XI Междунродная научно-практическая конференция
«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:
опыт, проблемы, перспективы»
г. Казань, Россия
Ахметзянова А.И.,
зав. кафедрой психологии и педагогики специального образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», кандидат психологических наук, доцент
Закономерности социализации дошкольника в инклюзивном образовательном пространстве
Аннотация. В условиях развития инклюзивной образовательной практики у педагогов дошкольного образования должна сформироваться система профессиональной компетентности, позволяющая опираться как на общедидактические принципы и закономерности организации воспитательно-образовательного процесса, так и на специфические закономерности и принципы, позволяющие стать образовательному пространству инклюзивным. В статье предлагается комплекс закономерностей социализации ребенка в инклюзивном образовательном пространстве. Определение данных закономерностей позволяет будущим педагогам системы дошкольного образования, вовлеченным в инклюзивный образовательный процесс, создавать эффективные программы социализации детей дошкольного возраста, оптимизировать процесс взаимодействия с родителями и другими субъектами инклюзивного образовательного пространства.
Ключевые слова: социализация, ребенок дошкольного возраста, инклюзивное образовательное пространство
Akhmetzyanova A.I.
PATTERNS OF SOCIALIZATION OF PRESCHOOLERS IN AN INCLUSIVE EDUCATIONAL SPACE
Abstract. In the context of the development of inclusive educational practice, preschool teachers should develop a system of professional competence that allows them to rely on both general didactic principles and patterns of organizing the educational process, and on specific patterns and principles that allow the educational space to become inclusive. The article proposes a set of patterns of child socialization in an inclusive educational space.The definition of these patterns allows future teachers of the preschool education system involved in the inclusive educational process to create effective programs for the socialization of preschool children, optimize the process of interaction with parents and other subjects of the inclusive educational space.
Keywords: socialization, preschool child, inclusive educational space
В исследованиях российских ученых доказано, что ключевую роль в социализации дошкольника играют отношения со сверстниками [2; 4; 7]. Именно во взаимоотношениях со сверстниками дошкольник осваивает детскую субкультуру как пространство для испытания собственных возможностей и самореализации, вырабатываются инициативность в общении, умения установить поддерживать контакты, толерантность, навыки сотрудничества и др.
В инклюзивном дошкольном образовательном учреждении дошкольники получают уникальный опыт отношений со сверстниками, являющийся источником специфических социальных компетенций как для нормотипично развивающихся детей, так и для детей с особыми образовательными потребностями. В процессе социализации дошкольникам становятся доступными социальные ценности, нормы и правила, отличающиеся от тех, которые они усвоили в семье [8].
В исследованиях, посвященных изучению специфики социализации детей, особое место отводится семье как первичному социальному институту. Именно в семья формирует представления об окружающем мире, об отношениях к людям, к самому себе и взаимодействию со взрослыми и сверстниками, принятию социальных правил и норм [5].
Взаимодействие педагога с семьей дошкольника приобретает в условиях инклюзивного обучения особую значимость. Становится необходимым педагогическое сопровождение не только семей, воспитывающих нормотипичных детей, но и семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями. Педагогу важно скорректировать родительские установки с приоритета подготовки к школьному обучению, на задачи социального развития.
В исследованиях российских педагогов и психологов отмечается высокая значимость педагогического содействия социализации в образовательном процессе. Необходимо отметить, что чрезвычайно значимой является субъектность позиции ребенка в социокультурной среде. Пассивное приспособление ребенка к условиям среды не обеспечивает его социализацию. Положительный результат социализации будет зависеть от способности педагога, который понимая специфику взаимоотношений ребенка со сверстниками, родителями, другими взрослыми определить возникающие сложности и своевременно их скорректировать [13].
В рамках инклюзивного образовательного пространства на первый план выдвигаются идеи гуманистической педагогики, ориентирующейся на личность ребенка, его педагогическую поддержку и сопровождение. Российские исследователи убедительно доказывают, что максимальная реализация личностных потребностей ребенка осуществляется в условиях сотрудничества с педагогом [11; 12].
Одной из ключевых задач, стоящих перед педагогами, является обучение продуктивному общению, инициативности в общении, навыкам согласовывания собственных действий с действиями партнеров по игре или общению, отношению к другим детям, как нормотипичным, так и детям с особыми образовательными потребностями, как к равным [1; 6].
Инклюзивное образовательное пространство, обладая полисубъектностью, предоставляет ребенку дошкольного возраста возможность взаимодействовать с различными субъектами инклюзивного образовательного пространства: нормотипичные дети, дети с особыми образовательными потребностями, родители как нормотипичных детей, так и детей с особыми образовательными потребностями и др., расширяя социальные связи.
Вышесказанное обуславливает возрастание значимости роли педагога в социализации ребенка, который должен быть способен, организуя деятельность и общение детей, учитывая индивидуальные особенности и объем, и качество социального опыта каждого ребенка, помочь ребенку выстроить гармоничную систему отношений с окружающим людьми. Профессионализм, инклюзивные компетенции педагога позволяют включить ребенка в новую систему отношений, своевременно выявить и преодолеть сложности в складывающихся взаимоотношениях, что является залогом его успешной социализации. Значимость педагогического содействия социализации ребенка в образовательном процессе отмечается во многих российских педагогических исследованиях [11; 12].
Одним из наиболее значимых институтов социализации является дошкольное образовательное учреждение, в рамках которого происходит становление личности ребенка [3]. Отношения ребенка с педагогами, другими взрослыми, впервые начинают складываться в дошкольном образовательном учреждении, в последующие периоды играют возрастающую роль. Опыт общения ребенка с незнакомыми или малознакомыми людьми у дошкольника ограничен, но при этом чрезвычайно значим, так как позволяет обеспечить безопасность ребенка и постепенно расширять круг его общения.
Инклюзивное дошкольное образовательное учреждение, как агент социализации, обеспечивает социокультурную среду, определяющую ситуацию развития как нормотипичных детей, так и детей с ОВЗ.
Отечественными педагогами были выделены общие условия, социокультурной среды инклюзивного учреждения, способствующие социализации ребенка:
- создание инклюзивной среды [2; 9; 11];
- адаптация образовательной среды [2; 7; 11];
- учет индивидуальных особенностей детей [12];
- владение педагогами иклюзивными компетенциями [7; 11];
- формирование инклюзивной культуры [11; 12];
- воспитание сотрудничества, социальных навыков [6; 9];
- вовлечение родителей в воспитательный процесс и оказание им консультативной помощи процесс [2; 7; 9];
- психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребенка [9];
- развитие речи и коммуникативных способностей [6, 9, 11];
Выделенные условия могут трансформироваться в зависимости от возраста, способностей и от особых образовательных потребностей детей.
Роль педагога в социализации ребенка в инклюзивном дошкольном образовательном учреждении заключается в создании условий для обогащения социального опыта в различных сферах социального взаимодействия: со сверстниками, родителями, педагогами, другими взрослыми.
В последние десятилетия в современной педагогике особенно актуальной становится проблема поиска закономерностей обучения, установление которых позволяет совершенствовать педагогическую практику и повышать уровень доказательности педагогических рекомендаций [10].
При разработке педагогической концепции социализации ребенка дошкольного возраста в инклюзивном образовательном пространстве мы опирались систему педагогических законов, предложенных А.М. Новиковым [13].
Автор считает основным результатом образования жизненный опыт, который приобретает обучающийся в результате образовательной деятельности. Особый интерес представляет содержание закона социализации, раскрывающееся в том, что ситуации социального взаимодействия, общения позволяют индивиду приобрести свою человеческую сущность [13, с. 30]. Этот закон отражает отношение: «новый опыт – педагог». В качестве педагога А.М. Новиков [13] рассматривает не только учителя, воспитателя и т.п., но и родителей, других членов семьи, сверстников, средства массовой информации и др., в отношениях с которыми ребенок приобретает новый опыт. Исходя из этого следует, что максимальное вовлечение дошкольника в ситуации социального взаимодействия, в общение с разными субъектами и объектами социализации позволят повысить результативность данного процесса.
Мы предлагаем систему закономерностей и принципов социализации ребенка дошкольного возраста в инклюзивном образовательном пространстве:
Атрибутивная закономерность:
1. Пространство социализации как система значимых отношений с окружающими, отражает возрастные особенности направлений социализации ребенка дошкольного возраста и детерминировано ортогональными измерениями: партнером, с которым взаимодействует дошкольник (родители; другие взрослые; сверстники) и способом организации взаимодействия: организованное взрослым либо свободное, инициированное самим ребенком
Реализацию данной закономерности социализации детей в инклюзивном образовательном пространстве обеспечивают принципы: системности, возрастной специфики, гетерохронности, единства нормогенеза и дизонтогенеза, деятельности.
Закономерность обусловленности:
2. Результативность формирования навыков социализации ребенка обусловлена индивидуальными особенностями его взаимодействия в различных сферах отношений, значимых для социализации и его социальным опытом. Оценка индивидуальных особенностей может быть проведена по следующим критериям: выделение и следование социальной норме; оптимистическая установка на результат взаимодействия; конструирование и реализация активной позиции в ситуациях социального взаимодействия; вариативность развития ситуаций социального взаимодействия; умение ребенка предвидеть долгосрочные результаты собственных действий; реалистичные образы ситуации социального взаимодействия; умения использовать рече-языковые средства в ситуации социального взаимодействия субъектов инклюзивного образовательного пространства.
Реализацию данной закономерности социализации детей в инклюзивном образовательном пространстве обеспечивают принципы: индивидуализации, личной активности и избирательности, единства диагностики и коррекции.
Закономерности эффективности:
3. Социализация детей в инклюзивном образовательном пространстве обусловлена направляющей ролью педагога, при побуждении и поддержании интереса к социальному взаимодействию, расширении и уточнении круга представлений о социально приемлемых способах взаимодействия субъектов инклюзивного образовательного пространства; преодолении стереотипного поведения, активизации речи, при обучении детей комбинированию и реконструированию имеющегося опыта взаимодействия.
Реализацию данной закономерности социализации детей в инклюзивном образовательном пространстве обеспечивают принципы: толерантности, рефлексии, фасилитации, поддержки самостоятельной активности ребенка, активного включения в процесс социализации ребенка всех субъектов инклюзивного образовательного пространства.
4. Формирование показателей социализации будет эффективным при осуществлении постепенного перехода от знакомых ребенку ситуаций социального взаимодействия в инклюзивном образовательном пространстве к ситуациям, опыт взаимодействия в которых у ребенка ограничен.
Реализацию данной закономерности социализации детей в инклюзивном образовательном пространстве обеспечивают принципы: доступности, постепенности и последовательности, наглядности.
Выделенные закономерности социализации взаимосвязаны между собой и не могут применяться изолированно.
Список использованной литературы
1. Абидова, Н. З. Анализ проблемы развития речи и общения у детей с нарушением зрения / Н.З. Абидова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2014. – Т. 6, № 3. – С. 29–33.
2. Алехина, С. В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, И. В. Вачков // Психологические исследования. – 2014. – № 5. – С. 97–104.
3. Ахметзянова, А. И. Педагогическая технология социализации дошкольника в инклюзивном образовательном пространстве. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2024. – 168 с.
4. Батенова, Ю. В. Социальная ситуация развития и информационная социализация в дошкольном возрасте / Ю. В. Батенова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2017. – № 6. – С. 93–94.
5. Баянова, Л. Ф. Психология дошкольника в нормативной ситуации / Л. Ф. Баянова. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2017. – 128 с.
6. Бойков, Д. И. Дошкольник с ОВЗ в инклюзивном коммуникативном пространстве / Д. И. Бойков, Ю. Т. Матасов // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2023. – № 52. – С. 24–28
7. Болдинова, О. Г. Педагогическое сопровождение совместной деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 5.8.3 / О. Г. Болдинова. – М., 2023. – 26 с.
8. Веракса, Н. Е. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста / Н. Е. Веракса, О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 1996. – № 3. – С. 14–27.
9. Гончарова, Г. А. Образовательная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в современной школе / Г. А. Гончарова, С. Б. Лазуренко, А. В. Голубчикова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2021. – № 200. – С. 7–17.
10. Ибрагимов, Г. И. Проблема закономерностей и принципов обучения в отечественной педагогике / Г. И. Ибрагимов. – Казань : Школа, 2018. – 76 с.
11. Инклюзивное образование: специальные условия включения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова [и др.]. – М. : Национальный книжный центр, 2018. – 112 с.
12. Инклюзивное образование как педагогическая инновация / Д. З. Ахметова, А. В. Тимирясова, Т. А. Челнокова [и др.]. – Казань : Познание, 2021. – 228 с.
13. Новиков, А. М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики / А. М. Новиков. – М. : Эгвес, 2010. – 208 с.