XI Междунродная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

г. Минск, Беларусь

Быченок М.И.,

старший преподаватель кафедры специальной педагогики

Института инклюзивного образования УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

Включение воспитанника с интеллектуальной недостаточностью в хозяйственно-бытовой труд в семье

 

Аннотация. В статье подчеркивается значимость семьи в формировании умений хозяйственно-бытового труда у воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. Раскрываются основные варианты включения воспитанников с интеллектуальной недостаточностью в хозяйственно-бытовой труд в семье. Приводятся примеры для родителей по формированию умению данного вида труда.

Ключевые слова: хозяйственно-бытовой труд, семья, воспитанники, интеллектуальная недостаточность.

 

M.I. Bychanok

INCLUDING A STUDENT WITH INTELLECTUAL DISABILITIES IN HOUSEHOLD WORK IN THE FAMILY

Abstract. The article emphasizes the importance of the family in developing household skills in children with intellectual disabilities. The main options for including children with intellectual disabilities in household work in the family are revealed. Examples for parents on developing the skills of this type of work are given.

Keywords: household work, family, pupils, intellectual disabilities.

Одним из условий эффективной деятельности педагогов по формированию умений хозяйственно-бытового труда у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста является их тесное сотрудничество с родителями, воспитывающими ребенка данной категории. Следует отметить, что трудовое воспитание в семье и учреждении дошкольного образования преследует единые цели и задачи, однако содержание и методы их решения различаются, так как труд детей в семье имеет свою специфику [1, с. 28].

Подготовка родителей к включению детей в выполнение в семье доступных обязанностей, в т. ч. в области хозяйственно-бытового труда, является одним из направлений работы педагогов учреждений дошкольного образования. Родителям важно понять, что успех в работе по формированию умений хозяйственно-бытового труда (равно как и самообслуживания) обеспечивается созданием для этого условий не только в учреждении образования, но и в семье.

Как и в работе с родителями в целом, в первую очередь важно вызвать их доверительное, положительно эмоциональное отношение к педагогу. Для этого нужно уметь видеть не только проблемы, но и достижения каждого воспитанника. Взаимодействие с родителями, начатое с констатации того, что ребенок не умеет, вряд ли принесет позитивные результаты. В этой связи приведем очень краткие, но емкие рекомендации известных специалистов А.Р. Маллера и Г.В. Цикото, раскрывающими суть принципа педагогического оптимизма применительно к рассматриваемому нами вопросу: «Представьте себе мать, которая идет к педагогу за помощью, а уходит с чувством полной безнадежности. Перефразируя выражение крупнейшего русского психоневролога и нейрофизиолога В.М. Бехтерева: «Если больному после беседы с врачом не становится легче – это не врач», мы можем сказать, что если мать ребенка после беседы с педагогом-дефектологом уходит подавленной, убитой, не видящей никаких возможностей для продвижения в развитии своего ребенка, то это не педагог. Необучаемых детей нет. Необходимо показать матери пусть самые, ничтожные, едва заметные успехи ребенка в учебной или другого вида деятельности» [1, с. 164].

Поэтому в рамках диагностического этапа коррекционно-педагогической работы важно определить не только и не столько, чем ребенок еще не владеет (это обычно бывает очевидным), а имеющиеся достижения, определить уровень актуального и зону ближайшего развития в овладении умениями хозяйственно-бытового труда. Родители должны убедиться в том, что педагог видит их ребенка с позиции приращения в его развитии и стремится его обеспечить.

Педагогам рекомендуется использовать разнообразные формы организации работы с родителями – беседы, консультации, предоставление специально разработанных информационных материалов, родительские собрания и др. Так, например, для воспитанников второй младшей группы (от 3 до 4 лет) предлагается использовать следующее примерное содержание работы воспитателя с родителями: изучение воспитателем достижений воспитанников в области самообслуживания и хозяйственно-бытового труда, индивидуальное ознакомление с ними родителей; экскурсия с родителями по группе с целью ознакомления с условиями организации самообслуживания и хозяйственно-бытового труда; индивидуальное ознакомление родителей с обучением воспитанников самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду в процессе режимных моментов; определение индивидуального содержания работы по формированию умений самообслуживания и хозяйственно-бытового труда в условиях семьи и его обсуждение в процессе индивидуальных бесед; ознакомление родителей с памяткой «Формирование умений самообслуживания и хозяйственно-бытового труда у детей дошкольного возраста»; организация в группе фотовыставки «Как я помогаю маме»; онлайн-консультация по использованию игр и игровых упражнений в работе по формированию умений самообслуживания и хозяйственно-бытового труда и др. Важнейшей задачей этой работы является обеспечение согласованности требований. Очень важно, чтобы педагоги и все проживающие с ребенком взрослые (например, мама, папа и бабушка) были последовательны в отношениях с ребенком и договорились об общих требованиях к нему. Например, в детском саду Катя уже приучилась участвовать в сервировке стола и с удовольствием включается в выполнение данной процедуры. В семье же возможность выполнения соответствующих доступных поручений игнорируется, тем девочке оказывается «медвежья услуга». В данной ситуации важно договориться о единстве требований. Поэтому педагогическим работникам рекомендуется регулярно обсуждать с родителями содержание работы по формированию у детей умений хозяйственно-бытового труда и возможное участие в ней, а при необходимости также обучать родителей приемам формирования конкретных умений хозяйственно-бытового труда. Например, как учить «ставить» салфетки в салфетницы (как брать салфетку или салфетки, как сопровождать демонстрируемые действия краткой словесной инструкцией и т. д.).

Сотрудничество педагогов и родителей должно быть постоянным. Педагоги формируют у родителей умения наблюдать за ребенком и делать выводы из своих наблюдений. Для накопления практических примеров в подтверждение результатов наблюдений в группе можно вести «трудовой» фотоальбом. В размещаются домашние фотографии, на которых отображены отдельные трудовые умения детей: убирает игрушки, моет игрушки, вытирает пыль и т. д. Данный фотоальбом может использоваться педагогами и в учебных целях – будет помогать им соотносить умения детей в учреждении образования с действиями в домашних условиях («убираю в корзину игрушки», «мою игрушки», «вытираю пыль» и т. д.), закреплять (формировать) знания названий предметов хозяйственно-бытового назначения (тарелка, салфетка, таз с водой и т. д.), рассказывать (показывать), что ребенок делает на предложенной педагогом фотографии и т. д.

Организации сотрудничества педагогов с родителями могут содействовать родительские чаты. Они должны нести информационную, а не развлекательную функцию. Это уже традиционная форма взаимодействия педагогов с родителями. Чаты помогают в режиме реального времени доносить и демонстрировать нужную и важную информацию для родителей воспитанников, быть с ними на связи. Например, сегодня Саша хорошо справляется с обязанностями дежурного по столовой (хорошо расстилает салфетки на стол); педагог фотографирует маме результаты его активной работы. Или, например, Таня всегда отказывалась принимать участие в подготовке (сервировки) стола к приему пищи, а сегодня проявила интерес и желание помощь педагогу расставить на стол салфетницы. Педагог может зафиксировать данный процесс и отправить его маме.

Активность проявляется и со стороны родителей. Например, вчера вечером Марина первый раз приняла участие в помощи маме в уборке игрушек. Получив от мамы данную информацию, педагог попробует активизировать участие девочки в данной процедуре.

Родителям в работе с ребенком важно обеспечить ситуации успеха. Поэтому не следует спешить с усложнением поручений. Важно обеспечить поддержку и постепенное предоставление самостоятельности, чтобы у ребенка возникло ощущение уверенности в своих силах. Рекомендуется отмечать, казалось бы, даже незначительные удачи ребенка. Например, у него получилось поставить салфетницу на стол – «Молодец, салфетница не упала» и т. д.

Как и в учреждении образования, выполнению определенных поручений в домашних условиях предшествует организация наблюдения детей за выполнением определенных работ взрослыми. Родителями рекомендуется привлекать их внимание детей своим действия. Например, «Сейчас мы будем есть. Подготовим стол. Посмотри, какие красивые салфетки я поставила в салфетницу. Наблюдения за повседневным хозяйственно-бытовым трудом родителей постепенно помогают ребенку понять его значимость для всех (убрали игрушки, стало чисто, можно поиграть в другие игры). Однако родителям следует помнить, что для такого рода наблюдений им необходимо придерживаться некоторых правил: обеспечивать постоянное эмоциональное подкрепление («Видишь, как хорошо получилось», «Посмотри, все готово, теперь можно есть», «Следующий раз ты мне будешь помогать» и т. д.); постоянное сопровождение своей работы пояснениями («Я подготовлю стол для завтрака. У нас стоит салфетница, поставлю тарелку для каши и чашку для молока» и т. д.).

Подключение детей к деятельности родителей выполняется постепенно. Сначала используются небольшие поручения: подать тряпочку для вытирания пыли, поставить на место какую-либо одну игрушку и т. д. Следует помнить, что первые поручения для ребенка будут самыми элементарными (подать, принести, подержать и т.д.), в дальнейшем они могут усложняться (убрать в нужное место, собрать все кубики, сложить все карандаши после рисования и т. д.). Постепенно дети приучаются к выполнению постоянных обязанностей. Сначала о них напоминают родители: «Поел – убери тарелку и чашку в мойку», «Поиграл – убери игрушки на место» и т. д. Затем необходимость в напоминаниях отпадает.

Важной является и организации пространства не только в учреждении образования, но и дома. Определение постоянного места хранения того или иного предмета, отсутствие отвлекающих деталей, свой рабочий уголок делают плодотворнее деятельность практически каждого ребенка. Важно простроить пространство вокруг него таким образом, чтобы он знал, где лежат (хранятся) игрушки, где лежат карандаши (бумага и т.д.), где лежит тряпочка для пыли и т. д. Все необходимое оборудование для привлечения ребенка к хозяйственно-бытовым работам должно храниться в доступном для него месте.

Если есть такая возможность, рекомендуется организовать специальный уголок для ребенка, где можно было бы предложить ему занятие и объединиться с ним во время какой-либо. работы, например, на кухне: «Я буду подготавливать большой стол, а ты свой столик для кукол». Игрушки, книжки лучше хранить в постоянных специально отведенных местах (на полках, в ящиках, в коробках). Места хранения можно обозначить специальными наклейками.

Поручения родителей не должны оставаться без внимания, невыполненными. Для того, чтобы ребенок услышал поручения, необходимо встать рядом с ним, и обратившись к нему по имени, кратко и четко сформулировать инструкцию: «Саша, убери кубики». Если родители просят ребенка убрать игрушки, а он не реагирует, можно, не повторяя лишний раз свое требование, выполнить действия совместно, прокомментировав: «Спасибо, что ты убрал игрушки». Ребенку должно быть понятно, когда и что родители от него хотят. Простые, краткие и четкие инструкции могут постепенно усложняться по мере того, как он начинает их выполнять.

Значимым средством подготовки родителей к включению детей в хозяйственно-бытовой труд в домашних условиях могут быть наблюдения за работой воспитателя при проведении им режимных моментов. В частности, видя эту работу, родители понимают возможности использования занимательной, игровой формы обучения хозяйственно-бытовому труду, а также решения других задач развития ребенка. Например, овладения им начальными дочисловыми количественными представлениями (один, много, мало, все), пространственными представлениями, отношениями последовательности (сначала, потом) и т. д.

 

Список использованной литературы

1. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с.

2. Маханева, М. Д. Учим детей трудиться : метод. пособие / М. Д. Маханева, О. В. Скворцова. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 64 с.

3. Зверева, О. Л. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями / О. Л. Зверева. – Ростов н/Д : Феникс, 2020. – 157 с.

4. Учебная программа дошкольного образования : для учреждений дошк.  образования с рус. яз. обучения и воспитания. – Минск : Национальный ин-т образования, 2023. – 380 с.