XI Междунродная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

г. Гродно, Беларусь

Урусова О.И.,

старший преподаватель кафедры теории и методики специального образования УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

Адаптивно-адаптирующее средовое обеспечение как условие формирования социального опыта лиц с тяжелыми, множественными нарушениями развития

Аннотация. В статье обсуждаются проблемы, связанные с особенностями формирования социального опыта у лиц с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии с учетом социально-педагогического условия адаптивно-адаптирующей образовательной среды. Затронуты вопросы создания адаптивно-адаптирующей образовательной среды в учреждениях образования и социальной защиты.

Ключевые cлова.  Социальный опыт, лица с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии, адаптивно-адаптирующая образовательная среда.

Urusova O.I.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL CONDITION OF ADAPTIVE-ADAPTIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR THE FORMATION OF SOCIAL EXPERIENCE OF PERSONS WITH SEVERE, MULTIPLE DEVELOPMENTAL DISABILITIES

Abstract. The article discusses the problems associated with the peculiarities of the formation of social experience in individuals with severe, multiple disabilities in physical and (or) mental development, taking into account the socio-pedagogical conditions of the adaptive educational environment. The issues of creating an adaptive educational environment in educational and social protection institutions are touched upon. Key words.

Keywords. Social experience, individuals with severe, multiple disabilities in physical and (or) mental development, adaptive educational environment.

Социальный опыт человека с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии (далее – ТМНР) – синтез практических умений, способов деятельности, социальных действий, стереотипов поведения, нормативных общественных правил, которыми он пользуется в течение всей своей жизни самостоятельно в ситуациях социального происхождения.

У лиц с ТМНР социальный опыт формируется и развивается в специально созданных социально-педагогических условиях, которые позволяют у человека данной категории сформировать витагенные умения, необходимые ему для самостоятельного использования в различных социально-бытовых реалиях в течение всей жизни. Содержательные компоненты социального опыта лиц с ТМНР формируются с целью социально адаптировать к нестандартным ситуациям и социализировать такого человека в социум. Благодаря сформированным социальным умениям у лиц с ТМНР развиваются ключевые компетенции: социальная, коммуникативная, познавательная, являющиеся ядром социального опыта [2].

Для целенаправленного формирования социального опыта лиц с ТМНР в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР) созданы социально-педагогические условия, позволяющие в течение всего пребывания человека с ТМНР строить таким образом образовательно-воспитательный и коррекционно-педагогические процессы, чтобы в итоге получить социальную личность с сформированными и развитыми содержательными компонентами социального опыта. Одним из таких условий выступает социально-педагогическое условие адаптивно-адаптирующей образовательной среды.

Специальные условия для получения образования лицами с ТМНР, закрепленные в нормативно-правовых, регламентирующих и рекомендательных документах, можно разделить на несколько групп, определяющих направления работы по формированию социального опыта у лиц данной нозологической группы. Основной компонент адаптивно-адаптирующей образовательной среды по включению молодого человека с ТМНР в социальное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию молодых инвалидов в социальное взаимодействие, формирование и развитие у него содержательных компонентов социального опыта: представление о себе, самообслуживание, социально-коммуникативные умения, социально одобряемое поведение, личная безопасность и экологическая культура, хозяйственно-бытовой труд.

В ЦКРОиР при создании адаптивно-адаптирующей образовательной среды руководствуются следующими правилами:

1. Наличие безбарьерной среды. Безбарьерная среда пространства учреждений образования и социальной защиты включает следующие компоненты: наличие пандуса перед входом в учреждение, беспороговая пространственная среда, установленные поручни вдоль стен, специально оборудованные санитарно-гигиенические помещения, сигнальные зрительные и тактильные опоры, лифты, подъемники вдоль лестниц.

2. Безопасность пространственно-предметного окружения. Запрещается устанавливать в группе (классе) мебель с острыми углами, размещать на уровне глаз и выше книжные полки, использовать для покрытия пола материалы со скользкой поверхностью; расширять пространство за счет зонирования помещения группы (класса); проектировать пространственные зоны с учетом структуры нарушения лиц с ТМНР; структурировать пространство для лиц с расстройствами аутистического спектра.

3. Наполнение предметно-пространственной среды объектами культурного наследия и традиций белорусского народа. Адаптивно-адаптирующая образовательная среда создается таким образом, чтобы лица с ТМНР взаимодействовали с разнообразными носителями смысловой информации, развивали познавательный кругозор, инициативу, сотрудничество, активность, эмоционально-волевую сферу, социальный опыт [1]. Интересным является создание в группе (классе) уголка идеологически-патриотической направленности, где размечается символика белорусского государства, атрибуты народной культуры и традиций белорусского народа.

4. Полисенсорная основа как предпосылка формирования социального опыта. Адаптивно-адаптирующая образовательная среда структурируется таким образом, чтобы посредством использования ее компонентов можно было привлекать информацию, используя все сенсорные анализаторы при восприятии окружающей действительности, установлении взаимосвязей между объектами, явлениями окружающего мира.

5. Смысловая ориентированность. В адаптивно-адаптирующей образовательной среде все виды отношений организованы в соответствии с определенной системой социальных норм и правил, выполнение которых развивает и совершенствует социальный опыт лиц с ТМНР [1]. Учитывая смысловую упорядоченность предметных ресурсов, у лиц с ТМНР закрепляются социальные умения, связанные с взаимодействием, сотрудничеством, самостоятельным использование адаптивно-адаптирующей образовательной среды.

6. Социально-психологическое сотрудничество. Адаптивно-адаптирующая образовательная среда позволяет формировать у человека с ТМНР умения, необходимые для межличностного взаимодействия, стимулиру­ют его активное сотрудничество с окружающими людьми, инициативность в общении, применять сформированные социальные умения в различных жизненных ситуациях социального-бытового генеза; расширяют сферу социально-ролевого взаимодействия.

7. Развивающий характер адаптивно-адаптирующей образовательной среды предполагает целенаправленное создание социально-педагогических условий, благодаря которым у лиц с ТМНР развиваются познавательные процессы, эмоционально-волевая сфера, коммуникативная компетенция, социальный опыт, практические умения, личность в целом.

8. Ориентация на охрану и развитие нарушенных анализаторных систем, использование реальных и потенциальных познавательных возмож­ностей. При организации адаптивно-адаптирующей образовательной среды важно учитывать сохранные возможности человека с ТМНР: остаточный слух, остаточное зрение, ограниченные двигательные возможности при соблюдении всех необходимых рекомендаций и в обязательном порядке их развивать, опираясь на зону актуального и ближайшего развития [1]. Акцент делается на сохранных сенсорных анализаторах, выступающих компенсаторами нарушенных, утраченных функций у лиц с ТМНР. У лиц данной нозологической группы сохранные сенсорные анализаторы являются основополагающими для формирования социального опыта

Адаптивно-адаптирующая образовательная среда реализуется через создание микрозон, помогающих лицу с ТМНР воспринимать окружающий мир, передвигаться в пространстве, развивать социально-коммуникативные умения, пространственную ориентировку. В адаптивно-адаптирующей образовательной среде адаптируется каждая группа средовых ресурсов.

При использовании предметных ресурсов необходимо адаптировать специальное оборудование и специальные средств для лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, учитывая структуру нарушения, возраст ребенка, рост, вес, наличие параличей, парезов, синкинезий, атетоза. Это специализированные стулья с ремнями-фиксаторами, столы с регулируемыми сиденьями и опорой для ног, ходунки и т.п. Для лиц с расстройствами аутистического спектра, ТМНР важно составить визуальное расписание и расположить его в доступном месте.

При использовании пространственных ресурсов необходимо адаптировать и зонировать помещение группы (класса) с учетом нарушений лиц с ТМНР, их возраста, самостоятельного передвижения или использования вспомогательного оборудования для передвижения. Для обозначения путей передвижения, предметов, частей пространства необходимо маркировать указанные компоненты пространства помещения. Структурирование пространства позволяет создать индивидуальную учебную зону для нуждающихся лиц с ТМНР в индивидуальном обучении, зону релаксации.

Адаптация организационно-смысловых ресурсов нацелена на соблюдение режимов работы в учреждении, использование визуального расписания для обучающихся с расстройствами аутистического спектра; соблюдения алгоритма мытья рук, чистки зубов, приема пищи, одевания; обувания; составление правил взаимодействия с окружающими в наглядной форме, учет содержания режимных моментов

Приспособление социально-психологических ресурсов позволяет организовать сотрудничество, партнерские отношения, совместную работу; персонифицировать адаптивно-адаптирующую образовательную среду; демонстрировать достижений лиц с ТМНР; разыгрывать социальные роли.

При использовании адаптивно-адаптирующей образовательной среды в рамках уроков, коррекционных, развивающих занятий, режимных моментов учитываются следующие требования:

– обеспечение комфортного и удобного положения тела ребенка. Это необходимо для того, чтобы у лиц с тяжелыми двигательными нарушениями не возникали парезы и параличи, что доставляет дискомфорт в процессе коррекционного занятия, урока. Использование вспомогательных приспособлений помогает удобно разместить тело ребенка, благодаря чему происходит нормальное восприятие учебного материала и двигательная активность.

– оптимистическое видение педагога (специалиста) прогнозируемых возможностей развития и формирования доверительных отношений. В рамках взаимодействия педагога (специалиста) с обучающимся с ТМНР ключевым компонентом выступают доверительные отношения между ними, жизнерадостный тон общения, позитивное подкрепление даже за малейшее проявление обучающегося в разных видах деятельности.

– речевое сопровождение. Словесное сопровождения педагогом (специалистом) любого действия обучающегося с ТМНР является важным аспектом при работе по формированию социального опыта у лиц с ТМНР. Благодаря речевому сопровождению, у лиц с ТМНР развивается словарный запас, коммуникативная компетенция, внимание, восприятие, память, мышление.

Таким образом, социально-педагогическое условие адаптивно-адаптирующей образовательной среды способствует формированию и развитию социального опыта лиц с ТМНР, обогащению их социального взаимодействия, налаживанию социальных контактов, применению сформированных практических действий в жизненно необходимых ситуациях, пополнению активного словаря, регулирования социально одобряемого поведения, личной безопасности, развитию социально-коммуникативных навыков, самообслуживания. Важным показателем адаптивно-адаптирующей образовательной среды является ее возможность адаптироваться к индивидуальным потребностям лиц с ТМНР за счет организации групп средовых ресурсов и их трансформации с учетом сложной структуры нарушения лиц с ТМНР.

Адаптивно-адаптирующая образовательная среда помогает реализовать ведущую цель подготовки лиц с ТМНР к взрослой жизни – формирование у них качеств, необходимых для овладения умениями и навыками, необходимыми для включения их в социальное пространство, формирования социального опыта, их социальной адаптации и социализации.  Конечным результатом процесса формирования социального опыта у лиц с ТМНР является полноценная социально адаптированная личность, способная самостоятельно использовать сформированные социальные умения и навыки и применять их в незнакомых, нестандартных ситуациях, и общество, готовое принять молодого человека с ТМНР и развивать его социальный опыт.

 

Список использованной литературы

1. Гайдукевич, С. Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения : учеб.-метод. пособие /                                         С. Е. Гайдукевич [и др.]; под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечета. – Минск : БГПУ, 2006. – 98 с.

2. Лисовская, Т. В. Компетентностный подход в специальном образовании / Т. В. Лисовская // Арнайы білім беру үрдісін дамыту: мәселелері мен болашағы. Тенденции развития специального образования: проблемы и перспективы : материалы междунар. науч.-практ. конф., 1-2 дек. 2009 г. / РИПКРиНПК СО ; под общ. ред. А. А Жайтапова, А. К. Рсалдиновой. – Алматы, 2009. – С. 14–20.