XI Междунродная научно-практическая конференция
«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:
опыт, проблемы, перспективы»
г. Гродно, Беларусь
Савчик О.А.,
заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа № 16 имени А. Сухомбаева г. Гродно»
Шрейдер С.В.,
учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 16 имени А. Сухомбаева г. Гродно»
Инклюзивный образовательный проект «Спадчына» как средство социализации учащихся с особенными образовательными потребностями через изучение культурного и исторического наследия Гродненщины
Анотация. В статье показаны возможности реализации инклюзивного проекта “Спадчына” в образовательном процессе для наиболее успешной интеграции и социализации учащихся с нарушением слуха, компенсированного кохлеарным имплантом (слуховым апппартом), оказание помощи педагогам, которые работают с этой категорией учащихся в проведении и организации уроков, коррекционных загнятий, воспитательных мероприятий с использование разработанного материала в рамках инклюзивного образовательного проекта.
Ключевые слова: проект, инклюзия, кохлеарный имлант.
Sauchyk V.А., Shreidzer S. V.
INCLUSIVE EDUCATIONAL PROJECT “SPADCHYNA” AS A MEANS OF SOCIALIZING STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS THROUGH THE STUDY OF THE CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE OF THE GRODNO REGION
Abstract. Тhe article shows the possibilities of implementing an inclusive project "Heritage" in the educational process for the most successful integration and socialization of students with hearing impairment compensated by cochlear implants (hearing aids), assisting teachers who work with students in this category in conducting and organizing correctional classes, educational activities using the developed material in the framework of the inclusive educational project "Heritage".
Keywords: project, inclusion, cochlear implant.
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 16 имени А.Сухомбаева г. Гродно» – одна из школ Республики Беларусь, в которой реализуются принципы инклюзивного образования. Осуществление интегрированного обучения и воспитания в общеобразовательном учреждении требует создания особенных условий для обучения, воспитания, развития и самореализации всех учащихся независимо от состояния их психофизического здоровья и организации их совместной деятельности [1].
Одним из приоритетных направлений образовательной политики в Республике Беларусь является идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание. В связи с этим большая роль в образовательном процессе отводится воспитанию подрастающего поколения, формированию гражданской позиции, патриотизма, уважению к истории и культуре своего народа.
Учитывая реализацию мероприятий в рамках Года Малой Родины, Года исторической памяти в образовательном процессе, педагогами был разработан инклюзивный образовательный проект «Спадчына», направленный на социализацию учащихся с особенными образовательными потребностями и их родителей через изучение исторического и культурного наследия Гродно и Гродненщины.
Основная практическая направленность проекта заключается в том, чтобы показать возможность использования исследовательской и экскурсионной деятельности для решения следующих задач:
- расширение равноправных возможностей учащихся с особенными образовательными потребностями и их родителей в условиях инклюзивного общества;
- присоединение к изучению национальных традиций и ремёсел;
- расширение социальных отношений с обществом.
Одним из значимых инклюзивных образовательных проектов, реализуемым в государственном учреждении образования «Средняя школа № 16 имени А.Сухомбаева г. Гродно» является проект «Спадчына». В рамках проектной деятельности были разработаны анкеты для выявления уровня осведомлённости о культурном и историческом наследии Гродненщины, сведениями о народных традициях и ремёслах. В опросе принимали участие 20 учащихся классов интегрированного обучения и воспитания с нарушениями слуха, компенсированного кохлеарным имплантом (слуховым аппаратам) и 20 учащихся классов, которые не имеют нарушений психофизического развития. Сравнительный анализ двух групп показал, что учащиеся, которые имеют особенности психофизического развития, а именно, нарушения слуха, в меньшей степени владеют сведениями о культурном и историческом наследии Гродненщины, многие из респондентов не знают о народных ремёслах, традиционных обрядах региона, в котором проживают. В ходе целенаправленных наблюдений и опросов выяснилось, что учащиеся со слуховой депривацией реже, чем их сверстники без особенностей психофизического развития, вступают в отношения с людьми, которые не имеют нарушений слуха. Сами учащиеся объясняют это тем, что им сложно воспринимать на слух информацию, не связанную с обиходно-разговорной лексикой, а также и тем, что у лиц со слуховой депривацией специфические особенности устной речи.
Итоги анкетирования «Знаете ли вы истрию и этнокультуру Гродненщины?» показали, что 78% участников анкеты не знают региональных особенностей городенской кухни, только 52% назвали известные архитектурные памятники Гродненщины, 51% перечислили народные праздники и традиции, распространённые на Гродненщине, 39% респондентов знают региональные ремёсла, 61% назвали исторические события, которые происходили на территории Гродненщины, 80% опрошенных высказали желание принять участие в проекте «Спадчына».
В связи с полученными сведениями была создана инициативная творческая группа педагогов, родителей, по разработке инклюзивного образовательного проекта.
Реализация инклюзивного образовательного проекта «Спадчына» осуществляется по следующим направлениям:
«Волшебный мир народных кукол». Задача – формирование интереса к белорусской культуре через знакомство детей с народными куклами-оберегами как символами белорусского народа;
«Моя Гродненщина». Задача – организация исследовательской деятельности учащихся и их родителей по изучению исторического и культурного наследия Гродненщины, жизненного и творческого, профессионального пути знаменитых гродненцев, знакомство с артефактами города Гродно;
«Турград». Задача – организация и проведение пеших, автобусных туров, виртуальных экскурсий по историческим и знаковым местам города Гродно и Гродненщины;
«По гругу солнца». Задача – организация исследовательской деятельности, знакомство с традиционным праздниками и обрядами Гродненщины;
«Встречи с народными мастерами». Задача – приобщение к традиционным народным ремёслам, знакомство с народными мастерами.
Реализация мероприятий инклюзивного образовательного проекта проходила в сотрудничестве со специалистами Гродненского областного центра туризма и краеведения, Центра ремёсел «Наследие», выставочного центра «Фестивальный», областного методического центра народного творчества, школьного народного минералогического музея «Карат», Домом-музеем Э.Ожешко, библиотеками г. Гродно.
На подготовительном этапе были организованы родительские собрания, индивидуальные консультации с учащимися и родителями, встречи со специалистами заведений культуры и дополнительного образования в целях проведения совместных мероприятий по социализации обучающихся с особенностями психофизического развития в рамказ проекта.
Реализация основного этапа осуществлялась согласно направлениям, предусмотренных проектом.
Так, на занятиях по направлению «Волшебный мир народных кукол», каждый учащийся создал собственную коллекцию народных кукол. Дети изучили историю и магию кукол «Зерновушка», «Столбушка», «Богач», «Десятиручка» и др., а также технологию их изготовления. Итогом работы стал проект «Календарь народных кукол».
На материале белорусского фолькора учащиеся с особенностями развития изучали скороговорки, пословицы и поговорки, слова героев народных сказок, практиковались в точном звукопроизношении, отрабатывали дикцию, а также учились действовать совместно, присоединяясь к инсценировке одновременно или последовательно.
Под руководством педагогов учащиеся разработали медиатуры «Старейшие предприятия Гродно» (https://clck.ru/eowCi); «Гродно Наполеона Орды» (https://izi.travel/ru/be51-grodno-napoleona-ordy/ru); «Дорогами Максима» (https://izi.travel/ru/f01d-pucyavinami-maksima/be).
По итогам исследовательской деятельности учащиеся демонстрировали итоги и созданные виртуальные медиатуры, совместно с педагогами подводили итоги. На заключительном этапе проекта «Гродно Наполеона Орды» учащиеся ГУО «Средняя школа № 16 им. А. Сухомбаева г. Гродно» провели викторину и организовали выставку рисунков «Архитектурный облик Гродно» [3]. После окончания проекта «Дорогами Максима» учащиеся и их родители приняли участие в конкурсе чтецов произведений Максима Богдановича и авторских произведений, посвящённых 130-летию со дня рождения белорусского поэта [3].
Совместно с сотрудниками Центра народного творчества «Наследие» были разработаны и проведены занятия для детей с особенностями психофизического развития и их родителей по следующим темам: «Рождество Христово и Колядки», «Празднуем Масленицу», «Льняной Спас».
Благодаря встречам с народными мастерами и ремесленниками Гродненщины, учащиеся с особенностями психофизического развития познакомились с профессиями ремесленников: ткача, вышивальщицы, мастера па валянию из шерсти, гончара, мастера по изготовлению народных музыкальных инструментов. Для обучающихся и их родителей в целях знакомства с региональными народными ремёслами были организованы и проведены экскурсии в Центр народного творчества «Наследие», Одельский дом народного творчества, областной методический центр народного творчества. Народными мастерами проведены мастер-классы для учащихся и их родителей «Живая цепь традиций». С помощью городенских мастеров и ремесленников в школе было организовано мероприятие «Город мастеров», в ходе которого учащиеся, их родители приняли участие в выставке декоративно-прикладного искусства и мастер-классах.
Итогом изучения народных обрядов, ремёсел стали разработанные учащимися 7-8 классов интерактивные плакаты: «Топ 10 народных чудес Гродненщины» – https://clck.ru/eowED; «Народные ремёсла Понеманья» – https://clck.ru/eowEY.
В последнее время среди учащихся с особыми образовательными потребностями особенную популярность и заинтересованность вызывают настольные игры. Игры способствуют развитию самостоятельного мышления, расширению активного словаря, развитию критического мышления, творческого воображения, коммуникативным навыкам и навыкам работы в команде. Во время рэализации инклюзивного образовательного проекта «Спадчына» учащимися и педагогами разработаны настольные игры: «Календарные праздники», «Архитектурные памятники Гродненщины», «Масленичная игра «Крокодил», «Кто Я? (знаменитые земляки)» и др.
Следует отметить, что учащиеся активно участвуют со своими наработками в различных областных и республиканских конкурсах, проектах и получают высокие награды.
Таким образом, участие в инклюзивном образовательном проекте «Спадчына» решает следующие задачи:
развитие навыков взаимоотношений, умения работать в команде;
развитие умений самостоятельно планировать свою деятельность;
развитие творческих и креативных способностей;
развитие умения ставить перед собой конкретные цели и задачи, достигать их;
развитие способности адекватно оценивать достигнутый результат и давать самооценку своей деятельности.
Как показывает наш опыт, инклюзивные образовательные мероприятия в рамках реализации проекта «Спадчына» помогают учащимся со слуховой депривацией решить ряд образовательных и воспитательных задач, расширить возможности взаимодействия со сверстниками без особенностей психофизического развития.
В ходе реализации инклюзивного образовательного проекта «Спадчына» учащиеся знакомятся с историческим и культурным наследием Гродненщины; изучают правила посещения музея, театра; расширяют взаимоотношения с новыми людьми; активизируют активный и пассивный словарь; корректируют вербальные диалоговые навыки (связно описывают сведения из личной, семейной и общественной жизни, задают вопросы с целью получения конкретной информации, делятся своими впечатлениями с собеседниками, общаются на различные темы, поддерживая диалог); приобретают навыки исследовательской деятельности.
Список использованной литературы
1. Савчик, О.А., Шрейдер, С.В. Проектная деятельность педагога общеобразовательного учреждения как средство профессиональной самореализации / О.А. Савчик, С.В. Шрейдер // Компетенции педагога XXI века [Электронный ресурс]: сб. материалов респ. Конференции (Минск, 25 ноябр. 2021 г.) / М-во образования Респ. Беларусь, ГУО «Акад. последиплом. образования», ОО «Беларус. пед. о-во». – Минск : АПО, 2021. – С. 431-435.
2. Савчик, О.А., Шрейдер, С.В. Профессиональная самореализация педагога посредством проектной деятельности / О.А. Савчик, С.В. Шрейдер // Самореализация педагога в условиях единого образовательно-профессионального пространства : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 27 апреля 2021 г. / редкол.: С.А. Сергейко [и др.]. Гродно : ГУО «Гродненский областной институт развития образования», 2021. – С. 127-130
3. Шрейдер, С.В. Виртуальные аудиотуры как средство развития исследовательских навыков обучающихся во внеурочной деятельности / С.В. Шрейдер // Дидактика сетевого урока [Электронный ресурс]: материалы IV Международной научно-практической онлайн-конференции, г. Минск, 2–3 декабря 2021 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: О. А. Минич [и др.]. – Минск : БГПУ, 2022 - С. 483-486
4. Шрейдер, С.В. Организация исследовательской деятельности учащихся на основе технологии цифрового сторителлинга / С. В. Шрейдер // Адукацыя і выхаванне. – 2020. – №5. – С. 34-41.