XI Междунродная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

г. Волковыск, Беларусь

Бакач С.Ч.,

преподаватель учебных предметов психолого-педагогического модуля Волковысский колледж УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

Подготовка воспитателей специальности «Педагогическое сопровождение»

Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки в учреждении среднего специального образования специалистов по сопровождению образовательного процесса по специальности «Педагогическое сопровождение» с присвоением квалификации «воспитатель». Акцентируется внимание на необходимости проведения работы по введению в специальность через вовлечение учащихся в совместную деятельность с людьми с особенностями психофизического развития, требующую наличия толерантных установок, как гарантов успешности подготовки конкурентоспособных, грамотных специалистов в области специального и инклюзивного образования.

Ключевые слова: интегрированное обучение и воспитание, инклюзивное образование, педагогическое сопровождение, особенности психофизического развития.

 

S.Ch. Bakach

TRAINING OF TEACHERS OF THE SPECIALTY «PEDAGOGICAL SUPPORT»

Abstract. The article deals with the problem of training in the institution of secondary special education specialists to support the educational process in the speciality ‘Pedagogical support’ with the qualification ‘educator’. Attention is paid to the necessity of work on the introduction to the speciality through the involvement of students in joint activities with people with peculiarities of psychophysical development, requiring the presence of tolerant attitudes as guarantors of the success of training competitive, competent specialists in the field of special and inclusive education.

Keywords: integrated training and education, inclusive education, pedagogical support, features of psychophysical development.

На современном этапе развития образования в Республике Беларусь создана и успешно работает модель интегрированного обучения, где каждый ребенок важен как для государства, так и для общества в целом, вне зависимости от его индивидуальных и личностных качеств. Человек рассматривается как безусловная ценность, как потенциал для социального и экономического развития страны. Обучение и воспитание – это и есть необходимое условие для становления личности и ее социализации. Система образования стремится создать необходимые условия для удовлетворения образовательных и индивидуальных потребностей всех обучающихся, в том числе и детей, у которых имеются особенности психофизического развития,  детей группы риска, то есть тех, кто в силу различных причин испытывает существенные трудности (социальные, психологические, физиологические), затрудняющие в целом процесс их адаптаци в обществе. Инклюзивное образование, как более высокая ступень интеграции, предлагает более гибкие подходы по организации взаимодействия с каждым ребенком. В результате введения инклюзивного образования в учреждениях, которые обеспечиваютполучение общего среднего образования возникает ряд вопросов, основными из которых можно выделить следующие:

  • разработка нормативного правового, научно-методического обеспечения инклюзивного образования;
  • создание адаптивной развивающей образовательной среды, учитывающей особенности психофизического развития различных категорий учащихся;
  • формирование инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса (педагогов, учащихся с опфр и их сверстников, родителей, администрации и др.);
  • подготовка специалистов, обладающих профессиональными компетенциями, предполагающих организацию персонального сопровождения обучающегося с особенностями.

В Республике Беларусь немало внимания уделяется вопросам социализации лиц с особенностями психофизического развития. А для достижения этой важной цели нужно многое, например, нужна новая педагогическая технология сопровождения, которая позволит не только выявить познавательные возможности и интересы обучающихся, но и будет сопровождать их развитие, оказывать им помощь в процессе обучения и адаптации в социуме. Введение новой специальности «Педагогическое сопровождение» с присвоением квалификации «воспитатель» – очень своевременное решение данной проблемы (Постановление Министерства Образования Республики Беларусь от 24 марта 2022 г. № 54 «Об утверждении, введении в действие и отмене общегосударственного классификатора Республики Беларусь»).  В Волковысском колледже учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы в числе первых образовательных учреждений начали подготовку специалистов данного профиля. 1 сентября 2022 года 25 учащихся нового набора переступили порог заведения, чтобы получить образование по специальности «Педагогическое сопровождение».

Первые сложности, с которыми сталкиваются учащиеся, – это не совсем четкое представление у вчерашних абитуриентов о выбранной ими такой новой для всех профессии. Поэтому первостепенной задачей, стоящей перед педагогическим коллективом, было дать им полное представление об избранной специальности, пробудить в них интерес и желание усвоить ее, показать высокое назначение воспитателя, вызвать чувство гордости за выбранную профессию, придать уверенности в верности ее выбора.

С этой целью для учащихся первого курса были введены факультативные занятия «Основы инклюзивного образования», в рамках изучения которых были сформированы представления о специальном образовании, интегрированном обучении и воспитании, а также инклюзивном (включающем) образовании. Будущие воспитатели были познакомлены с историей организации обучения и воспитания детей с особенностями развития на территории Беларуси, категориями нарушенного развития, психолого-педагогической характеристикой детей с особыми образовательными потребностями. Учащиеся смогли узнать об основные особенности организации учебно-воспитательного процесса в классах совместного обучения.

Прослушав и изучив этот курс, учащиеся сформировали первоначальное представление и смогли ответить на вопрос: «Кто такой воспитатель специальности «Педагогическое сопровождение»?», «Особенности и специфика работы воспитателя по индивидуальному сопровождению».

Также для введения в специальность был разработан проект «Волонтерство как профессия», направленный на взаимодействие учащихся и педагогов специальности «Педагогическое сопровождение» с социально-педагогическими и специальными учреждениями образования города Волковыска.

Одной из основных профессиональных компетенций учащихся данной специальности значится: «Содействовать проявлению толерантности   в общении и взаимодействии со всеми учащимися с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого учащегося» (Постановление Министерства Образования Республики Беларусь от 9 марта 2023 г. № 65  «Об утверждении образовательного стандарта среднего специального образования по специальности 5-04-0114-01 «Педагогическое сопровождение»).

Так как сферой профессиональной деятельности специалиста, получившего образование в среднем специальном учреждении по специальности (далее – специалист) являются: учреждения общего среднего образования; учреждения специального образования; социально-педагогические учреждения; воспитательно-оздоровительные учреждения образования; иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательные программы специального образования; индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующую образовательные программы специального образования; то было решено организовать сотрудничество со всеми учреждениями специального образования и социальными учреждениями.

Будущие специалисты будут работать как в учреждениях общего среднего образования, так и в школах-интернатах, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, оздоровительных лагерях. О системе общего среднего образования, воспитательно-оздоровительных учреждениях учащиеся имеют представления, чего нельзя сказать о социально-педагогических и учреждениях специального образования.

Исходя из вышеизложенного была сформулирована цель данного проекта:

- способствовать становлению у учащихся основ профессиональной педагогической культуры, формированию компетенций, связанных с осознанием социальной значимости будущей профессии по сопровождению и организации образовательного   процесса   с учетом   индивидуальных и психофизических особенностей учащихся, а также формированию инклюзивной культуры.

Задачи проекта:

  • воспитывать культуру толерантности у учащихся;
  • осознавать уникальность и многообразие окружающих людей;
  • понимать положение в обществе людей с ограниченными физическими возможностями;
  • формировать гуманистическое мировоззрение.
  • использовать разнообразные техники и приемы для развития коммуникативного поведения учащихся, в том числе в условиях инклюзивного образования;
  • создавать в коллективе обстановку взаимопомощи, применять психолого-педагогические, этические нормы и нормы права при реализации образовательных программ, программ воспитания;
  • организовывать различные виды деятельности (художественно-творческую, физкультурно-оздоровительную, трудовую, экологическую, музыкально-ритмическую), направленные в том числе на оказание коррекционной помощи в социальной адаптации лиц с ОПФР, в том числе с РАС.

Участниками проекта стали учащиеся групп специальности «Педагогическое сопровождение» и преподаватели, кураторы групп специальности «Педагогическое сопровождение».

Социальное взаимодействие было организовано со следующими учреждениями: ГУО «Волковысский детский дом», ГУО «Волковысский районный социально-педагогический центр», ГУО «Специальный детский сад № 3 г. Волковыска», ГУО «Волковысский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», Центр досуга и творчества для инвалидов отделения дневного пребывания для инвалидов и граждан пожилого возраста ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Волковысского района», ГУО «Специальная  школа-интернат г. Волковыска».

Для воспитанников данных учреждений образования силами педагогов и учащихся были организованы занятия по интересам «Волшебные шарики (твистинг)», «Настольные игры», «Театральная гостиная». Доброй традицией стало организовывать мастерскую по изготовлению открыток к праздникам, используя картинки, нарисованные людьми с особенностями в развитии.

Была организована праздничная программа для детей - инвалидов «День солнца», посвященная международному Дню защиты детей, час общения «Путешествие в мир здоровья», совместный концерт к дню Мамы и др.

Данные мероприятия помогли формированию у учащихся способностей понимания важнейших принципов толерантности и применения их в повседневной жизни, показали некоторые направления их будущей профессиональной деятельности. Учащиеся пробуют выполнять свою будущую работу, учатся действовать «здесь и сейчас». Принятие решений в реальных условиях позволяет им максимально раскрывать свои таланты и умения. Проведенная работа способствует реализации практикоориентированного подхода в подготовке специалистов в области инклюзивного образовании по специальности «Педагогическое сопровождение».

Список использованной литературы

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании : по состоянию на 1 сент. 2022 г. – Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022. – 512 с.

2. Конвенция о правах ребенка: [вступила в силу для Республики Беларусь 31.10.1990] //Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 10.01.2002 № 3/283: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.yandex.by/docs/view?tm=1730393261&tld=by&lang=ru&name=Konvenciya-o-pravah rebyonka. –Дата доступа: 20.09.2024.

3. Хитрюк, В. В. Основы инклюзивного образования : практикум / В. В. Хитрюк. – Мозырь : Белый ветер, 2014. – 136 с.

 

Комментарии  

# RE: Бакач С.Ч.Сидорко Татьяна 15.11.2024 15:27
Актуальная тема поднята автором: формирование профессиональных компетенций и готовности работать с детьми с РАС