XI Междунродная научно-практическая конференция
«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:
опыт, проблемы, перспективы»
г. Казань, Республика Татарстан, Россия
Егорова З.Р.,
старший преподаватель кафедры психологии и педагогики специального образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Тимиряева А.А.,
студент-бакалавр института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Специфика просветительской работы логопеда при коррекции нарушений звукопроизношения
Аннотация. В статье представлен анализ российских исследований, которые раскрывают наиболее эффективные формы работы логопеда с родителями при проведении логопедической коррекционной работы при устранении нарушений звукопроизношения.
Ключевые слова: нарушения звукопроизношения, формы работы с родителями, просветительская работа, логопедическая работа.
Timiryaeva A.A., Egorova Z.R.
THE SPECIFICS OF THE EDUCATIONAL WORK OF A SPEECH THERAPIST
WHEN CORRECTING VIOLATIONS OF SOUND REPRODUCTION
Abstract. The aim of the study was to study the influence of sound reproduction disorders on the development of preschoolers, the peculiarities of interaction between a speech therapist and the families of pupils during correctional speech therapy work to eliminate impaired sound reproduction. During the study, it was revealed that violations of sound reproduction negatively affect the further development of children, for example, disrupt the acquisition of school skills.
Keywords: violation of sound reproduction, forms of work with parents, educational work, speech therapy work.
Речь представляет собой высшую психическую функцию, влияющую на формирование и развитие других высших психических функций, таких как память, внимание, мышление. Кроме того, речь позволяет коммуницировать людям друг с другом и регулировать собственное поведение. Также с помощью речи можно воздействовать на поведение других людей [6].
Для детей дошкольного возраста правильно сформированная речь играет огромное значение, ведь помимо вышеперечисленного, у дошкольников речь, а именно соответствующее норме звукопроизношение, выступает базой для формирования таких школьных навыков как чтение и письмо [3].
Поэтому любое, даже незначительное, недоразвитие речи может привести к нарушениям в интеллектуальной, сенсорной и афферентно-волевой сферах [1].
Для коррекции речевой деятельности детей активно применяется логопедическое воздействие. Помимо коррекции, логопедическое воздействие может включать в себя развитие и профилактику речи [7].
Для того, чтобы логопедическое воздействие было наиболее эффективным, логопеду следует проводить работу с семьями дошкольников, так как именно в семье происходит становление и развитие познавательной и речевой активности ребёнка. Также именно родители больше всего заинтересованы в преодолении речевого нарушения ребёнка [5], [9].
Однако в настоящее время семья переживает кризис. Родителям приходится тратить достаточно большое количество времени на решение материально-бытовых проблем, соответственно у таких родителей не остаётся ресурсов для выполнения домашних заданий, порученных логопедом или же для осуществления поисков информации на появившиеся вопросы [2].
Ещё одной проблемой при взаимодействии логопеда с родителями становится непринятие родителями речевого расстройства своего ребёнка, соответственно такие родители могут считать, что их ребёнку коррекционная помощь вовсе не требуется [9].
Поэтому поиск наиболее эффективных форм работы с родителями является для логопедов одной из первостепенных задач, ведь от того насколько грамотно построено взаимодействие с семьёй воспитанника, будет зависеть эффективность коррекционной работы.
В настоящее время формы взаимодействия логопеда с семьёй принято подразделять на два вида: традиционные и нетрадиционные.
К традиционным формам можно отнести: родительские собрания, консультации, беседы [8].
Классификация нетрадиционных форм была разработана Т.В. Кротовой. Согласно данной классификации нетрадиционные формы логопеда с родителями делятся на информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные [4].
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов или же запросов родителей, данные формы также позволяют выявить уровень педагогической грамотности родителей. Примерами информационно-аналитических форм являются: социологические срезы и опросы, почтовый ящик для родителей.
Познавательные формы позволяют сформировать у родителей практические навыки воспитания правильной речи у детей и познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями их детей. К познавательным формам можно отнести: семинары-практикумы, исследовательско-проектные игры, собрания и консультация, которые проводятся в нетрадиционной форме, специальная библиотека для родителей.
Следующие формы взаимодействия логопеда с родителями – досуговые. Их целью является установление эмоционального контакта между логопедом, родителями и детьми. Примерами являются: проведение совместных праздников или совместного досуга, выставки работа родителей и детей.
Наглядно-информационные формы делятся на информационно-ознакомительные и информационно-просветительские. Целью данных форм является ознакомить родителей с работой учреждения и особенностями воспитания детей. Помимо этого, наглядно-информационные формы позволяют сформировать у родителей знания о воспитании правильной речи и речевом развитии детей. Примерами могу служить: открытые занятия, журналы, издаваемые для родителей, информационные стенды [10].
С.Е. Яшункина при работе специалиста с семьёй воспитанников предлагает использовать информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Преимуществом ИКТ является: возможность продемонстрировать аудио-, фото- и видеоматериалы; возможность сочетания индивидуальной и групповой форм при работе с родителями; оптимизация взаимодействия логопеда и семей с помощью тех форм, которые доступны для них. Также данный исследователь отмечает, что даже традиционные формы работы с родителями не осуществляются без применения ИКТ [8].
Среди вышеперечисленных форм стоит выделить информационно-просветительскую форму работы. С помощью данной формы, как уже говорилось раннее, возможно передача каких-либо знаний родителям. Данная форма является одной из наиболее эффективных форм при коррекции нарушений звукопроизношения, так как благодаря информационно-просветительской форме можно реализовать передачу знаний о развитии артикуляционной моторике, что является очень важным при постановке и коррекции звуков. Зачастую, заданные логопедом задания, содержащие артикуляционные упражнения, родители не всегда понимают, как нужно выполнять верно. Например, родители могут советовать детям выполнять какие-либо упражнения очень быстро или же родители могут не понимать для чего нужно выполнять артикуляционную гимнастику.
Традиционные формы зачастую требует непосредственного участия, например беседа или родительские собрания. То есть родителю нужно выделить время и на дорогу, и непосредственно на время получения информации. С помощью информационно-просветительских форм работы, родители получает информацию как бы отложено. Например, специальный журнал или же курс видео-лекций родители могут просмотреть тогда, когда у них будет время. Также данные формы будут полезны родителям, которые не хотят принять речевое нарушение своего ребёнка. Так как в курс видео-лекций можно включить наглядные примеры нарушенного звукопроизношения.
Стоит отметить, что информационно-просветительские формы способны сэкономить время родителей. Также такие формы позволят родителям усваивать информацию в удобном для них темпе, что будет способствовать лучшему закреплению материала.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в коррекционный процесс при нарушенном звукопроизношении рекомендуется включать семью, так как именно семья в первую очередь заинтересована в устранении имеющегося нарушения. Но при включении семьи в процесс коррекции, логопед сталкивается с рядом трудностей. Поэтому логопеды стараются применять наиболее эффективные формы взаимодействия логопедов с родителями детей. Одной из таких форм являются информационно-просветительские формы работы логопеда с семьёй. Такие формы помогают сэкономить время и позволяют усвоить какую-либо информацию в индивидуальном темпе. Прогнозируется, что такие формы способны повысить эффективность работы логопеда при коррекции нарушений звукопроизношения.
Список использованной литературы
1. Актуальные проблемы науки и практики коррекционной педагогики и специальной психологии: вызовы времени : материалы II всероссийской научно-практической конференции, Шадринск, 19 марта 2021 г. / Шадриснкий государственный педагогический университет; редкол. : И. Ю. Тютюева. – Шадринск : Шадриснкий государственный педагогический университет, 2021. – 435 с.
2. Дошкольное образование: стратегии развития в современных условиях : материалы V Научно-практической конференции, Екатеринбург, 21 июня 2023 г. / Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области, Институт развития образования Свердловской области ; редкол. : И. С. Бухарова, С. Д. Липатова. – Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2023. – 334 с.
3. Задумова, Н. П. Механизмы нарушений звукопроизношения у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи / Н. П. Задумова, Н. А. Мазакина // АНИ : педагогика и психология. – 2019. – № 2 (27). – С. 85–88.
4. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОО : метод. рекомендации / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : Сфера, 2019. – 112 с.
5. Обухова, Н. В. Роль родителей в реализации логопедического сопровождения детей раннего и младшего дошкольного возраста с нарушением речи / Н. В. Обухова, А. В. Стянина // Специальное образование. – 2023. – № 2 (70). – С. 106–116.
6. Пескишева, Т. А. Использование малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 4-7 лет с общим недоразвитием речи : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Т. А. Пескишева; Моск. пед. гос. ун-т. – М. : МГПУ, 2008. – 179 с.
7. Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Тула, 6 апреля 2023 г. / Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ; редкол. : С. Г. Лещенко. – Чебоксары : Среда, 2023. – 328 с.
8. Путь в науку : материалы региональной научно-практической конференции, Мурманск, 2021 г. / Мурманский арктический университет (Мурманский арктический государственный университет) ; редкол.: А. А. Ляш. – Мурманск : Мурманский арктический университет (Мурманский арктический государственный университет), 2021. – 99 с.
9. Смелая, А. С. Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с обучающимися / А. С. Смелая // Евразийский научный журнал. – 2020. – № 8. – С. 7–9.
10. Третьякова, Л. В. Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей : монография / Л.В. Третьякова. – Волгоград : Учитель, 2009. – 218 с.