XII Международная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

УДК 376.37

Горковенко Е.Г.

учитель-дефектолог 1 квалификационной категории, магистр педагогических наук, г. Гродно, Беларусь

 

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

 

Аннотация. В данной статье раскрывается актуальность изучения особенностей слоговой структуры слова у детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Определена специфика уровня сформированности слоговой структуры у детей рассматриваемой категории

Ключевые слова: речевая функция, слоговая структура слова, стертая дизартрия

 

Gorkovenko E.G.

CHARACTERISTICS OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF THE SYLLABIC STRUCTURE OF WORDS IN 4-5-YEAR-OLD CHILDREN WITH SUBSTANTIAL DISARTHRIA

Abstract. This article reveals the relevance of studying the features of the syllabic structure of words in children of middle preschool age with masked dysarthria. The specificity of the level of formation of the syllabic structure in children of the considered category is determined

Keywords: speech function, syllabic structure of words, masked dysarthria

Речевая функция – это одна из важнейших функций человека, поскольку в процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, а также способность к понятийному мышлению. Благодаря речевому общению создаются необходимые условия для развития различных форм деятельности. У детей с проблемами в речевом развитии речевая функция нарушена.

На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям окружающей их жизни имеет приоритетное значение. Решение данной проблемы стоит на пути индивидуализированного, дифференцированного и поэтапного коррекционного подхода к таким детям в детском саду и в школе.

По мнению Т.А. Ткаченко, при нормативном речевом развитии и в условиях его нарушения, функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики и грамматики – тесно связано с понятием «слоговая структура слова» [6, с. 3]. Согласно логопедическому словарю Селиверстова, слоговая структура – это характеристика слова (высказывания) с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его слогов [5, с. 151].

Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для работы учителя-дефектолога. Недостаточная степень коррекции слоговой структуры слова в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии [1, с. 8].

Так, А.К. Маркова указывает на связь овладения слоговым составом с мотивационной стороной деятельности ребенка, уровнем его артикуляционных воз­можностей, состоянием слухового (фонематического) восприятия. Она же подтверждает, что вследствие искажений слогового состава слова затрудняет­ся общение дошкольников, усвоение ими звукового анализа, а затем грамоты [4, с. 59-60].

У детей со стертой дизартрией отмечается взаимозависимость между нечеткими артикуляционными образами и слуховыми дифференциальными признаками звуков, что приводит к искажению формирования фонематического слуха. Недостаточность фонематического слуха уже в раннем возрасте тормозит созревание фонетического слуха, призванного следить за последовательностью слоговых рядов в речи ребенка. Учитывая моторные трудности, связанные с недостаточной иннервацией мышц речевого аппарата, а также наличие диспраксических расстройств, проявляющиеся в хаотических поисках нужной артикуляции или в трудностях переключения, можно понять причины нарушений слоговой структуры у детей со стертой дизартрией [2, с .174].

Формирование фонетической системы речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией может идти по-разному: у одних детей трудности вызывает преимущественно усвоение произнесения звуков при сохранной слоговой структуре слов, у других – затруднение усвоения звуков и недоразвитие слоговой структуры слова.

В среднем дошкольном возрасте устранение нарушений слоговой структуры слова значительно усложняется возрастными особенностями, влияющими на успешность коррекционного процесса.

Ведущим в структуре речевого нарушения у детей со стертой дизартрией являются нарушения фонетической стороны речи. В работе по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова часто на первый план выступает преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднение в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог, становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. В связи с этим особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. При этом следует учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребенка и вид речевого нарушения [3].

В связи с этим нами была обозначена цель исследования – изучить уровень сформированности слоговой структуры слова у детей 4-5 лет со стертой дизартрией.

Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам коррекции слоговой структуры слова у детей со стертой дизартрией позволил определить актуальность заявленной проблемы, подобрать методики и диагностические задания для изучения особенностей слоговой структуры.

Экспериментальной базой исследования стал ГУО «Детский сад № 1 г. Гродно». В исследовании приняли участие 17 детей среднего дошкольного возраста, посещающих ПКПП ДУО.

Изучение уровня сформированности слоговой структуры слова у детей 4-5 лет со стертой дизартрией предполагало:

  • исследование особенностей воспроизведения слоговой структуры слов 1-14 типов по А.К. Марковой;
  • исследование особенностей повтора ряда слогов;
  • определение особенностей воспроизведения ритмических структур;
  • исследование особенностей произнесения предложений сложной слоговой структуры [2, с. 173-177, 179-183].

Диагностическое задание «Назови / повтори» предполагает изучение всех типов слоговой структуры слова: каждому ребенку демонстрировались по 6 изображений каждого из 14 типов слоговых структур. Задание «Повтори слоги» способствует выявлению особенностей повтора слогов: из разных гласных и согласных звуков; из разных согласных, но одинаковых гласных; из разных гласных, но одинаковых согласных. Диагностическое задание «Ритмы» оценивает воспроизведение ритмических структур как с опорой на наглядность, так и на слух.  Изучить особенности произнесения предложений сложной слоговой структуры способствует задание «Повтори предложение».

Для адекватной оценки сформированности слоговой структуры слова были выделены критерии: правильность или ошибочность воспроизведения; скорость выполнения задания; самостоятельность или использование помощи при выполнении задания; количество повторов предъявляемого материала.

Результаты диагностики позволили выявить недостаточный уровень сформированности слоговой структуры слова у детей по всем изучаемым параметрам.

Диагностическое задание «Назови / повтори» выявило, что наиболее трудновоспроизводимыми оказались слова 8 (86 %), 9 (90 %), 10 (86 %) и 14 (92 %) типов слоговых структур (по А.К. Марковой). Основные виды нарушений воспроизведения слоговых структур слов для детей рассматриваемой категории:

  • элизии (сокращение количества слогов);
  • интерации (увеличение количества слогов);
  • искажения структуры отдельного слога (сокращение звуков).

Для 93 % детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией оказалось трудно воспроизвести последовательности слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (БА-ПУ-КО и другие), для 92 % – из разных согласных при общих гласных (БУ-ПУ-ГУ и т.п.). Диагностическое задание «Ритмы» выявило многочисленные ошибки при воспроизведении 2-3-х компонентных ритмических структур без зрительной опоры (у 92 % детей). Фразы сложной слоговой структуры оказались недоступны для правильного воспроизведения большинством детей даже после трехкратного повторения (у 95 % испытуемых).

Наше исследование позволило получить следующие результаты в оценке уровня сформированности слоговой структуры слова у детей 4-5 лет со стертой дизартрией:

- низкий уровень сформированности ведущих компонентов, имеющих значение для формирования слоговой структуры слова;

- замедленное воспроизведение слов, слогов, ритмических структур;

- необходимость двух и трехкратного повтора речевого материала;

- помощь учителя-дефектолог не всегда действенна.

Таким образом, можно констатировать низкий уровень сформированности слоговой структуры слова у рассматриваемой категории детей, что оказывает значительное влияние на формирование всех компонентов речевой системы. Нарушения слоговой структуры слов вариативны и стойки. Поэтому необходимость систематической и планомерной коррекционной работы по данному направлению является приоритетной. В связи с этим подход к коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией нуждается в разработке новых эффективных методов, соответствующих речевым и индивидуальным особенностям детей.

Список использованной литературы

  • Агранович, 3.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З. Е. Агранович. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 48 с.
  • Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. – М. : Астрель, 2007. – 319 с.
  • Киселева, И. Ю. Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. – Режим доступа: https://www.defectologiya.pro/ zhurnal / logopedicheskaya _ rabota _ po _ korrekczi i_ narushenij_ zvukoslogovoj_ strukturyi_ slova_u_detej_doshkolnogo_vozrasta_so_stertoj_formoj_dizartrii/. – Дата доступа: 28.04.2025.
  • Маркова, А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / А.К. Маркова // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р. Е. Левиной. – М., 1961. – С. 59–70.
  • Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 400 с.
  • Ткаченко, Т. А. Коррекция нарушения слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет к пособиям «Учим говорить правильно». / Т. А. Ткаченко. – М. : ГНОМ и Д, 2004. – 40 с.