XI Междунродная научно-практическая конференция
«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:
опыт, проблемы, перспективы»
Шилович Е.С.,
учитель-дефектологи ГУО «Специальный детский сад № 81 г. Гродно»
Пайко А.В.,
учитель-дефектологи ГУО «Специальный детский сад № 81 г. Гродно»
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОГО ПРОСТРАНСТВА
Аннотация. В статье описывается опыт работы по развитию социально-бытовой ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения на коррекционных занятиях посредством использования специально организованного пространства. Выделены этапы и направления коррекционной работы по развитию социально-бытовой ориентировки с использованием специально организованного пространства. Грамотно организованное и используемое в коррекционной работе пространство служит эффективным средством формирования у детей с нарушениями зрения представлений об окружающем мире, умения использовать при обследовании сенсорные функции (зрение, слух, обоняние, осязание), а также воспитания культуры поведения.
Ключевые слова: социально-бытовая ориентировка, специально организованное пространство, нарушения зрения, технология.
Shilovich E.S., Paiko A.V.
THE DEVELOPMENT OF SOCIAL AND HOUSEHOLD ORIENTATION IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENTS
IN REMEDIAL CLASSES THROUGH THE USE OF A SPECIALLY ORGANIZED SPACE
Abstract. The article describes the experience of work on the development of social and everyday orientation in children of senior preschool age with visual impairment at correctional classes through the use of specially organized space. The stages and directions of correctional work on the development of social and household orientation using a specially organized space are highlighted. Competently organized and used in correctional work, the space serves as an effective means of forming in children with visual impairments ideas about the world around them, the ability to use sensory functions (sight, hearing, smell, touch) during examination, as well as fostering a culture of behavior.
Keywords: social and household orientation, specially organized space, visual impairment, technology.
Одно из направлений коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения, заключается в развитии социально-бытовой ориентировке.
Согласно исследованиям Л.И. Плаксиной, слабовидящие дети и с функциональными расстройствами зрения (амблиопия, косоглазие), сталкиваются со значительными трудностями в восприятии объектов из-за особенностей своего нарушения [3]. Их практический опыт оказывается менее разнообразным по сравнению с опытом здоровых сверстников. Эти дети не могут самостоятельно освоить подходящие им методы действий и ориентирования, поэтому требует целенаправленного развития специальных навыков для выполнения различных видов практических действий и освоения эффективных способов ориентации в повседневной жизни и пространстве.
Опыт работы с данной категорией детей показал, что имеющиеся у них нарушения требуют создания особых условий для проведения коррекционной работы по развитию социально-бытовой ориентировки. В связи с этим в учреждении были организованы три зоны (бытовая, природная, городская), оснащенные необходимым оборудованием и учебными материалами (игрушками, игровыми пособиями, макетами, муляжами, изображениями предметов (рельефные, силуэтные и т.д.) и иллюстрации.
При проведении коррекционной работы учитывались следующие принципы:
связь обучения с реальной жизнью и практической деятельностью;
комплексный подход, который включает мультидисциплинарную работу специалистов, согласованность содержания коррекционных занятий, проводимых тифлопедагогом, с занятиями других специалистов, а также закрепление приобретенных умений и навыков в семейной среде;
наглядно-действенный характер обучения, основанный на активном использовании наглядных материалов и практических упражнений;
усиленная внешняя регуляция деятельности, предполагающая использование чётких инструкций и алгоритмов, помогающих детям правильно выполнять задания и достигать качественных результатов;
интеллектуализация коррекционной работы, включающая разнообразные практические задания, направленные на анализ объектов и ситуаций, поиск недостающих и лишних элементов, выявление сходств и различий, обобщения, установление аналогий и других взаимосвязей.
Целью работы является развитие социально-бытовой ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения посредством использования в коррекционной работе специально организованного пространства.
Задачи работы:
выявить актуальный уровень развития социально-бытовой ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения;
определить этапы и направления коррекционно-развивающей работы по развитию социально-бытовой ориентировки;
апробировать специально организованное пространство для развития социально-бытовой ориентировки при проведении коррекционно-развивающей работы;
проанализировать результативность использования специально организованного пространства в коррекционно-развивающей работе по развитию социально-бытовой ориентировки и внедрить в образовательный процесс.
Процессуальная характеристика работы.
Авторский метод развития социально-бытовой ориентировки у старших дошкольников с нарушениями зрения на коррекционных занятиях состоял из двух этапов: диагностического и основного (практического).
Для оценки результативности работы проводилась диагностика (первичная и итоговая), основу которой составили диагностическая методика Е.Н. Подколозиной «Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения» [4], методики Л.А. Дружининой «Методика определения особенностей зрительных представлений о предметном мире» и «Методика определения особенностей представлений об окружающем мире» [1].
Развитие социально-бытовой ориентировки у детей происходило поэтапно. Учитывая выбранные направления, темы, задачи и методические средства коррекционной работы, в специально оборудованном пространстве проводились индивидуальные и групповые занятия по развитию социально-бытовой ориентировки. Эти занятия направлены на уточнение и расширение сенсорных, предметных, пространственных и других представлений, необходимых детям с нарушениями зрения для успешного решения учебных и повседневных задач.
Коррекционная работа основывалась на принципах систематичности, непрерывности, регулярности и плановости. Она была адаптирована к «зоне ближайшего развития» каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и способности. Применялись методы и приёмы, стимулирующие познавательную активность и самостоятельность воспитанников.
На коррекционных занятиях в специально подготовленных зонах с использованием тематических заданий и игровых упражнений развиваются навыки анализирующего наблюдения через отдельные органы чувств и их комплексное применение, совершенствуется тактильное восприятие, а также обучаются навыкам самообслуживания. Например, в зоне быта, имитирующей домашнюю обстановку, дети знакомятся с предметами домашнего обихода (туалетные принадлежности, средства для уборки и др.), изучают их свойства, выполняют с ними различные действия (как реальные, так и имитирующие), а также учатся правилам безопасного обращения с этими предметами.
В процессе работы в каждой из зон специально организованного пространства обучение воспитанников осуществляется с использованием разнообразного спектра вербальных и невербальных средств общения в условиях коммуникации на основе общепринятых норм и правил поведения. Выполняя бытовые поручения и определенные действия в контексте конкретной ситуации, дети, взаимодействуя с педагогом и сверстниками, получают опыт партнерских отношений.
В условиях созданной среды широко используется воспитательный потенциал занятий. Например, деятельность в зоне быта способствует развитию таких качеств, как аккуратность, опрятность и бережливость; в зоне города – организованность, дисциплинированность, вежливость; в зоне леса – осторожность, ответственность.
Для закрепления полученных в процессе индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы знаний и умений по некоторым темам проводятся коррекционные занятия в виде квест-игр. Например, в квесте «В гостях у Даши-путешественницы» дети закрепляют представления о предметном мире (посуда, электроприборы), применяют необходимые в бытовой сфере умения и навыки (самообслуживание, безопасное поведение дома), действуя в рамках конкретной ситуации.
Для успешной реализации авторской разработки необходимо наличие специально оборудованного пространства, а также соблюдение следующих рекомендаций:
предоставить ребенку время для адаптации в специально оборудованном пространстве;
ориентироваться на «зону ближайшего развития» каждого воспитанника, его индивидуальные особенности и возможности;
максимально широко использовать в коррекционных целях возможности созданного пространства и смоделированные ситуации;
мотивировать детей на активную деятельность, создавая ситуацию успеха для каждого.
Результаты итоговой диагностики свидетельствуют о том, что грамотно организованное и используемое в коррекционной работе пространство является эффективным средством формирования у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения представлений об окружающем мире, умения использовать при обследовании сенсорные функции (зрение, слух, обоняние, осязание), а также воспитания культуры поведения.
Эта методика может применяться учителями-дефектологами и воспитателями дошкольного образования, работающими над реализацией программ специального образования на уровне детского сада.
Список использованной литературы
1. Дружинина, Л. А. Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения / Л. А. Дружинина. – Челябинск : АЛИМ, 2008. – 99 с.
2. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] : 13 января 2011 г. № 243-З : принят Палатой представителей 2 дек. 2010 года : одобр. : Советом Республики 22 дек. 2010 года : в ред. Закона Респ. Беларусь от 14.01.2022 № 154-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243. – Дата доступа: 25.10.2022.
3. Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 нояб. 2021 г., № 683 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C22100683. – Дата доступа: 25.10.2022.
4. Подколзина, Е. Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушениями зрения // Е. Н. Подколзина – М. : Обуч, 2014. – 72 с.