XI Междунродная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

г. Лида, Беларусь

Василенко Н.А.,

заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа №16 г. Лиды имени П.М. Машерова»

Система работы учреждения образования по психолого-педагогическому сопровождению учащегося с аутистическими нарушениями

Аннотация. В статье представлен опыт работы учреждения образования по организации психолого-педагогического сопровождения учащегося с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, система, сопровождение, план, этапы, взаимодействие, коррекция, мероприятия.

N.A. Vasilenka

THE SYSTEM OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION IN ORGANIZING PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR STUDENTS WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

Abstract. The article presents the experience of an educational establishment in organizing psychological and pedagogical support for students with autism spectrum disorders.

Keywords: autism, system, support, plan, stages, interaction, correction, activities.

В современном мире проблема аутизма является достаточно острой, поскольку с каждым годом отмечается увеличение числа таких детей.

В 2019/2020 учебном году в нашем учреждении образовании был открыт класс интегрированного обучения и воспитания. Среди учащихся с особенностями психофизического развития, которые были зачислены в этот класс, был ребенок с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС).

Направление работы для нас было новым, но мы попытались выстроить систему работы с данной категорией детей, которая включает следующие направления:

  • всестороннее изучение особенностей и уровня развития психических функций ребенка;
  • разработка среды, которая позволяла бы участвовать ребенку с РАС в учебном процессе в соответствии с его особенностями, возможностями и потребностями;
  • соответствующая подготовка учителей, работающих с таким учащимся;
  • согласование действий всех специалистов сопровождения;
  • разработка новых методических подходов, способов, приемов обучения учащегося с РАС;
  • коррекционная работа с учащимся по устранению выявленных проблем;
  • тесное взаимодействие с родителями ребенка;
  • формирование толерантного отношения к учащемуся с РАС.

Опыт показывает, что организовать психолого-педагогическое сопровождение учащегося с РАС целесообразней через создание группы психолого-педагогического сопровождения.

Группа психолого-педагогического сопровождения (далее – группа ППС) – это форма взаимодействия всех участников психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в учреждении образования (учителя-дефектолога, педагога-психолога, педагога социального, классного руководителя, учителей-предметников, заместителя директора по учебной работе), в рамках которой планирование конкретного содержания и регламента психолого-педагогического сопровождения учащегося.

Группа ППС определяется приказом руководителя на учебный год.

В учреждении образования разработано Положение о группе ППС, в котором определены задачи и направления деятельности группы, состав, документация, задачи, права и обязанности членов группы.

Ежегодно руководством составляется план работы группы ППС на учебный год, который включает: подготовительный, диагностико-проектировочный, деятельностный, аналитический этапы.

На подготовительном этапе (до 10 сентября) члены группы ППС на инструктивно-методическом совещании знакомятся с особенностями организации образовательного процесса для учащихся с особенностями в развитии на основании инструктивно-методических писем Министерства образования Республики Беларусь, обсуждают план работы группы на текущий учебный год.

На диагностико-проектировочном этапе (сентябрь) члены группы ППС определяют актуальный уровень развития учащегося через диагностическое обследование, получают всестороннюю информацию о нем через индивидуальные, совместные посещения учебных, коррекционных занятий, классных часов, мероприятий в классе.

Учитель-дефектолог проводит диагностическое обследование учащегося с РАС с использованием карты психолого-педагогического обследования ребенка с аутистическими нарушениями, дает оценку: особенностям поведения и эмоционально-волевой сферы; характеру деятельности; особенностям общения; сформированности навыков самообслуживания; игровой деятельности; познавательной деятельности; моторике; особенностям речевого развития; интеллектуального развития; сформированности учебных навыков.

Педагог-психолог на этом этапе осуществляет психодиагностику учащегося, на основании которой составляет характеристику на учащегося, в которой отражаются особенности личностно-коммуникативного развития и деятельности, эмоционально-волевой сферы, самооценки и уровня притязаний, коммуникативной сферы, состояния двигательной сферы, развития познавательной сферы.

На диагностико-проектировочном этапе также организовывается коллективное обсуждение результатов диагностической деятельности членов группы ППС и заполнение диагностической карты психолого-педагогического сопровождения на учащегося (приложение 5 к Методическим рекомендациям по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания от 26.08.2016 г.).

Эта карта заполняется учителем-дефектологов, педагогом-психологом, педагогом социальным, классным руководителем, учителем-предметником, родителями. В диагностической карте указываются ресурсы ребенка (положительные стороны), трудности в усвоении учебной программы, особенности эмоционально-волевой сферы, личности, мотивация, адаптация к обучению, проблемы в поведении, организации деятельности, взаимоотношения с детьми класса, социометрический статус, поручения, интересы, увлечения, внеурочная занятость, характеристика семьи, стиль семейного воспитания, уровень педагогической компетентности родителей.

По результатам заполнения диагностической карты делается вывод: имеются проблемы или нет; указываются их причины.

На основе видения проблем участники группы ППС разрабатывают индивидуальную карту психолого-педагогического сопровождения (приложение 6 к Методическим рекомендациям по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания от 26.08.2016 г.), которая может быть двух видов: коррекционная или профилактическая.

Профилактическая карта: предупреждение трудностей в адаптации и обучении ребенка с РАС.

Коррекционная карта: оказание конкретной помощи педагогов учащемуся с РАС в преодолении возникших трудностей в обучении, взаимодействии.

На деятельностном этапе (октябрь-апрель) осуществляется профилактика или по возможности устранение проблем в школьной жизнедеятельности учащегося, проводится оценка результативности сопровождения, степень достижения поставленных целей, определяются стратегии дальнейшей работы, организовывается повышение уровня компетентности членов группы ППС в вопросах сопровождения учащегося с РАС.

В коррекционной работе с учащимся с РАС хорошо зарекомендовали себя такие формы работы, как индивидуальные занятия с использованием метода арт-терапии, музыкотерапия, практикумы.

Соответствующая подготовка учителей, работающих с учащимся с РАС, в нашем учреждении образования организована через работу постоянно действующего семинара «Совершенствование образовательной среды и индивидуализация образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания», в рамках которого были проведены семинары: «Аутизм у ребенка. Причины, проявления, особенности взаимодействия», «Причины проблемного поведения у учащихся с ОПФР», «Подходы к разработке индивидуальной карты психолого-педагогического сопровождения учащегося с ОПФР» и др.

На деятельностном этапе членами группы ППС также осуществляется повышение уровня компетентности родителей учащегося с РАС через проведение консультаций по актуальным вопросам обучения и воспитания ребенка, например, «Как научить ребенка самостоятельно выполнять домашние задания», «Практические рекомендации родителям детей с РАС».

На этом этапе члены группы ППС организовывают также работу с учащимися класса по вопросам формирования толерантного отношения к учащимся с ОПФР, например, классный час «Давайте дружить», конкурс рисунков «На планете Толерантность».

На аналитическом этапе (май) членами группы ППС осуществляется коллективный анализ результативности сопровождения учащегося по реализованной индивидуальной карте, самоанализ каждым специалистом своей деятельности, определяются наиболее и наименее эффективные способы работы, подводятся итоги работы и намечаются направления дальнейшей работы.

Плановые заседания группы ППС связаны с оценкой динамики развития, адаптации в социуме и продвижения ребенка в области освоения образовательной программы, которые проводятся три раза в год: октябрь, январь, май. Однако на первом этапе включения учащегося с РАС в образовательный процесс заседания должны проводиться не реже чем один раз в учебную четверть. Результатом работы является планирование конкретных шагов психолого-педагогического сопровождения учащегося, а также всего класса интегрированного обучения и воспитания, продуктом (кроме обязательной документации группы ППС) – индивидуальная карта психолог-педагогического сопровождения на следующий период (четверть, триместр). Причиной внепланового заседания может стать резкое изменение состояния ребенка, кардинальные изменения в его семье, те или иные события в классе (школе), которые препятствуют «нормальному» течению школьной жизни ребенка, мешают его адаптации и обучению, реализации ранее намеченного плана обучения и психолого-педагогического сопровождения. Если у учителя возникает проблема, которую можно разрешить быстро в процессе консультации с другими специалистами или беседы с родителями, на заседание группы ППС его выносить не стоит.

Приведу пример, как на основании выявленной проблемы была спланирована работа членов группы ППС с учащимся с РАС и его законными представителями.

Выявленная проблема: трудности в установлении межличностных отношений (ограниченная готовность и способность к общению, неспособность интеграции в группе сверстников, недостаточное понимание социальных правил и законов, эмоциональное и социальное поведение не соответствует тому, что принято в обществе).

Цель работы: повышение уровня межличностных отношений, развитие эмоционально-волевой сферы учащегося.

Мероприятия по достижению поставленной цели:

  • с учащимся с РАС:
  • педагог-психолог: психокоррекционное занятие «Мир эмоций», занятие с элементами арт-терапии «Песня о страхе», арт-терапевтическое занятие «Целебные рамки для негативных эмоций»;
  • педагог социальный: беседа «Я – Ты – Вы – общение»;
  • воспитатель для персонального сопровождения учащегося с РАС: практикум «Как нужно разговаривать, чтобы тебя поняли»;
  • учитель-дефектолог: социальные истории, упражнение «Узнаем друг друга получше», практикум «Попросим о помощи», игра «Оцени поступок», конструктивная игра «Вместе построим дом»;
  • с родителями учащегося с РАС:
  • педагог-психолог: консультация «Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка»;
  • педагог социальный: консультация «Учим ребенка общаться»;
  • классный руководитель: консультация «Ребенок в коллективе сверстников»;
  • учитель-дефектолог: консультация «Как помочь ребенку с РАС адаптироваться в кругу сверстников»;
  • с педагогами:
  • педагог-психолог: консультация «Коррекция межличностных отношений в классном коллективе»;
  • педагог социальный: консультация «Как сделать класс дружнее»;
  • с учащимися класса с участием учащегося с РАС:
  • педагог-психолог: групповое занятие «Мы вместе», занятие с элементами тренинга «Давайте жить дружно», тренинг «Я умею общаться»;
  • классный руководитель: классный час «Давайте дружить», информационный час «Всемирный день толерантности», КТД «Мы разные, номы вместе – в этом наша сила».

Оптимальный результат при организации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка с РАС может быть достигнут только при условии тесного взаимодействия руководства учреждения образования, социально-педагогической и психологической службы, учителей, воспитателей, учителя-дефектолога и родителей.

Список использованной литературы

1. Методические рекомендации по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания от 26.08.2016 г. [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: https://docs.yandex.by/docs/view?tm=1730391587&tld=by&lang=ru&name=MR_organiz_integrirovan_obucheniy.pdf&text. – Дата доступа: 12.10.2024

2. Гладкая, В. В. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особенностями психофизического развития в учреждении общего среднего образования: учебно-методическое пособие / В. В. Гладкая. – Минск : Зорны Верасок, 2018. – 96 с.