XI Междунродная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

г. Москва, Россия

Никандрова Т.С.,

профессор кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент

Стратегические ориентиры формирования готовности будущего педагога-дефектолога к педагогическому сопровождению взросления лиц с особыми потребностями

Аннотация. В статье через призму трансформации российского образовательного пространства определены линии и стратегии формирования и развития готовности будущих педагогов-дефектологов к сопровождаемому взрослению лиц с особыми потребностями. Выделены направления формирования данного вида готовности. Поставлены вопросы развития потребностно-мотивационной сферы студентов дефектологических специальностей.

Ключевые слова: готовность к профессиональной деятельности, педагог-дефектолог, педагогическое сопровождение взросления, лица с особыми потребностями.

 

Nikandrova T.S.

 

STRATEGIC GUIDELINES FOR THE FORMATION OF THE READINESS OF THE FUTURE TEACHER-DEFECTOLOGIST FOR PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE MATURATION OF PERSONS WITH SPECIAL NEEDS

 

Abstract. Through the prism of the transformation of the Russian educational space, the article defines the lines and strategies for the formation and development of the readiness of future teachers-defectologists for the accompanied maturation of persons with special needs. The directions for the formation of this type of readiness are highlighted. The issues of the development of the need-motivational sphere of students of defectological specialties are raised.

Keywords: readiness for professional activity, teacher-defectologist, pedagogical support of growing up, persons with special needs.

В современных реалиях перед дефектологией встает задача обоснования и развития такой области как специальная педагогика взросления лиц с особыми потребностями, которая изучала бы условия и возможности становления взрослой личности. Вектор научно-исследовательского поиска в данной области может быть направлен на разрешение противоречия между идеей социального и культурного взросления и способами воспитательной деятельности.

В основе специальной педагогики взросления лежат психологические основания, а именно, психология взросления, представленная в отечественной психологии в трудах Д. И. Фельдштейна [6; 7]. Автор ввел понятие «взросление», определил уровни взросления, описал онтогенетическое развитие через социальное движение. На основании этого возможно обоснование и развитие специальной психологии взросления, после которого появится ответ на вопрос: как организовать воспитательное пространство, позволяющее человеку с особыми потребностями осваивать, присваивать и реализовывать взрослость?

Процесс взросления лиц с особыми потребностями осуществляется через специфическую организацию различных видов деятельности и описывается в изменении позиции «Я–общество». Характер этих изменений зависит как от объективных закономерностей психического развития, условий его протекания в предшествующий период, так и от реальной ситуации функционирования человека с особыми потребностями, включающей все средовые характеристики, особенности организации воспитательного процесса и т. д. Эта реальная ситуация функционирования (способность человека с особыми потребностями занять в обществе определённое место), то есть социализация, напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки. На наш взгляд, практически всегда можно помочь человеку с особыми потребностями продвигаться вперед на пути к взрослению. Этот долгий путь требует доверительного сотрудничества между самим человеком и специалистами. В связи с широкой вариативностью проявлений нарушений развития это сотрудничество может быть разным по объему, по целям и по методам. Но то, что такая помощь нужна, несомненно.

В связи с этим у будущего педагога-дефектолога необходимо формировать готовность к педагогическому сопровождению взросления лиц с особыми потребностями. Под формированием этой готовности мы понимаем становление личности специалиста от начального уровня его потенциальных профессионально-педагогических данных к персонализированному образцу педагога—дефектолога – фасилитатора, активного участника коррекционно-образовательного процесса, ставящего перед собой задачу не только передать знания, но и развить у человека с особыми потребностями навыки самостоятельности и решения проблем преимущественно в условиях групповой деятельности. Результатом такого подхода к профессионально-педагогической подготовке студентов становятся умения будущего педагога-дефектолога создавать условия для освоения социального опыта людьми с особыми потребностями. Именно освоение социального опыта и возможности становления личности людей с особыми потребностями мы и считаем сущностью их взросления.

Благодаря участию кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства МПГУ с 2022 г. в пилотных проектах по модернизации образования («Научно-методическое обоснование единых подходов к структуре и содержанию образовательных программ подготовки педагогов-дефектологов» по государственному заданию на 2023-2025 гг.) [5], определяются научно-методические основы и вырабатываются единые подходы к определению содержания и структуры системы подготовки будущих дефектологов в Российской Федерации, происходит качественное изменение предметно-методической подготовки в специальном (дефектологическом) образовании. Обучение студентов-дефектологов интегрировано в ядро педагогического образования [2], осуществляется на основе единых требований к разработке и реализации образовательных программ на основе профстандарта педагог-дефектолог [3], который вступил в силу в 2023 году.

Проектируются новые модели подготовки педагогов-дефектологов [1]. В результате научно-исследовательской работы на кафедре была разработана новая, востребованная практикой, программа подготовки по образовательной программе «Образование и психолого-педагогическое сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра». В 2024 году началась апробация образовательных программ, предусматривающих совмещение профилей дефектологической подготовки с пятилетним сроком обучения. Стартовали программы дефектологической подготовки с присвоением двух квалификациями: «Дошкольная дефектология» и специализация по выбору из числа образовательных программ «Олигофренопедагогика» или «Образование и психолого-педагогическое сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра», программа магистратуры «Специальная педагогика в начальном образовании».

Благодаря реализуемым программам осуществляется формирование готовности студентов-дефектологов к педагогическому сопровождению взросления лиц с особыми потребностями, которое идет по нескольким направлениям.

Теоретико-методологическое направление подразумевает, что первоначальные представления и знания о феномене сопровождаемого взросления трансформируются в личностно значимую ценность, формируя комплексную систему профессиональных педагогических знаний. В рамках изучения таких дисциплин, как «Педагогика», «Психология», «Специальная педагогика и психология», «Психология лиц с нарушением интеллекта», «Психология лиц с расстройствами аутистического спектра» изучаются особенности микроакме человека на каждой фазе его жизненного пути, определяются возможности социального взросления на разных возрастных периодах. На дисциплинах «Олигофренопедагогика», «История олигофренопедагогики», «Изучение, воспитание и обучение лиц с расстройствами аутистического спектра», «Изучение, воспитание и обучение лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития» изучается феномен воспитания как сообщающиеся между собой знаковые системы – систему взрослого и систему ребенка, социальные институты через проектирование модальностей социального взросления лиц с особыми потребностями. Дисциплины позволяют освоить возможные стратегии организации взрослой жизни лиц с особыми потребностями, особенности самоопределения личности человека с особыми потребностями. Дисциплина «Психолого-педагогическое сопровождение семьи обучающегося с ограниченными возможностями здоровья» помогает понять, что происходит в семьях, дает возможность обнаружить особенности семейных структур воспитанников, и главное – раскрывает особенности взаимодействия родителей и специалистов сопровождаемого взросления. Специальная педагогика взросления выступает как комплексная отрасль знаний о взрослеющем ребенке с особыми потребностями, его отношениях с миром. Формирование у студентов-дефектологов системы знаний предполагает концентрацию и структурирование учебного материала вокруг ведущих концепций, педагогических понятий, установление взаимосвязей.

Второе направление - практическая подготовка студентов к использованию технологий педагогического сопровождения социального самоопределения. В рамках этого направления предусматривается освоение студентами технологий педагогической организации взросления. Благодаря практике, которая начинается уже с первого семестра первого курса постепенно развиваются индивидуальные способности, социально-значимые качества, профессиональные умения, происходит накопление профессионального опыта [4]. На разных видах и типах практики (Учебная практика, Педагогическая практика в области сопровождения лиц с нарушением интеллекта, Педагогическая практика, Персонализированная практика и др.) конструируются специальные технологии сопровождения процесса взросления людей с особыми потребностями Студентам старших курсов предоставляется возможность совмещения обучения с трудовой деятельностью. Проводятся практикоориентированные занятия по дисциплинам «Вожатская и волонтерская деятельность в инклюзивном образовании», «Организация жизни и сопровождение взрослых лиц с особыми потребностями», «Профориентация и профессиональная подготовка лиц с особыми потребностями», «Технологии дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Технологии развития навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентировки у лиц с особыми потребностями».

Развитие потребностно-мотивационной сферы выступает условием успешности педагогической деятельности. Залогом профессиональной эффективности будущих педагогов-дефектологов является положительная мотивация и наличие личностного смысла в профессиональной деятельности. На этом уровне остро встает проблема целенаправленного формирования профессиональной педагогической мотивации студентов, который, к сожалению, является достаточно низким. Исследования, проведенные нами, показывают, что в структуре профессиональной педагогической мотивации студентов-дефектологов преобладают не продуктивные и не конструктивные внешние, позиционные и другие категории мотивов. Но важно отметить и то, что все же наблюдается умеренная позитивная тенденция к возрастанию уровня профессиональной педагогической мотивации от первого курса обучения к последнему. Опыт систематического формирования и развития потребностно-мотивационной сферы не многочислен, хотя особенности и характер мотивов учебной деятельности студентов-дефектологов и готовность к профессиональной деятельности исследованы достаточно широко. Открытыми остаются вопросы: как меняется под влиянием обучения эта мотивация студентов-дефектологов? Возможно ли формирование профессионально-педагогической мотивации у студентов? Каковы наиболее оптимальные пути, методы и средства ее формирования? Это оставляет нам поле для дальнейших исследований и обсуждений.

Итак, мы рассмотрели подготовку дефектологических кадров к сопровождаемому взрослению лиц с особыми потребностями сквозь призму трансформации российского образовательного пространства, определили линии развития. Надо понимать, что решение затронутых вопросов находится лишь у истоков нового периода в развитии российского дефектологического образования.

Мы верим, что внедрение новых подходов к сопровождаемому взрослению заставит систему высшего дефектологического образования обновиться, приведет к положительным изменениям в профессиональной дефектологической подготовке.

Список использованной литературы

1. Методические рекомендации по реализации новых образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»: сборник методических материалов / Отв. ред. А. А. Алмазова, А. В. Лагутина. – М.: МПГУ, 2022. 132 с.

2. Письмо Минпросвещения России от 14.12.2021 № АЗ-1100/08 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»)». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_409505/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f1a01961/ (дата обращения: 22.10.2024).

3. Приказ Минтруда России от 13.03.2023 N 136н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.04.2023 N 73027). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202304140006 (дата обращения: 22.10.2024).

4. Социально-воспитательная деятельность в вузе как условие обеспечения качества подготовки учителя-дефектолога: сборник научно-методических материалов / Под ред. А. А. Алмазовой, В. П. Мерзляковой. – М.: МПГУ, 2022. 114 с.

5. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2023 № 343 "О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования". URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305120005 (дата обращения: 22.10.2024).

6. Фельдштейн, Д. И. Проблемы психологии взросления в системе наук о человеке и обществе // Акмеология. -2005. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-psihologii-vzrosleniya-v-sisteme-nauk-o-cheloveke-i-obschestve (дата обращения: 22.10.2024).

7. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления : Структур.-содерж. характеристики процесса развития личности : Избр. тр. / Д. И. Фельдштейн. — 2-е изд. — Москва : Моск. психол.-соц. ин-т, Флинта, 2004. — 670 с.