XI Междунродная научно-практическая конференция
«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:
опыт, проблемы, перспективы»
Швабович Д.Г.,
учитель-дефектолог первой квалификационной категории ГУО «Специальный детский сад № 81 г. Гродно», магистр
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЕБ-КВЕСТА «АБВГДЕЙКА»
Аннотация. В статье описывается содержание и методика образовательного веб-квеста под названием «АБВГДейка». Отмечается, что данный веб-квест предназначен для отработки навыков по образовательной области «Обучение грамоте» у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Образовательный веб-квест способствует развитию навыка чтения, стимулированию познавательной активность, индивидуальности и инициативности старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Использование данного веб-квеста позволяет решать задачи, требующие взаимодействия взрослого и ребенка.
Ключевые слова: обучение грамоте, веб-квест, старшие дошкольники, тяжелые нарушения речи.
Shvabovich D.G.
LITERACY TRAINING FOR OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS THROUGH THE USE OF THE EDUCATIONAL WEB QUEST "ABVGDEIKA"
Abstract. The article describes the content and methodology of an educational web quest called "ABVGDeika". It is noted that this web quest is designed to practice skills in the educational field of "Literacy training" for older preschool children with severe speech disorders. The educational web quest promotes the development of reading skills, stimulates cognitive activity, individuality and initiative of older preschoolers with severe speech disorders. Using this web quest allows you to solve tasks that require interaction between an adult and a child.
Keywords: literacy training, web quest, senior preschoolers, severe speech disorders.
Отсутствие навыка чтения или медленное чтение представляет собой значительную проблему при обучении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в школе. Перед тем как начать читать, обучающийся должен научиться различать звуки, из которых состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов.
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте начинают проявлять большой интерес к знакомству с миром звуков, что позволяет начать подготовку к чтению и письму к шести годам. Сегодня рынок педагогических услуг значительно расширился, но стал менее упорядоченным. Например, появились различные авторские программы и методические разработки по обучению грамоте, качество которых не всегда высокое. Некоторые разработчики образовательных программ, а также педагоги и родители допускают серьезные методические ошибки при обучении грамоте.
Таким образом, наблюдая за естественным интересом дошкольников с тяжелыми нарушениями к знакомству с миром звуков, букв, а также письму свидетельствует о необходимости обучения грамоте в старшем дошкольном возрасте. Однако это требует наличия определенных знаний у педагогов дошкольных образовательных учреждений, современных методов и форм работы.
В наше время использование информационных и коммуникационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях становится всё более важным, поскольку оно помогает достичь нового качества знаний через мультимедийные средства в доступной и увлекательной игровой форме. Это развивает логическое мышление обучающихся, усиливает творческий компонент учебной деятельности и способствует значительному улучшению качества образования дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Компьютер предоставляет возможность увеличения объема предлагаемого материала, яркий светящийся экран привлекает внимание и помогает обучающимся переключаться от слухового восприятия к визуальному. Анимированные персонажи также вызывают интерес.
Особое значение имеют интерактивные технологии обучения, способствующие высокому уровню личной вовлеченности в процесс обучения, быстрому доступу к информации и увеличению познавательной мотивации у обучающихся. Интерактивная игра является одним из видов таких технологий и создает оптимальные условия для развития и самореализации участников учебного процесса.
Образовательные веб-квесты становятся все более популярными. Веб-квест – это педагогическая технология, включающая в себя проблемные задания с элементами ролевой игры, выполнение которых требует использования интернет-ресурсов. Эти квесты создаются для интеграции интернета в разные учебные предметы на различных уровнях обучения в рамках учебного процесса. Они могут охватывать отдельные проблемы, учебные предметы, темы и даже быть межпредметными [1].
Образовательный веб-квест «АБВГДейка» создан для дополнительного образования старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи по образовательной области «Обучение грамоте», на основе решения головоломки с помощью выполнения интерактивных упражнений, созданных learningapps.org. В основе головоломки лежит готовый текст: «Учим-учим алфавит, чтобы буквы покорить, поскорей начать читать, много нового узнать», который содержит ключевую идею веб-квеста. Этот текст разделяется на отдельные слова, каждое из которых становится своего рода кодом, получаемым обучающимися после выполнения заданий. Собрав все кодовые слова, обучающиеся должны составить из них исходную фразу. Этот веб-квест может проводиться как в дошкольных образовательных учреждениях, так и дома, при участии родителя и ребенка.
Цель веб-квеста – отработка навыков по образовательной области «Обучение грамоте» у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, а также закрепления изученного материала вместе с родителями.
Веб-квест начинается с интерактивной истории: «Однажды игрушки захотели отправиться в путешествие, но никак не могли решить, куда же идти. И тут они нашли необычную карту, на которой были изображены домики. Это оказалась карта города Азбуки. Друзья, недолго думая, решили отправиться туда. В городе Азбуки в своих домиках жили разные звуки, но все они были невидимыми, ведь звуки увидеть невозможно: мы их слышим и произносим. Когда в город приезжали гости, то они долго искали нужных хозяев домиков, не понимая, кто и где живёт. И тогда умные звуки решили написать на своих домиках буквы, передающие их звучание, чтобы всем было легко их найти» [2].
Далее перед детьми открывается карта веб-квеста, которая предполагает размещение всех этапов веб-квеста, а также выбор любого этапа быстро и доступно (рисунок 1). На каждом этапе обучающимся нужно выполнить интерактивное упражнение, получить кодовое слово, записать его на маршрутный лист.
Веб-квест «АБВГДейка» включает в себя 10 этапов.
1 этап «Жильцы города Азбуки» предполагает выполнение упражнения «Домики», в котором необходимо классифицировать звуки: разместить гласные звуки в домики с красной крышей, а согласные звуки в домики с синей/зеленой крышей.
2 этап «Согласные звуки – мальчики» предполагает выполнение упражнения «Звонкие и глухие согласные», где необходимо определить звонкие и глухие согласные: звонкие пометить колокольчиком, а глухие – наушниками.
3 этап «Из слогов в слово». На данном этапе необходимо выполнить упражнение «Придумай слово», где нужно прослушать записи слогов, подобрать слова на заданный слог и соединить с картинкой.
4 этап «Количество слогов». На данном этапе предлагается упражнение «Сколько слогов?»: необходимо определить количество слогов в словах и соединить картинку с цифрой.
На 5 этапе «Длинные и короткие слова» предлагается упражнение «Длинные и короткие слова», где нужно определить длинные и короткие слова, деля их на слог. Короткие слова, у которых один слог, перенести влево, длинные слова, у которых два и более слогов, перенести вправо.
На 6 этапе «Из слов в предложение» предлагается упражнение «Составь предложение», где необходимо составить предложение из предложенных слов, записать их.
7 этап «Гласные буквы – девочки» предполагает выполнение упражнения «Запиши гласные буквы», где необходимо определить в каждом слове первую гласную букву и записать их.
8 этап «Согласные буквы – мальчики» предполагает выполнение упражнения «Посчитай-ка», где нужно посчитать, сколько согласных букв в каждой группе, ответ записать цифрой.
На 9 этапе «Особые буквы» предлагается упражнение «Найди ь, ъ знаки». В данном упражнении необходимо определить в каждой группе, присутствует ли твердый и мягкий знак (Ь, Ъ). Записать ответ цифрой, если данных букв нет, то написать 0.
На 10 этапе «Бонус» предлагается упражнение «Бонусное задание» – награда за выполнение всех заданий, где закрепляются знаний о гласных и согласных буквах.
Результатом выполнения веб-квеста «АБВГДейка» является не только обобщение и систематизация знаний по образовательной области «Обучение грамоте», но и получение опыта в использовании современных технологий. Использование таких технологий позволяет сделать процесс обучения и развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи достаточно простым и эффективным, значительно экономит время педагога, повышает культуру занятия, позволяет дифференцировать подход к обучающимся, способствует формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияет на качество образования детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Таким образом, структура и содержание веб-квеста «АБВГДейка» для развития навыков по теме «Обучение грамоте» у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи включает 10 этапов, направленных на закрепление знаний о звуках и их классификации, улучшение навыка чтения открытых и закрытых слогов и слов, развитие внимательности, логического мышления, связной речи, стимулирование индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, познавательной активности, а также воспитание культуры речи. Применение данного веб-квеста позволяет объединять различные виды деятельности старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и формы работы с ними, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности обучающегося.
Список использованной литературы
1. Применение веб-квест технологии в современном образовании [Электронный ресурс] / Urok.1sept.ru. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/671383. – Дата доступа: 19.10.2024.
2. Шидловская, О.Е. Скоро в школу. Обучение грамоте детей 5–7 лет / О.Е. Шидловская. – Минск : Аверсэв, 2020. – 94 с.