XI Междунродная научно-практическая конференция
«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:
опыт, проблемы, перспективы»
г. Архангельск, Россия
Абрамова М.А.,
кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры спортивных дисциплин ФГОУВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В Ломоносова»,
Сунгурова А.В.,
старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин ФГОУВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В Ломоносова»
Сунгуров А.Н.,
учитель физической культуры МБОУ «Гимназия №3»
Инклюзивные практики реализуемые в учреждении высшего образования
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся организации занятий с применением инклюзивных практик, проведения различных университетских мероприятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также особенности подготовки специалистов, участвующих в организации специальной образовательной среды. Целью статьи является ознакомить с особенностями инклюзивного образования в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова г. Архангельска.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, инклюзия, дети с ограниченными возможностями здоровья, студенты, практика.
Abramova M.A. , Sungurova A.V., Sungurov A.N.
INCLUSIVE PRACTICES IMPLEMENTED IN A HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Abstract. This article examines issues related to the organization of classes using inclusive practices, holding various university events for people with disabilities, as well as the specifics of training specialists involved in organizing a special educational environment. The purpose of the article is to introduce the specifics of inclusive education at the Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk.
Key words: adaptive physical education, inclusion, children with disabilities, students, practice
В практическом регионе проводится большая работа с лицами, имеющими ограничения в состоянии здоровья. ФГОУ ВО Северный (Арктический) федеральный университет М.В. Ломоносова (далее – САФУ) создал необходимые условия для обучения людей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). На базе университета реализуется образовательная программа обучения специалистов в сфере адаптивной физической культуры (далее – АФК) [1].
Арсеналом современных технологий и практик, должен владеть будущий специалист, работающий с детьми с ОВЗ. Одной из ключевых задач государственной политики в области инклюзивного образования стоит создание условий для занятий физической культурой и спортом, а также формирования потребностей в этих занятиях.
В САФУ имени М.В. Ломоносова (г. Архангельск), на кафедре спортивных дисциплин обучаются бакалавры, которые осваивают образовательную программу обучения: «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура (далее – АФК)», созданы условия для получения качественного образования в сфере работы с лицами с ОВЗ [4].
При обучении студентов преподаватели кафедры ставят перед собой задачи: включение людей с ОВЗ в социум; обучение людей с ОВЗ навыкам, методам и двигательным умениям; формирование групп студентов для проведения занятий по АФК.
В САФУ имени М.В. Ломоносова при подготовке студентов используются собственные образовательные стандарты, которые полностью соответствуют и дополняют Федеральный образовательный стандарт, в том числе при подготовке по направлению 49.03.02. Стандарт разработан при участии высококвалифицированных специалистов в области физической культуры, инклюзивного образования, специального образования. При разработке основной профессиональной образовательной программы учтены все необходимые компетенции, которые должен получить студент в процессе обучения, например такие, как: обучающийся способен проводить комплексы физических упражнений у лиц с ОВЗ (с учетом возрастных особенностей); обучающийся способен развивать физические качества; обучающийся способен обучать новым способам двигательной деятельности лиц с ОВЗ.
Данные компетенции и их освоение в полной мере удовлетворяют интересы инклюзивного образования. Обучение по данным программам позволяет готовить высококвалифицированного специалиста способного развивать, учить и взаимодействовать с лицами с ОВЗ. Так же в УП план данного направления включены такие дисциплины, как ТФСД (технологии физкультурно-спортивной деятельности), МТО (материально техническое обеспечение), КР (комплексная реабилитация в адаптивной физической культуре), средства и системы оздоровления лиц с ОВЗ), АК ( адаптивный курс для лиц с ОВЗ) и многие другие. В рамках реализуемых дисциплин студенты учатся работать с лицами с ОВЗ [2].
Ключевым из подходов в обучении будующих специалистов является практико-ориентированный подход. Студенты с первого курса обучения включены в выбранную ими профессиональную сферу. Сотрудники кафедры спортивных дисциплин тесно сотрудничают со всеми коррекционными образовательными учреждениями города и области, с спортивно-адаптивной школой парлимпийскго и сурдлимпийского резерва, с образовательными учреждениями, где обучаются дети с ОВЗ. Спортивно-адаптивная школа парлимпийскго и сурдлимпийского резерва является потенциальным работодателем выпускников нашего университета. Поэтому регулярно принимает участие в разработке актуальных тем для исследования в области инклюзивного образования в сфере физической культуры, является заказчиком разработок в области АФК.
Ежегодно студенты, в качестве волонтеров и судей, принимают участие в различных спортивных мероприятиях для лиц с ОВЗ реализуемых в городе (Летние и зимние Беломорские игры, Кросс Нации, соревнования по плаванию лиц с поражением опорно-двигательного аппарата). Студенты проходят базовое обучение по волонтерской деятельности для лиц с ОВЗ на занятиях учебного плана, а также в процессе практической подготовки. Где им помогают осваивать способы общения, взаимодействия, страховки, помощи и организации занятий с лицами с ОВЗ. Традиционно организовывают Дни здоровья, веселые старты и другие физкультурно-массовые мероприятия, проводимые в учреждениях, где обучаются лица с ОВЗ. Студенты выходят с мастер классами по скандинавской-ходьбе, стретчингу в Архангельское отделение Всероссийского общества глухих. Проводят занятия по плаванию для лиц с ОВЗ, которые посещают Архангельское отделение Всероссийского общества слепых. Проводят практические занятия в отделениях восстановительной медицины города [3].
Ежегодно в стенах университета проводят «Веселые старты на воде», в бассейне спортивного корпуса, в котором принимают участия лица с различной нозологией. Период организации данного мероприятия требует особой подготовки. Студенты под руководством преподавателей кафедры разрабатывают положение и сценарий мероприятия. Организационная группа из студентов собирает заявки на мероприятие с команд участников. Так как нозологические группы различные (слух, зрение, нарушение ОДА, интеллектуальная недостаточность), то подбор эстафет на воде требует более детальной проработки. Определяется ведущий мероприятия, который находится на бортике бассейна, а также к каждой команде участников прикрепляется студент – волонтер, который находится в воде. Эстафеты сочетают в себе игровой и спортивный аспекты. Чередуются малой интенсивностью и средней. Много шуточных заданий, например: с использованием фитболов, нудлов, лопаток для плавания, плавательных досок, ярких и красочных мячей, разных по текстуре, размеру и цвету. В сценарий приписывается техническое оснащение мероприятия (свет, звук). Так как мероприятие для различных нозологических групп игрового характера, то в конце эстафет, все команды участники награждаются памятными призами. Чаще всего мероприятие проводится перед новогодними праздниками и при разработке сценария уделяется большее внимание на проведение костюмированного мероприятия в театрализованной форме (Дед Мороз и Снегурочка и отрицательные персонажи из русских сказок). В организации и проведении веселых стартов на воде используется мультимедийное сопровождение данного мероприятия. До начала мероприятия на странице социальной сети публикуется пост, о дате и месте проведения праздника, следующий пост – заявка, далее пост об итогах мероприятия. Также подключаются медиа-центр ВУЗа для освещения мероприятия на сайте университета и публикации в СМИ. Для высокой подготовки мероприятия преподавателями кафедры для студентов преподается дисциплина «ТФСД в АФК», в ее разделе включен курс «Организация спортивных праздников и мероприятий». На данной дисциплине студентов обучают как правильно разработать положение, сценарий мероприятия, делают акцент на особенности основного заболевания лиц с ОВЗ, участвующих в праздниках и мероприятиях.
Для студентов с ОВЗ поступивших в САФУ есть возможность посещать ресурсный центр инклюзивного образования. Он создан для улучшения качества образования студентов с ОВЗ, а также используется для подготовки специалистов по работе с данной категорией людей: адаптивная физическая культура, дефектологическое образование, дошкольное образование, а также проводятся профориентационные мероприятия по работе с абитуриентами с особыми образовательными потребностями. Проводятся курсы повышения квалификации в сфере инклюзивного образования. Здесь могут обучаться люди с поражением ОДА, с нарушением зрения и слуха. В инклюзивном центре создана специальная обучающая среда начиная со входа и заканчивая классными кабинетами. Входы оборудованы пандусами, лифтами для маломобильных групп населения, навигационными системами. В кабинетах присутствуют системы помогающие преобразовывать информацию для доступного восприятия. Кабинеты снабжены современным компьютерным оборудованием, различными звуковыми системами, принтерами, системами Брайля и т.д. Студенты обучаются по адаптированным рабочим программам. Также в университете адаптированы учебные корпуса под инклюзивную среду. Разработан видео-паспорт доступной среды, с которым можно ознакомится на сайте университета [4].
Таким образом в университете создана база формирования инклюзивных компетенций, создана инклюзивная образовательная среда для лис с ОВЗ, которые поступают для обучения в университете. Совместная работа студентов и людей с ОВЗ поможет лицам с ОВЗ улучшить свои двигательные возможности, развить кругозор и общение и включиться в социум, а также будущим специалистам получить бесценный практический опыт.
Список использованной литературы
1. Асланбекова, А. Х. Инклюзивное образование. Проблема инклюзивного образования в России / А. Х. Асланбекова, З. Г. Джамалудинова // Наука и образование: состояние, проблемы, перспективы развития : материалы науч. сессии профес.-преподават. состава, Махачкала, 19–22 мая 2022 г. / Дагестанский государственный педагогический университет ; редкол.: З. В. Атаев (отв. ред.) [и др.] – Махачкала, 2022. – С. 101–106.
2. Клименко, И. В. Концептуальные принципы инклюзивного образования специалистов адаптивной физической культуры / И. В. Клименко// Образование Луганщины : Теория и практика. – 2022. – № 2 (27). – С. 3–5.
3. Трейман, М. Г. Опыт комплексного внедрения принципов инклюзивного образования в процессы учреждения высшего образования / М. Г. Трейман // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы II Всероссийской науч.-практ. конф., Чебоксары, 24 июня 2024 г. ; редкол.: Ж. В. Мурзина (гл. ред.) [и др.]. – Чебоксары : ИД «Среда», 2024. – С. 85–87.
4. Яманова, Н. И. Региональный опыт инновационной деятельности инклюзивного образования в рамках реализации проекта «Координатор инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ» / Н. И. Яманова // Молодежь-психологической науке: исследовательские практики и проекты : сб. мат. Всероссийской науч.-практ. конф. молодых ученых (студентов, магистрантов, аспирантов) / Донской государственный технический университет ; редкол.: И. И. Кросношеченко (гл. ред.) [и др.]. –Калуга, 2023. – С.166–170.
Комментарии