XI Междунродная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

г. Гродно, Беларусь

Щикно М.П.,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГУО «Гимназия № 6 имени Ф.Э. Дзержинского г. Гродно»

Использование приёмов исследовательской деятельности с целью формирования патриотизма у обучающихся

 

Аннотация. В статье приводится пример использования универсального авторского приёма «Взгляд на фотографию» с целью организации исследования истории родного края на учебном занятии. Данный приём поможет реализовать воспитательный потенциал урока.

Ключевые слова: исследовательские умения; универсальный приём; история родного края; межпредметные и метапредметные связи.

Shchykno M. P.,

USING RESEARCH TECHNIQUES TO DEVELOP PATRIOTISM AMONG STUDENTS

Abstract. The article provides an example of using the author’s universal technique “Looking at a Photograph” to organize the study of the native land history during a lesson. This technique will help to fulfil the educational potential of the lesson.

Key words: research skills; universal technique; history of the native land; interdisciplinary and metasubject connections.

Герб для умеющих разбирать его – есть алгебра и язык. Вся история второй половины средних веков написана в гербах…

В. Гюго [1]

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности учащегося. В Кодексе Республики Беларусь об образовании воспитание определено как «целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося» [2].

Современный мир меняется настолько стремительно, что объём необходимой информации увеличивается практически ежеминутно. В связи с этим перед учителем остро встает вопрос: как сделать так, чтобы учащийся не потерялся в огромном потоке информации и сохранил интерес к получению знаний, истории, в первую очередь, своего края?

Объектом анализа и получения новых знаний об истории своего народа на уроке может стать работа с геральдическими символами. Приём «Взгляд на геральдический символ» – это один из универсальных приёмов, который может использоваться на любой теме  по русскому языку. Он позволяет вывести тему урока за рамки конкретного школьного предмета, установить межпредметные и метапредметные связи, показать учащимся, как новые знания связаны с реальной жизнью. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя. Одной из важнейших компетенций современного педагога является способность развивать функциональную грамотность учащихся, особенно в рамках реализации профильного обучения в классе: читательскую, креативную, коммуникативную, компьютерную и др. Информационное общество очень динамично и требует от будущего специалиста не столько фундаментальных знаний, сколько набора компетенций и навыков, умения грамотно и эффективно общаться, гибкости мышления, способности быстро оценивать ситуацию и принимать решения, умения находить нетривиальные решения. Данный приём является авторским.

Приём «Взгляд на геральдический символ» предназначен для изучения геральдики городов Республики Беларусь. Гербы занимают в нашей жизни гораздо большее место, чем может показаться на первый взгляд. Нет ни одного современного государства без своего герба. Гербы имеют области, города. Есть свои символы, фирменные знаки (по существу подобие гербов) – у политических партий, вооружённых сил, учреждений образования, спортивных и других организаций, обществ, клубов и т.д. Все они составляют официальные геральдические символы и представляют собой систему отличительных условных знаков, принятых к использованию в Республике Беларусь [3]. В последнее время интерес к геральдике все более возрастает. В первую очередь это связано с осознанием каждым жителем нашей страны того факта, что он – гражданин Республики Беларусь, а также с национальным и духовным возрождением белорусского народа в целом. Это обуславливает актуальность применения данного приёма на уроках.

Цель использования данного приёма – в повышении мотивации к обучению через воспитание любви к истории родного края.

Задачи, которые предполагается решить посредством использования данного приёма:

  • получить новые исторические знания в процессе анализа геральдического символа;
  • развивать коммуникативные навыки, навыки самостоятельной работы по алгоритму, а также умение работы с поисковыми системами в сети Интернет;
  • совершенствовать формирование исследовательских умений и навыков;
  • формировать эмоциональный компонент образовательного процесса.

Рассмотрим применение данного приёма на уроке русского языка в 5 классе по теме «Язык и речь». Одной из целей данного урока является формирование умения создавать устное сообщение на основе предложенного материала. Для её реализации учащимся предлагается подготовить сообщение для своих родных о геральдическом символе. В 11 классе по теме «Виды монологической речи: информационная речь» учащимся предлагается составить текст информационной речи на основе предложенного материала.

Данный приём позволяет работать с разными уровнями восприятия информации:

  • ассоциативный: учащимся предлагается посмотреть на геральдический символ в течение одной минуты и написать 10 слов, которые приходят на ум после просмотра;
  • определение вида геральдического символа: учащимся предлагается выбрать, к какому виду геральдического символа относится изображение (государственный символ, территориальная геральдика и др.);
  • анализ объектов на геральдическом символе, их описание и интепретация: люди, предметы, архитектурные строения, растения и т.д., а также свои эмоции и ассоциации от них, вопросы к геральдичекому символу;
  • исследование: учащимся предлагается узнать, когда был утверждён геральдический символ, прочитать его историю по QR-коду, расшифровать значение цветов геральдического символа, используя дополнительные источники, узнать, где на карте располагается город или область, если речь идёт о территориальной геральдике, подготовить сообщение для своих родных.

Данный приём можно использовать как один из этапов урока (например, мотивации) или на его основе построить весь урок, включив в него дополнительные условия: например, результаты работы представьте в научном (художественном, публицистическом) при изучении темы «Стили речи» на уроках русского языка; с использованием сложноподчинённых предложений при изучении темы «Сложноподчинённые предложения» и т.д.; полученные материалы можно использовать в качестве дидактического материала на любом уроке, поскольку основной объект анализа на уроке русского языка – это слово, текст.

Системная работа над геральдическими символами приведёт к прочным межпрежметным и метапредметным знаниям. Результатом такой работы, которая объединяет поиск новой информации, формирует навык работы с поисковыми системами в сети Интернет, навыки самостоятельной работы по алгоритму, воспитывает информационную культуру учащихся, любовь учащихся к истории родного края, развивает коммуникативные навыки учащихся может стать индивидуальное или коллективное исследование.

На уроке, где знания о Беларуси были объектом исследования, целесообразно предложить для заполнения учащимся «Входные билеты на урок». Данный приём рефлексии универсален и может использоваться на любом уроке. Перед учебным занятием ученики получают входные билеты, которые необходимо заполнить в конце занятия и сдать. Вопросы сфокусированы на главной цели урока, чтобы, если учащиеся ответят на них неправильно, можно было без труда определить причину ошибки.

В процессе работы учащимся предлагается:

  • определить, какие знания из прошлых тем пригодились? (приём поможет учащимся определить взаимосвязь изучаемой темы с другими в разделе);
  • составить ТОП -5 дат, понятий, имён героев, мест или формул и т.д. (приём поможет учащимся выделить главное и систематизировать его);
  • записать 10 ключевых слов темы урока, которые нужно знать, чтобы понять её (приём учит краткой записи основного);
  • придумать 3 вопроса по теме урока, которые начинаются со слов «почему», «когда», «что» (в результате развивается навык формулировки вопросов);
  • выписать интересный факт из темы урока, который мог бы удивить или заинтересовать твоего друга (приём развивает эмоциональный интеллект);
  • привести 2 аргумента, почему стоит знать эту тему (приём поможет проанализировать и сформулировать, с какой целью учащийся изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем).

Таким образом, на примере использования приёма «Взгляд на геральдический символ» показана система работы по продвижению к главной цели при формировании функциональной грамотности в преподавании филологических дисциплин – формированию всесторонне развитой личности школьника, его национального самосознания, теоретического мышления, языковой компетенции, овладению культурой речевого общения.

Благодаря использованию приёмов исследовательского обучения деятельность учащихся направлена не только на повышение компетентности учащихся в предметной области предмета «Русский язык», на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других, а значит, имеют не только личностные, но социальные мотивы.

Список использованных источников

1. Блог Исторического музея [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://blog.mediashm.ru/?p=8229. – Дата доступа: 23.09.2024.

2. Кодекс Республики Беларусь об Образовании  [Электронный ресурс] : Режим доступа: https://kodeksy-bel.com/kodeks_ob_obrazovanii_rb.htm. – Дата доступа: 23.09.2024.

3. Национальный образовательный портал [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: https://adu.by/images/2022/01/internet-proekt-ofic-simvoly-RB.docx. – Дата доступа: 21.09.2024.