более эффективного включения детей в учебный процесс.

Занятия по развитию слухового восприятия помогают учащимся научиться различать звуки разной частоты и интенсивности, что необходимо для формирования навыков восприятия речи [2]. Это особенно важно для начальных классов, так как именно в этом возрасте закладываются базовые коммуникативные способности, которые станут основой для дальнейшего обучения и взаимодействия в обществе. Развитие слухового восприятия улучшает способность детей распознавать звуки, понимать речь других людей и адекватно реагировать на происходящее вокруг, что положительно сказывается на их обучении и общении.

Также важным аспектом коррекционных занятий является работа над развитием устной речи. Учащиеся с нарушениями слуха часто испытывают трудности с произношением звуков и построением фраз, что ограничивает их возможность выражать свои мысли и эмоции. На коррекционных занятиях дети учатся правильно артикулировать звуки, формировать слоги и слова, а также использовать речевые конструкции для общения. Такие занятия позволяют значительно улучшить речевые навыки детей, делая их речь более понятной и выразительной. Это не только облегчает взаимодействие с окружающими, но и помогает детям чувствовать себя увереннее, что важно для их психологического и эмоционального развития.

В связи с этим использование инновационных технологий, в том числе информационных и коммуникационных решений, программно-методических комплексов и развивающих систем, становится все более важным для оказания помощи детям с нарушениями слуха в их развитии. Такие учащиеся часто сталкиваются с проблемами, такими как быстрая утомляемость, эмоциональная нестабильность и снижение интереса к учебе. Применение не только традиционных методов, но и компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе делает занятия более интересными и увлекательными для детей. Одним из таких решений является программно-методический комплекс «Умное зеркало Artikme».

Программно-методический комплекс «Умное зеркало Artikme» является эффективным инструментом для решения этих задач, так как он сочетает визуальные и аудиальные методы, что способствует более полному усвоению материала детьми. Он помогает создать условия для успешного обучения и развития детей с нарушениями слуха, обеспечивая целостный подход к коррекционной работе.

В качестве основных преимуществ данного комплекса можно выделить следующие:

1. Индивидуальный подход. Комплекс позволяет учитывать особенности и потребности каждого учащегося. Благодаря возможности гибкой настройки упражнений, педагог может адаптировать задания в соответствии с уровнем развития учащегося, темпом его работы и характером слухового нарушения. Для детей с различными уровнями развития слухового восприятия предоставляется возможность постепенно усложнять задания, добавляя новые элементы.

2. Мультисенсорное обучение. «Умное зеркало Artikme» использует как визуальные, так и аудиальные средства, что особенно важно для детей с нарушением слуха. Возможность видеть свое отражение на экране и слышать свою речь через слуховые аппараты помогает учащимся развивать навыки правильного произношения звуков, слогов и слов. Визуальное представление артикуляции помогает детям самостоятельно корректировать ошибки и быстрее достигать прогресса.

3. Мотивация и игровой подход. Использование игрового формата способствует повышению интереса к занятиям и мотивации учащихся. «Умное зеркало Artikme» предлагает задания, в которых дети могут видеть результаты своей работы в реальном времени, что повышает их уверенность в себе и желание продолжать обучение. Зеркало не только отображает правильное выполнение упражнений, но и мотивирует учащихся через игровые элементы, такие как визуальные награды и прогресс.

На коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия с учащимися с нарушениями слуха могут использоваться следующие задания и упражнения из таких блоков как:

1. Блок артикуляционной гимнастики. Данный блок включает упражнения для постановки правильного произношения звуков и формирования артикуляционных навыков. Для учащихся 1-5 классов с нарушением слуха важно не только видеть артикуляционные органы, но и самостоятельно тренироваться в правильном их положении. Комплекс позволяет детям контролировать свою артикуляцию, корректируя ее на основе визуальной обратной связи.

2. Упражнения на развитие речевого дыхания. Учащиеся с нарушениями слуха часто сталкиваются с трудностями в контроле дыхания, что отражается на их речи. «Умное зеркало Artikme» предлагает разнообразные упражнения для укрепления речевого дыхания, позволяя детям научиться правильно вдыхать и выдыхать воздух, что способствует улучшению качества произношения и продолжительности звучания.

3. Задания на развитие фонематического слуха. Для детей начальных классов особенно важно развивать слуховое восприятие, чтобы они могли различать звуки и слова. Комплекс включает игры, направленные на тренировку фонематического слуха, что делает процесс обучения увлекательным и помогает быстрее достигать результатов. С помощью данных упражнений учащиеся учатся различать звуки различной интенсивности и частоты, что положительно сказывается на их способности к распознаванию речи.

4. Пальчиковая гимнастика и мелкая моторика. Важным аспектом коррекционной работы является развитие мелкой моторики, так как она тесно связана с речевыми навыками. «Умное зеркало Artikme» включает задания для тренировки пальцев, что способствует общему речевому развитию детей. Выполнение пальчиковой гимнастики улучшает координацию движений, что, в свою очередь, помогает в овладении речевыми навыками.

Помимо основных направлений по развитию устной речи и слухового восприятия для учащихся с нарушениями слуха данный комплекс можно также использовать в качестве инструмента по созданию так называемых интерактивных сценариев, которые позволяют педагогам реализовывать целые тематические занятия с элементами театрализации. Например, учащиеся могут участвовать в "речевых спектаклях", в которых они разыгрывают простые сценки, озвучивая свои роли. Это помогает не только улучшить произношение, но и развить уверенность в общении, способность выражать эмоции и поддерживать диалог.

Кроме того, также можно включать ситуационные задания, в которых дети должны реагировать на происходящее, например, приветствовать других персонажей или отвечать на вопросы. Такие задания учат детей быстро применять свои знания в условиях, приближенных к реальным жизненным ситуациям.

Таким образом, можно сделать вывод, что программно-методический комплекс «Умное зеркало Artikme» действительно является эффективным инструментом для коррекционной работы с учащимися 1-5 классов с нарушениями слуха. Возможности данного комплекса позволяют сделать коррекционный процесс более увлекательным и разнообразным. Благодаря индивидуальному подходу и адаптации заданий, «Умное зеркало Artikme» позволяет детям с нарушениями слуха достигать значительных успехов в развитии устной речи и слухового восприятия, открывая перед ними новые возможности для успешной социализации и обучения.

 

Список использованной литературы

1. Волкова, К. А. Методика обучения глухих детей произношению / К. А. Волкова, В. Л. Казанская, О. А. Денисова.  – М/ : Владос, 2008. − 224 с.

2. Королева, И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста / И. В. Королева. − М. : КАРО, 2005. − 280 с.