XI Междунродная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

г. Вологда, Россия

Носова Н.В.,

заведующий кафедрой психологии, педагогики и социальной работы, канд. психол. наук, доцент

Шевелева И.С.,

педагог-психолог БУ СО ВО «РЦН Феникс»

Развитие мелкой моторики рук старших дошкольников игровыми средствами

 

Аннотация. В статье представлен анализ проблемы развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены результаты первичного диагностического обследования дошкольников, направленного на определение исходного уровня развития мелкой моторики рук. Проанализированы перспективы дальнейшей научно-практической работы в рамках реализации формирующего эксперимента.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, развитие мелкой моторики, пальчиковые игры.

 

Nosova N.V., Sheveleva I.S.,

DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS BY PLAYING MEANS IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

Abstract. The article presents an analysis of the problem of developing fine motor skills in children of senior preschool age. The results of a primary diagnostic examination of preschool children, aimed at determining the initial level of development of fine motor skills of the hands, are considered. The prospects for further scientific and practical work within the framework of the implementation of the formative experiment are analyzed.

Keywords: Senior preschool age, fine motor development, finger games.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросу психологической готовности детей к школе, причем как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Часто предпочтение отдается интеллектуальной подготовке, но при этом недостаточные акценты ставятся на вопросах личностной готовности детей, особенно на формировании мелкой моторики. Между тем, сформированная мелкая моторика, включающая движение пальцев и кистей рук, имеет важное значение для успешного развития речи, интеллекта и психофизических способностей ребенка. Уровень развития мелкой моторики служит индикатором готовности ребенка к школьному обучению: дети с хорошо развитой мелкой моторикой обладают логическим мышлением, хорошей памятью, концентрацией внимания и связной речью.

Развитие мелкой моторики начинается с простых действий: сначала ребенок учится хватать предметы, потом перекладывать их из одной руки в другую. Примерно к двум годам формируются навыки использования ложки, ручки, карандаша и других предметов. Развитие умений выполнять различные мелкие движения с предметами продолжается в старшем дошкольном возрасте. К 6-7 годам завершается формирование мелких мышц кисти и соответствующих зон коры головного мозга [1, с. 36].

Проблемы развития мелкой моторики у детей 5-7 лет и связь между пальцевой моторикой и речевыми функциями были исследованы А.В. Антаковой-Фоминой и М.М. Кольцовой.

Рабочим определением, на которое мы опирались при разработке программы по формированию мелкой моторики старших дошкольников, стало определение В. М. Бехтерева, где отражены ключевые операциональные признаки развития мелкой моторики у старших дошкольников. Мелкая моторика - это один из аспектов двигательной сферы, который связан с освоением предметных действий, развитием продуктивных видов деятельности, письмом и речью. Высокий уровень мелкой моторики характеризуется динамичной организацией движений, координацией и произвольной регуляцией движений [1].

Так как основным видом деятельности в старшем дошкольном возрасте является игра, мы разработали психолого-педагогическую программу развития мелкой моторики через игровую деятельность. Игра - это особый метод изучения реальной социальной жизни через ее моделирование. Это символико-моделирующая деятельность, где сам процесс игры является мотивом, а не стремление победить[3, с. 48].

Игра как деятельность включает в себя множество компонентов: от постановки целей до анализа результатов. Личность полностью раскрывает себя в процессе игры благодаря мотивам, таким как свобода выбора, состязательность и стремление к самоутверждению. Игра представляет собой набор развивающих занятий, объединенных общей идеей и обладающих уникальными характеристиками. Они способствуют развитию мелкой моторики у детей, улучшая их двигательную координацию и помогая преодолевать зажатость[2, с. 78].

Таким образом, на основе вышесказанного, нами поставлена цель исследования, а именно изучить возможности игровой деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом нашего исследования выступает процесс развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

В качестве предмета исследования мы выделили специально разработанную психолого-педагогическую программу, включающую в себя совокупность игровых средств и приёмов, как условие развития мелкой моторики руку старших дошкольников.

В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что специально разработанная психолого-педагогическая программа, включающая игровые средства и приёмы, может выступать эффективным условием развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет.

Для достижения данной цели нами было организованно специальное эмпирическое исследование на базе бюджетного дошкольного образовательного учреждения Сокольского муниципального округа “Детский сад общеразвивающего вида №4 “Ладушки”. В исследовании приняли участие 22 воспитанника подготовительных групп, дети 6-7 лет.

На констатирующем  этапе для измерения уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в качестве диагностического инструмента был использован метод экспертной оценки. В состав экспертов вошли: педагог-психолог, старший воспитатель, заведующий дошкольным образовательным учреждением. В состав комплексной диагностики мелкой моторики старших дошкольников вошли такие методики как “Кулак-ребро-ладонь”, “Дорожки”, “Повторение фигур из пальцев”.

Данными методиками оценивались такие показатели развития мелкой моторики рук как: динамическая организация движения, скоординированность движений и произвольная регуляция движений.

На первом этапе исследования нами была проведена первичная диагностика уровня развития мелкой моторики рук и на её основе определена группа старших дошкольников для работы на формирующем этапе исследования.

На основе анализа результатов диагностики было выявлено следующее: в представленной группе нет воспитанников, у которых уровень развития мелкой моторики рук на высоком уровне. Это означает, что у всех детей  имеются трудности с динамической организацией движения, скоординированностью движений и произвольной регуляцией движений. В свою очередь большинство детей 81,82% (18 воспитанников) имеют средний уровень развития мелкой моторики рук. Это говорит нам о том, что у них мелкая моторика развита хорошо, но имеются незначительные трудности, которые могут влиять на письмо, вырезание, конструирование. Низкий уровень развития мелкой моторики имеют 18,18% (4 воспитанника). Это свидетельствует о том, что у них большие трудности с освоением элементарных навыков письма, имеются нескоординированные движения рук, присутствует ручная неловкость, отмечается резкость движения. Данный показатель так же может являться следствием проблем с речью у ребят.

Согласно нашим наблюдениям, многие дети в этой группе имеют слабые показатели в развитии мелкой моторики. У них возникают трудности с написанием текста, координацией движений пальцев, а также с пониманием и воспроизведением речи. Мы предполагаем, что эти проблемы связаны с недостаточным развитием мелкой моторики рук.

В связи с этим, мы считаем необходимым разработать и внедрить программу, которая будет направлена на развитие мелкой моторики у детей 6-7 лет. Эта программа должна включать в себя разнообразные игровые методы и приемы, которые помогут детям улучшить их способности в выполнении задач, актуализирующих мелкую моторику руки. Полезными могут быть занятия с пластилином, рисование, лепка из глины и другие творческие активности. Все эти действия в своей совокупности и комбинации способствуют развитию мелкой моторики, координации движений и усидчивости у детей старшего дошкольного возраста.

Кроме того, важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Некоторым детям может потребоваться больше времени на выполнение заданий, другим - меньше. Поэтому программа должна быть гибкой и адаптивной, чтобы каждый ребенок мог получить максимальную пользу от занятий. Таким образом, психолого-педагогические принципы индивидуального и деятельностного подходов становятся ключевыми в процессе реализации развивающей программы.

Мы убеждены, что наша работа принесет значительную пользу всем участникам процесса: родителям, воспитателям и самим детям, так как формирование моторики - это важный шаг на пути к здоровому и гармоничному развитию личности ребенка, создающий уверенную основу для дальнейшего интеллектуального и личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы

1. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М Кольцова. – Москва: Современная Россия, 1973.

2. Сиротюк, А. Л. Сенсомоторное развитие дошкольников / А. Л. Сиротюк. – Москва: Директ-Медиа, – 78 с.

3. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва: ВЛАДОС, – 360 с.