XII Международная научно-практическая конференция
«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:
опыт, проблемы, перспективы»
УДК 376.42
Акопян Н.И.
доцент кафедры теории и методики специального образования УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», канд. пед. наук, доцент, г. Гродно, Республика Беларусь
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Аннотация. В статье рассматривается понятие эмоциональной безопасности применительно к учащимся с легкой интеллектуальной недостаточностью. Эмоциональная безопасность трактуется не как пассивное состояние защищенности, обеспечиваемое извне, а как активная личностная характеристика – способность и готовность ребенка самостоятельно распознавать, оценивать и конструктивно преодолевать эмоционально опасные ситуации. Анализируются особенности формирования данной способности у рассматриваемой категории детей и предлагаются ключевые направления психолого-педагогической работы.
Ключевые слова: эмоциональная безопасность, легкая интеллектуальная недостаточность, эмоциональный интеллект, социально-бытовая ориентировка, психолого-педагогическое сопровождение.
Akopyan N.I.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF EMOTIONAL SAFETY IN STUDENTS WITH MILD INTELLECTUAL DISABILITIES
Abstract. The article examines the concept of emotional security in relation to students with mild intellectual disabilities. Emotional security is interpreted not as a passive state of protection provided from the outside, but as an active personal characteristic – the child’s ability and willingness to independently recognize, evaluate, and constructively overcome emotionally dangerous situations. The features of the formation of this ability in the category of children under consideration are analyzed and key areas of psychological and pedagogical work are proposed.
Keywords: emotional security, mild intellectual disability, emotional intelligence, social and everyday orientation, psychological and pedagogical support.
Современное образование все больше ориентируется на принципы инклюзии и личностно-ориентированного подхода, где центральное место занимает благополучие ребенка. Для учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью (F70 по МКБ-10) вопрос безопасности, в частности эмоциональной, является особенно актуальным. Эти дети в силу особенностей познавательного развития – ригидности мышления, трудностей обобщения и переноса опыта, сниженной критичности – часто оказываются уязвимыми в социальных взаимодействиях [1, с. 45].
Традиционно эмоциональная безопасность рассматривается как состояние защищенности личности от негативных эмоциональных воздействий, обеспечиваемое средой. Однако в контексте специальной психологии и педагогики продуктивнее рассматривать ее как интегративную способность и готовность личности самостоятельно действовать в эмоционально опасных ситуациях. Это не просто отсутствие угрозы, а активный процесс ее распознавания и нейтрализации.
Эмоционально опасная ситуация – это ситуация, несущая в себе потенциальный или реальный риск причинения психологического вреда: насмешки, буллинг, отвержение, конфликт, несправедливое обвинение, попадание в стрессовые или незнакомые условия.
Способность действовать в таких ситуациях включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов:
1) когнитивный компонент: способность адекватно воспринимать и распознавать сигналы эмоциональной опасности (мимика, интонация, вербальные угрозы, социальные контексты). У учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью именно этот этап вызывает наибольшие трудности из-за недоразвития социального интеллекта и способности к эмпатии [2, с. 112];
2) эмоционально-оценочный компонент: способность правильно идентифицировать свои и чужие эмоции в ситуации, оценить степень ее угрозы. Дети с интеллектуальной недостаточностью часто неверно трактуют намерения окружающих, склонны к импульсивным и неадекватным эмоциональным реакциям (агрессия, уход в себя);
3) поведенческий (деятельностный) компонент: наличие сформированного «репертуара» конструктивных поведенческих стратегий для выхода из ситуации. Сюда относится умение обратиться за помощью, сказать «нет», уйти от угрозы, разрешить конфликт мирным путем.
Исходя из рассмотренных компонентов, эмоциональная безопасность – это метаспособность, интегрирующая в себе элементы эмоционального интеллекта, коммуникативной компетентности и социально-бытовой ориентировки.
Отметим некоторые значимые особенности формирования способности к эмоциональной безопасности у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью. Формирование данной способности у рассматриваемой категории детей сталкивается с рядом специфических барьеров:
– ограниченный социальный опыт: затруднен перенос усвоенных правил и моделей поведения из одной ситуации в другую;
– конкретность мышления: трудности в прогнозировании последствий своих и чужих действий в эмоционально напряженной ситуации;
– недостаточное развитие речи: сложности в вербализации своих чувств и потребностей, что мешает попросить о помощи или объясниться;
– низкая самооценка и повышенная внушаемость: ребенок может не распознать манипуляцию или согласиться на опасные действия, чтобы быть принятым в группу.
Несмотря на эти трудности, целенаправленная работа позволяет сформировать у таких учащихся готовность к адекватным действиям.
Выделим направления психолого-педагогической работы по формированию эмоциональной безопасности у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью. Работа должна носить системный, многокомпонентный и практико-ориентированный характер:
1) развитие эмоционального интеллекта и распознавания эмоций:
– занятия по развитию психоэмоциональной сферы: использование игр, упражнений, карточек для обучения распознаванию базовых и сложных эмоций по мимике, жестам, голосу. Эффективна методика «Фотографии эмоций», ролевые игры [3, с. 78];
– обучение вербализации эмоций: создание «словаря чувств», обучение использованию конструкций «Я чувствую…, когда…»;
2) формирование банка «эмоционально опасных ситуаций» и алгоритмов действий:
– социальные истории (Social Stories) и моделирование: Создание и проигрывание типичных сложных ситуаций («Меня дразнят», «Незнакомец предлагает пойти с ним», «Я проиграл»). Важно давать четкие, пошаговые алгоритмы действий:
«Остановись → Подумай → Выбери безопасный вариант» [4];
– круги безопасности: обучение ребенка умению определять круг доверенных лиц, к которым можно и нужно обратиться за помощью;
3) развитие навыков уверенного поведения и отказа:
– тренинг ассертивности: обучение простым и прямолинейным формам отказа («Нет, я не хочу это делать»), отстаиванию своих границ с помощью сценарных и ролевых игр;
– коррекция самооценки: создание ситуаций успеха, акцент на сильных сторонах личности ребенка для повышения его уверенности в своих силах;
4) создание поддерживающей внешней среды:
– работа с педагогическим коллективом и родителями по созданию атмосферы принятия и ясных, предсказуемых правил поведения. Важно, чтобы взрослые выступали не только как защитники, но и как коучи, помогающие ребенку самостоятельно находить решения.
Рассмотрим некоторые психолого-педагогические рекомендации по созданию безопасной эмоциональной среды в работе с учащимися с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Блок 1: Организация учебного процесса и пространства
1. Принцип предсказуемости и ясности:
– внедрение визуального распорядка: используйте индивидуальные карточки-подсказки, схемы, пиктограммы, которые показывают последовательность действий на уроке (например: «слушаем», «пишем», «отдыхаем»). Это снижает тревожность от неопределенности;
– создание «карты урока»: в начале занятия озвучьте или покажите план: «Сегодня мы сначала повторим, потом напишем 3 предложения, а в конце сыграем». Завершенность каждого этапа дает чувство контроля и успеха.
2. Принцип дозированной нагрузки и доступности:
– метод «малых шагов»: дробите большую учебную задачу на несколько микро-этапов. Успешное прохождение каждого этапа немедленно поощряется;
– наличие «зоны отдыха»: организуйте в классе уголок, где ученик может провести 5-10 минут, если чувствует переутомление или эмоциональную перегрузку. Это может быть кресло с наушниками, коробка с антистресс-игрушками.
Блок 2: Стратегии педагогического взаимодействия
1. Принцип опоры на сильные стороны:
– техника «акцент на усилие»: хвалите не столько результат, сколько приложенные усилия: «Я вижу, как ты старался аккуратно писать, и у тебя вышло гораздо лучше!»;
– фиксация микроуспехов: заведите «дневник успеха» или «достижений», куда вместе с учеником записывайте даже маленькие победы.
2. Принцип эмоционального контакта и поддержки:
– использование «я-сообщений»: в конфликтных или сложных ситуациях говорите о своих чувствах и наблюдениях, а не оценивайте ребенка: «Я переживаю, когда вижу, что ты расстроен, давай разберемся вместе», вместо «Перестань плакать»;
– тактика «эмоционального зеркала»: помогайте ребенку называть его чувства: «Похоже, ты сейчас очень расстроился из-за того, что не получилось решить пример. Это нормально, бывает у всех».
Блок 3: Развитие социальной среды в классе
1. Принцип инклюзивного сотрудничества:
– парная работа по четким ролям: давайте задания в парах, где у каждого своя понятная и посильная роль (например, один ищет картинки, другой – наклеивает). Меняйте состав пар для формирования широких социальных связей;
– проведение «уроков доброты»: включайте в программу короткие обсуждения, игры или просмотр специальных роликов, которые учат детей понимать и принимать индивидуальные особенности друг друга.
2. Принцип четких и справедливых границ:
– единые и понятные правила: сформулируйте 3-5 ключевых правил поведения в позитивном ключе (не «не дерись», а «решаем споры словами»). Правила должны быть оформлены визуально и одинаково действовать для всех.
Блок 4: Взаимодействие с родителями
1. Принцип единой стратегии:
– совместное планирование: регулярно (раз в месяц/четверть) проводите короткие встречи с родителями, чтобы обсудить не только успехи в учебе, но и эмоциональное состояние ребенка, его трудности и победы;
– информирование через позитив: сообщая о проблемах, всегда начинайте с того, что хорошего произошло, и предлагайте конкретный план совместных действий: «На этой неделе Петя стал активнее на уроках физкультуры. Есть сложность с концентрацией на письме, давайте дома попробуем такие упражнения...».
Эмоциональная безопасность учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью – это не статичное условие, а динамическая способность, которую необходимо целенаправленно формировать. Переход от модели «защиты» ребенка к модели «обучения защите» является ключевым для его успешной социализации и независимой жизни. Формирование готовности адекватно действовать в эмоционально опасных ситуациях, основанное на развитии эмоционального интеллекта, социальной компетентности и конкретных поведенческих навыков, должно стать одной из центральных задач психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся.
Список использованной литературы
1. Маллаев, Д. М. Психология общения и поведения умственно отсталого школьника / Д. М. Маллаев, П. О. Омарова, З. З. Гасанова. – СПб. : Речь, 2019. – 198 с.
2. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство / Д. Н. Исаев. – СПб. : Речь, 2021. – 391 с.
3. Специальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева [и др.] ; Под ред. В. И. Лубовского. – М. : Академия, 2018. – 464 с.
4. Грей, К. Социальные истории. Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом / К. Грей. – М. : Теревинф, 2020. – 168 с.
5. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. – СПб. : Дидактика Плюс, 2022. – 496 с.