XII Международная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

УДК 376 – 053.4

Григорьева А.А.

учитель-дефектолог государственного учреждения образования «Специальный детский сад № 81 г. Гродно», г. Гродно, Республика Беларусь

МОЗЖЕЧКОВАЯ СТИМУЛЯЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема усложнения структуры речевых нарушений у современных детей дошкольного возраста, обусловленная коморбидностью нарушений, что влечет за собой недостаточность применения лишь традиционных методов коррекции речи. Подчеркивается важность интеграции двигательной активности в процесс коррекционной работы, так как моторные навыки напрямую влияют на развитие речи. Рассматривается потенциал метода мозжечковой стимуляции как перспективного подхода к автоматизации звуков в речи, что позволяет по-новому взглянуть на возможности коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: мозжечок, мозжечковая стимуляция, коррекция звукопроизношения, комплекс упражнений.

Hryhoryeva A.A

CEREBELLAR STIMULATION AS AN EFFECTIVE METHOD FOR ARTICULATION CORRECTION FOR PRESCHOOL CHILDREN

Abstract. This article addresses the growing complexity of speech disorders in modern preschool-aged children, driven by comorbidity, which renders traditional speech correction methods insufficient. The article highlights the importance of integrating motor activity into the correctional process, given the direct influence of motor skills on speech development. It explores the potential of cerebellar stimulation as a promising method for automating speech sounds, offering a new perspective on approaches to correcting speech disorders in preschool-aged children.

Keywords: cerebellum, cerebellar stimulation, articulation correction, exercise program.

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями речевого развития. Если в предшествующие годы у детей дошкольного возраста превалировали дефекты звукопроизношения, то в настоящее время отмечается усложнение структуры речевых нарушений, обусловленное сопутствующим дизонтогенезом различной этиологии (задержка психического развития, тяжелые нарушения речи, расстройство аутистического спектра, синдром дефицита внимания и гиперактивности). В связи с этим, применение традиционных методов коррекции речи представляется недостаточным, что обусловливает поиск и внедрение инновационных подходов и форм работы.

Современные учителя-дефектологи все чаще сталкиваются в своей работе с феноменом «кабинетная речь». Ребёнок правильно произносит звуки в условиях коррекционного занятия и в присутствии учителя-дефектолога, но теряет навык в естественных ситуациях – в игре, с ровесниками или дома. Такое рассогласование снижает реальную эффективность и удлиняет сроки коррекционной работы. Однако простые исправления и постоянные напоминания о правильном произношении оказываются малоэффективными для детей с нарушениями речи. Наша речь неразрывно связана с движением, поскольку моторная активность стимулирует работу мозга, укрепляет нейронные связи, отвечающие за речь, и способствует развитию речевых центров, в особенности у детей дошкольного возраста. Таким образом, улучшение мелкой моторики, координации и ритмичные движения напрямую влияют на артикуляцию, фонематический слух и способность усваивать речевую информацию. В связи с выше сказанным, в процессе поиска новых путей оптимизации коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста, мы обратили внимание на потенциал метода мозжечковой стимуляции.

Исследователи Зуева Ю.В, Корсакова Н.К. и Калашникова Л.А. убедительно доказали влияние функциональной активности мозжечка на когнитивные процессы. Мозжечок имеет нейронные связи с другими структурами головного мозга и посылает сигналы к другим частям мозга [1]. Его стимуляция активизирует лобные отделы, отвечающие за психическое развитие и регулятивные процессы, височные – за понимание и моторную организацию речи, затылочные отделы – за обработку зрительных сигналов, теменные – непосредственно формирующие движение, пространственную ориентировку и участвующие во всех сенсорных и перцептивных процессах [2]. Кроме того, его активизация позволяет улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий головного мозга и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, кинестетической, зрительной, тактильной систем [3]. Таким образом, можно утверждать что мозжечок играет не просто вспомогательную роль в движении – он активно объединяет звуковую информацию и моторные команды, помогая «предсказывать» и точно координировать движения артикуляционного аппарата. В практическом смысле это значит, что мозжечок участвует в регуляции темпа речи, согласовании последовательности движений языка, губ и дыхания и в формировании нужной интонационной окраски высказывания. Это обеспечивает не только точность произношения отдельных звуков, но и согласование длительности, пауз и интонационных переходов – то есть всех тех параметров, которые делают речь разборчивой и выразительной. Когда работа мозжечка нарушена, страдает именно эта координация. В речи это может проявляться как неустойчивость артикуляции (смазанность звукопроизношения), нарушения темпо-ритмической стороны речи (неравномерные паузы, сбои темпа) и ограничения интонационной выразительности (монотонность или неестественные колебания высоты).

В ходе практического наблюдения установлено, что детям дошкольного возраста трудно сочетать манипулятивные действия с предметами на балансировочной доске с выполнением речевых заданий. Движения становятся не точными, теряют динамичность, а так же затрудняется решение вербальных задач. Это говорит о слабо развитой способности к восприятию и обработке сенсорной и моторной информации, функций, которые выполняет мозжечок.

При внедрении метода мозжечковой стимуляции в коррекционную работу с детьми с нарушениями речи мы опирались на следующие принципы: принцип системности, принцип зоны ближайшего развития, принцип индивидуального подхода.

В своей практике для реализации данного метода мы используем балансировочные доски, балансировочные подушки, мячи различного размера и веса, нейромешочки с утяжелителями, мишени, сенсорные дорожки, межполушарные доски. Для достижения наилучших результатов составлена рабочая модель, которой необходимо придерживаться при организации и проведении коррекционных занятий с использованием метода мозжечковой стимуляции:

1. Индивидуальный подход, а не ориентир на возрастные нормы.

Оценка и план занятий строятся не по общим возрастным стандартам, а исходя из индивидуальных возможностей и потенциала ребёнка. Сложность упражнений увеличивается постепенно, по мере освоения предыдущих этапов.

2. Подбор оптимальной сложности.

Избегать чрезмерной сложности и излишней простоты. Если предъявлять слишком сложную задачу (например, сразу ставить на сложный вариант доски), включается защитная реакция на стресс, и большая часть сенсорной информации игнорируется – эффективность снижается и может появиться страх ошибки. С другой стороны, слишком лёгкие задания тоже не дают нужного эффекта.

3. Декомпозиция сложных упражнений.

Недоступное пока упражнение разбивается на несколько простых этапов или подзадач; каждый этап отрабатывается до уверенного выполнения перед переходом к следующему уровню сложности.

4. Переход от подражания к самостоятельности.

Сначала упражнение демонстрируется – ребёнок копирует действия учителя-дефектолога. Затем вводится вербальная инструкция без показа, добавляются дополнительные условия и оговаривается конечная цель.

5. Поэтапная отработка движений руками.

Техника отрабатывается последовательно: сначала двумя руками, затем ведущей рукой, потом только не ведущей, и в завершение – поочерёдно.

6. Варьирование направления выполнения заданий

Упражнения выполняются в разных векторных вариантах – по центру, вправо, влево и по кругу – для формирования устойчивости и координации в разных положениях.

Коррекционная работа по автоматизации звуков в речи с использованием метода мозжечковой стимуляции состоит из подготовительного и основного этапов. Подготовительный этап включает в себя упражнения, направленные на освоение балансировочных досок, подушек и сенсорных дорожек. Данный этап проводится одновременно с постановкой звука и автоматизацией изолированного звука. Упражнения:

1. «В горку ловко поднимусь, так же ловко я спущусь». Цель: формирование умения подниматься и спускаться с балансира 10 раз спереди, сзади, с обеих сторон поочередно.

2. «Стойкий солдатик». Цель: формирование умения удерживать равновесие стоя и сидя на балансире 2 – 3 минуты.

3. «Ветер мимо пролетал, ветер дерево качал». Цель: формирование умения удерживать равновесие стоя на балансире слегка покачиваясь с открытыми, а затем с закрытыми глазами.

4. «Старая мельница». Цель: формирование умения удерживать равновесие стоя на балансире подключая движения руками, сначала синхронные, затем асинхронные, но скоординированные.

5. «Ловкий мяч». Цель: формирование умения удерживать равновесие стоя на балансире и выполняя различные манипуляции с мячом (перекладывание из правой руки в левую, перекладывание над головой, под коленями, отбивание, подкидывание и т.д.)

Как только изолированный звук автоматизирован и введен в слоги, а балансировочная доска и подушка освоены, можно приступать к основному этапу. Основной этап включает в себя знакомые ребенку упражнения с подключением речевого материала для автоматизации поставленного звука в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. На данном этапе упражнения можно условно разделить на: упражнения без дополнительного инвентаря и упражнения с дополнительным инвентарём. Упражнения без дополнительного инвентаря:

1. «Наши руки не для скуки». Цель: формирование умения произносить слоги, слова, словосочетания с автоматизируемым звуком, стоя на балансире с подключением синхронных, а затем асинхронных движений рук (хлопки, маятник и т.д.)

2. «Постовой». Цель: формирование умения произносить слоги, слова с автоматизируемыми и  дифференцируемыми звуками, и поворачиваться стоя на балансире вправо и влево.

3. «Мы по улице шагаем». Цель: формирование умения произносить слоги, слова, словосочетания, предложения с автоматизируемым звуком, покачиваясь на балансире в такт каждому слову.

Упражнения с дополнительным инвентарём (мячи, нейромешочки, кольца, ракетки):

1. «Орех для белки». Цель: формирование умения произносить звук изолированно, прокатывая су-джок мячик по ладоням, стоя на балансировочной доске или подушке.

2. «Волшебное кольцо» Цель: формирование умения произносить автоматизируемый звук изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, стоя на балансире и прокатывая по пальцам правой, а затем левой руки су-джок кольцо.

3. «Жонглёр». Цель: формирование умения произносить автоматизируемый звук изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях, стоя на балансире и перекладывать нейромячик из одной руки в другую.

4. «Салют». Цель: формирование умения произносить автоматизируемый звук изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях, стоя на балансировочной доске и подкидывать нейромешочек вверх, до уровня носа.

5. «Колесо». Цель: формирование умения произносить автоматизируемый звук изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях, стоя на балансировочной доске и перекладывать нейромешочки или мячи над головой, затем под коленями.

6. «Мой веселый звонкий мяч». Цель: формирование умения произносить автоматизируемый звук изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях, стоя на балансире и хлопнуть в ладоши подкинув мяч.

7. «Снайпер». Цель: формирование умения произносить автоматизируемый звук в словах, стоя на балансире и попадать мячом только в те картинки, в которых есть заданный звук.

8. «Теннисист». Цель: формирование умения произносить автоматизируемый звук изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях, стоя на балансире и отбивая мяч ракеткой.

9. «Поэт». Цель: формирование умения произносить автоматизируемый звук в связной речи (проговаривая стихи), стоя на балансире с перекрестным киданием мяча.

10. «Меткий стрелок». Цель: формирование умения произносить автоматизируемый звук изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях, стоя на балансире и закидывать кольца на кольцеброс.

Таким образом, полученные предварительные результаты убедительно демонстрируют, что применение метода мозжечковой стимуляции в комплексной коррекционной работе учителя-дефектолога значительно ускоряет процесс автоматизации сложных звуков и их последующей интеграции в спонтанную речь детей дошкольного возраста. Важным является также сокращение числа случаев проявления феномена «кабинетной речи», что свидетельствует об улучшении переноса усвоенных речевых навыков за пределы специально организованных занятий и их успешной интеграции в повседневную коммуникацию. Положительная динамика обусловлена системным воздействием мозжечковой стимуляции на когнитивные функции, такие как внимание, память, координация, которые являются основой для успешного формирования и закрепления речевых компетенций. Можно утверждать, что метод мозжечковой стимуляции повышает эффективность коррекционной работы учителя-дефектолога и сокращает ее общую продолжительность, что особенно актуально в контексте усложнения структуры речевых нарушений у современных детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы

1. Зуева Ю.В., Корсакова Н.К., Калашникова Л.А. Роль мозжечка в когнитивных процессах [Электронный ресурс]: материалы к семинару //  Виртуальная лаборатория когнитивной науки. – Режим доступа: https://old.virtualcoglab.ru/html/Zueva. – Дата доступа: 19. 10. 2025.

2. Помазкова Н.А. Мозжечковая стимуляция как эффективный метод речевого развития / Помазкова Н.А., Усмакова О.В. // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. –  №8. – С. 54-61.

3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский. – М.: Издательство Юрлайт, 2016. – 359 с.