XI Междунродная научно-практическая конференция
«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:
опыт, проблемы, перспективы»
г. Вологда, Россия
Цатурян М.О.,
доцент кафедры психологии, педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет», кандидат психологических наук
Жукова С.В.,
педагог-психолог МДОУ «Детский сад комбинированного вида №77 «Земляничка»»
Социально-психологические аспекты профилактики эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных организаций
Аннотация. В статье представлен анализ проблемы формирования эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных организаций. Рассмотрены результаты проведенного исследования направленного на выявления уровня эмоционального выгорания педагогов. Описаны основные методы групповой формы работы с педагогическим коллективом по профилактике возникновения синдрома эмоционального «выгорания» педагогов.
Ключевые слова: синдром «эмоционального выгорания», дошкольная образовательная организация, педагоги дошкольного образования, профилактика эмоционального выгорания.
Tsaturyan M.O., Zhukova S.V.
SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PREVENTION OF EMOTIONAL BURNOUT OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Abstract. The article presents an analysis of the problem of the formation of emotional burnout among teachers of preschool educational organizations. The results of the conducted research aimed at identifying the level of emotional burnout of teachers are considered. The main methods of the group form of work with the teaching staff on the prevention of the occurrence of the syndrome of emotional "burnout" of teachers are described.
Keywords: "emotional burnout" syndrome, preschool educational organization, preschool teachers, prevention of emotional burnout.
В настоящее время современное образование развивается в контексте вызовов времени. Указ президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 июля 2020 года №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определяет цифровую трансформацию как одну из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года [6].
В период цифровых трансформаций перед педагогами ставится задача обеспечения нового, современного качества дошкольного образования, создание условий для развития личности ребёнка, способной реализовать себя как часть социума.
Темп введения цифровых изменений в системе образования не всегда позволяет педагогам сознательно и своевременно обогащать свои знания и умения, накапливать новый профессиональный опыт, вследствие чего может проявиться инновационное утомление. Субъективно педагог ощущает инновационное утомление как усталость, желание прекратить рабочую деятельность, что в комплексе проявления вызывают негативное отношение к любого рода нововведениям.
Непрерывно повышающиеся требования, предъявляемые к современному педагогу, требующие постоянного совершенствования педагогические эталоны, непрерывное повышение квалификации, предполагающее полную мобилизацию внутренних энергоресурсов, приводят в итоге к снижению устойчивости психических функций, состоянию эмоциональной напряжённости. Следовательно, на данном социально-психологическом фоне увеличивается риск развития синдрома «эмоционального выгорания».
Изучением проблемы эмоционального выгорания занимались такие авторы как В.В. Бойко, Н.В. Гришина, В.Е. Орел, Н.Е. Водoпьянова, Э.Ф. Зеер, Т.В. Форманюк, К. Маслач и Дж. Джексон и др.
Понятие «burnout» (выгорание) было введено в науку американским психиатром Х.Дж. Фриденбергом в 1974 г. для описания особого расстройства личности у здоровых людей, возникающего вследствие интенсивного и эмоционально нагруженного общения в процессе профессиональной работы с учениками, пациентами, клиентами [8].
В.В. Бойко рассматривает феномен «эмоционального сгорания» как механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Согласно данной концепции, синдром выгорания рассматривается как динамический процесс, возникающий поэтапно в соответствии с развитием механизма стресса (фазы тревоги, резистенции, истощения) [2].
Н.В. Гришина подчеркивает, что выгорание должно рассматриваться как особое состояние человека, являющееся следствием профессиональных стрессов, адекватный анализ которого нуждается в экзистенциальном уровне описания, поскольку развитие выгорания не ограничивается только профессиональной сферой, а проявляется в различных ситуациях бытия человека. Так, болезненное разочарование в работе, как способе обретения смысла, окрашивает всю жизненную ситуацию [5].
Некоторые авторы употребляют термины «профессиональное выгорание», «эмоциональное выгорание», которые считаются тождественными термину «психическое выгорание». В.Е. Орел считает, что психическое выгорание – это дисфункция, вызванная воздействием профессиональной деятельности на личность, наиболее отчетливо проявляющаяся в сфере субъектных видов труда [7].
Таким образом, большинство исследователей определяют выгорание как негативное психологическое явление, включающее в себя психоэмоциональное истощение, проявляющееся в чувстве глубокой усталости и опустошенности; деперсонализацию - отрицательное либо безразличное отношение к субъектам деятельности; утрату профессиональной мотивации, связанную с чувством некомпетентности и неуспешности в работе. Выделенные операциональные признаки эмоционального выгорания педагогов позволяют перейти нам от теоретического анализа к эмпирическому исследованию изучаемого феномена.
На основе вышеизложенного материала нами были сформулированы ключевые методологические положения научно-практического исследования по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных организаций.
Цель нашего исследования – разработать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогической программы как условия профилактики эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных организаций.
В качестве объекта исследования выступает эмоциональное выгорание педагогов дошкольных образовательных организаций.
Предметом исследования является специально разработанная психолого-педагогическая программа как условие профилактики эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что ведущие симптомы «эмоционального выгорания» у педагогов дошкольных образовательных организаций могут быть снижены при реализации специально разработанной программы профилактики эмоционального выгорания педагогов.
Исследование было организовано на базе МДОУ «Детский сад № 77 «Земляничка». В исследовании приняли участие 20 педагогов. В качестве диагностического инструментария в исследовании была использована методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
Нами была проведена первичная диагностика уровня эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации. На основе анализа результатов диагностики было выявлено следующее:
1. Фаза напряжения: у 16 исследуемых фаза не сформировалась, что составляет 80%, 4 человека на стадии формирования, это составляет 20%. Наличие напряжения служит предвестником развития и запускающим механизмом формирования синдрома профессионального выгорания.
2. Фаза резистентности: у 17 человек фаза не сформировалась и составляет 85% от общего числа исследуемых, 3 человека на стадии формирования, это составляет 15%. Избыточное эмоциональное истощение провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают педагогов, отстраненными, безразличными, эмоционально закрытыми. Любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у педагога чувство избыточного переутомления.
3. Фаза истощения: у 20 педагогов фаза не сформировалась, что составляет 100%.
Таким образом, по результатам проведенного диагностического исследования выраженности «выгорания» среди педагогов дошкольной организации при помощи методики В.В. Бойко выявлен низкий уровень эмоционального выгорания у 20 (100%) педагогов.
Анализ процентного соотношения фаз синдрома эмоционального выгорания показал, что доминирующей является фаза «напряжения», которая характеризуется переживанием психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенностью собой, чувством безысходности, тревогой. Менее выраженной оказалась фаза «резистенция», которая характеризуется устойчивостью и сопротивлением к нарастающему стрессу и стремлением к психологическому комфорту, через снижение давления внешних обстоятельств. Фаза «истощение» не сформирована у 100 % испытуемых.
У большей половины педагогов, а именно 13 человек (65 %), ни одна из трех фаз синдрома выгорания не сформирована, следовательно, для данной группы сотрудников рекомендована профилактическая работа. У 7 воспитателей (35 %) наблюдается процесс формирования одной фазы синдрома выгорания. Для данной группы сотрудников необходимо внедрение практических мер профилактики эмоционального выгорания посредством специально разработанной программы.
Профилактика эмоционального «выгорания» требует актуализации личностных ресурсов, которые являются своеобразным иммунитетом против «выгорания» и других проблем личности взрослого человека [1].
Наиболее продуктивным направлением профилактики возникновения синдрома «выгорания» является групповая форма работы психолога с коллективом. В качестве основных методов используются психологические тренинги, занятия, деловые игры, дискуссии, метод анализа конкретных ситуаций, инцидент, мозговой штурм [4].
Инцидент – это метод, направленный на преодоление возрастной и личностной инерционности и выработку адекватных способов поведения в напряженных стрессовых ситуациях. Где ситуации характеризуются неблагоприятными условиями принятия решений: нехваткой информации, времени, чрезвычайной ситуацией, то есть факторами, приводящими к очень большой напряженности. Принятие ответственного решения в напряженных условиях — одна из сложных психологических проблем [4].
Метод инцидента формирует умение оптимально разрешать конфликтные и экстренные ситуации. Он дает возможность педагогу отработать несколько стандартных стратегий поведения, которые помогают ему в первый и самый напряженный период трудной ситуации войти в нее конструктивно и поэтому с минимальным эмоциональным напряжением и тем самым тренирует его способность преодоления возрастной и личной инерционности.
Метод мозгового штурма — это групповое решение творческой проблемы, обеспечиваемое и облегчаемое рядом особых приемов. Для активизации творческой мысли здесь применяются средства, снижающие критичность и самокритичность человека. Тем самым повышается его уверенность в себе и облегчаются механизмы творчества. Как известно, творческая эффективность большинства людей определяется не только их талантом, но и возможностью максимальной реализации своих творческих потенций [4].
В мозговой атаке не только облегчается преодоление внутренних барьеров у отдельных членов группы, ее достоинство состоит в том, что она открывает возможность перехода на чужую логику – логику соседа, таким образом творческие потенциалы всех участников атаки как бы суммируются. Когда в споре удается акцентировать сильные стороны противника, то тем самым они обогащают друг друга. В ходе тренировки участники приобретают умение доброжелательно слушать, спорить, задавать вопросы, поощрять. Каждый свободно, не опасаясь насмешек, выдвигает свои предложения по решению рассматриваемой задачи, поскольку критика исключена полностью. Метод способствует не только преодолению мыслительных стереотипов, но и снимает социальные и субординационные запреты.
Деловая игра, как бы сжимая время, сближает события, далеко разнесенные в практике, и тем самым отчетливо демонстрирует участникам роль долгосрочных стратегий и их влияние на эффективность деятельности. Игра создает оптимальные условия для развития предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремленности. Поскольку игра – мероприятие групповое, она приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность и руководить, и подчиняться. Стимулируя практические навыки, в ситуации эмоционального накала, но в отсутствие реального риска, она развивает воображение и интуицию. Принятие игровой роли выступает в качестве «троянского коня», позволяя участнику, не снижая психологической защищенности, преодолевать внутренние барьеры, находясь в «шкуре другого». Игры способствуют формированию иной точки зрения на ситуацию, т. е. ее переосмыслению. Ключевой момент в деловых играх — возможность представления себя последовательно в различных ролях, что исключает полную идентификацию с какой- нибудь одной из них [5].
Одним из методов профилактики эмоционального выгорания педагогов является психологический тренинг. Тренинг представляет собой средство воздействия на личность с целью ее развития, приобретения знаний, формирования социальных установок, умений и опыта в межличностном общении.
М.В. Воронцова отмечает, тренинг – это особый метод получения знаний, которые отличаются от своих аналогов тем, что все его участники учатся на собственном опыте настоящего момента. Это специально созданная благоприятная среда, где каждый может с легкостью и с удовольствием увидеть и осознать свои положительные и отрицательные качества, успехи и поражения. Помощь и внимание окружающих помогает быстрее понять, какие личностные качества необходимы, а какие профессиональные навыки необходимо развивать. Благодаря тому, что ситуация тренинга учебная, никто из участников не рискует уже сложившимися отношениями и взглядами, а приобретает и использует новый опыт [3].
Существует множество разновидностей тренинговой работы: ролевой когнитивный, перцептивный, поведенческий, коммуникативный, сенситивный или социально-психологический тренинги, тренинг личностного роста, Т-группы, тренинг уверенности в себе.
Задачами тренингов является постановка поведенческих навыков, то есть обучение эффективному поведению в различных жизненных ситуациях. Предполагается, что умения и навыки, сформированные в искусственно созданных и «безопасных» условиях психологического тренинга, помогут преодолеть трудности в реальной жизни [3].
В соответствии с этими задачами в процессе тренинга выделяют три стадии: оттаивание, изменение, замораживание. Главная задача первой стадии – уменьшить силу, стабильность и ценность прежних установок. Обычно желаемое изменение установок происходит при таких обстоятельствах, когда старые подходы обнаруживают свою неэффективность и могут стать предметом критического рассмотрения. Важно, что содержанием обсуждения оказываются не события, происходившие где-то и с кем-то (в отличие от метода конкретных ситуаций), а события и отношения, складывающиеся в самой тренинговой группе «здесь и теперь». [4].
Нередко при этом члены группы попадают в положения, противоречащие сложившимся у них представлениям и нормам, и, как следствие, развиваются напряжение и тревога. Чтобы справиться с трудной ситуацией, участники пытаются менять свое поведение, что и определяет переход ко второй стадии.
На третьей стадии происходит стабилизация тех способов поведения, которые оказались наиболее полезными. Таким образом, психологической основой обсуждаемого метода является совершенствование стиля поведения в условиях управляемого изменения ценностных ориентаций и установок и закрепление возникающих новых форм. Тренинг приводит к повышению точности межличностного восприятия. Человек глубже различает установки, чувства и реакции других, при этом достигается не только повышение эффективности в сфере общения, но и развивается умение гибко корректировать свое поведение в дальнейшем.
Могут быть использованы и другие методы, направленные на профилактику эмоционального выгорания педагогов. Дальнейшая работа по профилактике эмоционального выгорания позволит сделать вывод об эффективности предложенных методов в решении поставленных целей и задач.
Список использованной литературы
1. Бабич, О. И. Профилактика синдром эмоционального выгорания педагогов : диагностика, тренинги, упражнения / О. И. Бабич. – Волгоград : Учитель, 2003. – 122 с.
2. Бойко, В. В. Синдром эмоционального «выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб. : Питер, 2003. – 474 с.
3. Воронцова, М. В. Профилактика профессиональных деформаций в системе социальной работы : учеб. пособие для сред. профессион. образов. / М. В. Воронцова ; под ред. М. В. Воронцовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2023. – 244 с.
4. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. – СПб. : Речь, 2010. – 656 с.
5. Гришина, Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы. Психологические проблемы самореализации личности / Н. В. Гришина ; под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. – СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 1997. – 156 с.
6. Кузьминов, Я. И. Российское образование: достижения, вызовы, перспективы : серия коллективных монографий / Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. – М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. – 344 с.
7. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В. Е. Орел // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 1. – С. 90–101.
8. Педагогические вести : журн. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. – 2003. – № 25 – С. 25–37.
Комментарии