XII Международная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

УДК 376.433

Замараева М.П.

Старший преподаватель кафедры физической Северный (Арктический) федеральный университет

имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск, Россия

Ипатова А. В.

Старший преподаватель кафедры физической Северный (Арктический) федеральный университет

имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск, Россия

Кольцова Д.Н.

Студент 1 курса 49.03.00 Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова,

г. Архангельск, Россия

Абрамовская Д.Ю.

Учитель физической культуры МБОУ «Плесецкая школа», Архангельская область, г. Плесецк, Россия

РОЛЬ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕФЕКТОЛОГА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, посвященные системе высшего дефектологического образования, проанализирована роль практической подготовки и стажировок в вузе для приобретения опыта будущими специалистами. Описано влияние высшего образования на развитие личностных качеств дефектолога. В работе обозначены актуальные тенденции современной системы высшего дефектологического образования.

Ключевые слова: высшее образование, дефектолог, профессиональный рост, развитие.

Zamaraeva M.P., Ipatova A.V., Koltsova D.N., Abramovskaya D.Yu.

THE ROLE OF HIGHER DEFECTOLOGY EDUCATION IN PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF DEFECTOLOGISTS

Abstract. The article discusses issues related to the system of higher defectological education, analyzes the role of practical training and internships at the university for the acquisition of experience by future specialists. The influence of higher education on the development of personal qualities of a defectologist is described. The paper outlines the current trends in the modern system of higher defectological education.

Keywords: higher education, defectologist, professional growth, development.

Профессиональное развитие дефектолога – это многогранный, непрерывный процесс, направленный на формирование и совершенствование комплекса знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых для эффективной работы с лицами, имеющими нарушения развития. В современном обществе, где особое внимание уделяется инклюзивному образованию и социализации всех детей, роль дефектолога становится все более значимой. Ключевую роль в становлении компетентного специалиста играет система высшего дефектологического образования. Именно она закладывает фундамент профессионализма, формирует научную базу, обучает методологии работы и создает условия для дальнейшего роста. Данное эссе посвящено анализу роли системы высшего дефектологического образования в профессиональном развитии дефектолога, выделяя его основные аспекты и значимость.

Цель работы – проанализировать и раскрыть ключевую роль системы высшего дефектологического образования в формировании профессиональной компетентности дефектолога, подчеркнув её вклад в становление квалифицированного и востребованного специалиста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Определить основные компоненты профессионального развития дефектолога.
  • Рассмотреть, каким образом высшее дефектологическое образование обеспечивает формирование теоретических знаний и научных представлений о природе и коррекции нарушений развития.
  • Проанализировать роль практической подготовки и стажировок в рамках вузовской системы для приобретения дефектологом практических навыков.
  • Исследовать влияние высшего образования на развитие личностных качеств дефектолога, необходимых для успешной работы.
  • Оценить роль системы высшего образования в формировании рефлексивности и ориентации на непрерывное профессиональное развитие.
  • Обозначить актуальные тенденции и вызовы, стоящие перед современной системой высшего дефектологического образования.

Система высшего дефектологического образования закладывает прочный фундамент теоретических знаний, без которых невозможно глубокое понимание природы и механизмов различных нарушений развития. Студенты осваивают дисциплины, охватывающие широкий спектр проблем: от нейропсихологии и психофизиологии до педагогики, логопедии, сурдопедагогики, олигофренопедагогики и тифлопедагогики.

В научной статье Каштановой С.Н. описывается, что «на сегодняшний день наблюдается увеличение числа обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС). Особенности когнитивного развития данной категории обучающихся определяют необходимость дефектологического сопровождения образовательного процесса. Организация и содержание работы учителя-дефектолога в разных образовательных организациях вариативны. Функционал данных специалистов сводится к обеспечению специализированной помощи обучающимся в освоении образовательной программы. При этом вопросы организации и содержания работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе с обучающимися с РАС в научно-методических исследованиях представлены недостаточно. Проблема создания оптимальных организационно-педагогических условий работы учителя-дефектолога в образовательных организациях является актуальной» [1].

Изучая научно-методическую литературу и исследования, отметим, что «анализ современного состояния сопровождения и обучения детей с РАС в инклюзивной школе выявил следующие проблемы:

  • недостаточный уровень развития системы диагностики детей с РАС;
  • отсутствие рекомендаций по проектированию специальной индивидуализированной образовательной среды с учетом специфики проявления симптоматики РАС у обучающихся на основе технологии эффективных коммуникаций;
  • низкий уровень информированности педагогических работ ников и родителей о проявлениях РАС, особенностях обучения и воспитания такой категории детей;
  • недостаточное количество специалистов (педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги), имеющих специальную подготовку и образование по вопросам оказания помощи детям с РАС;
  • отсутствие системы психолого-педагогического сопровождения семей детей с РАС;
  • отсутствие в большинстве образовательных организаций условий для организации образовательного процесса, учитывающих специфику детей с РАС;
  • отсутствие преемственности этапов образования и развития детей с РАС (начиная с раннего возраста) [2].

Вузы играют важную роль в профессиональном росте будущих специалистов специального дефектологического образования, именно они знакомят будущих дефектологов с основными научными концепциями, теориями развития, классификациями нарушений, этиологией и патогенезом. Например, понимание теории Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития (ЗБР) является краеугольным камнем для построения эффективных коррекционно-развивающих программ. Знание нейропсихологических моделей развития мозга (например, концепции А.Р. Лурии) позволяет выявлять и корректировать специфические нарушения высших психических функций.

Университетская среда стимулирует исследовательскую активность студентов, приучая их к критическому анализу информации, поиску и освоению новых данных, участию в научных проектах. Это закладывает основу для дальнейшего развития дефектолога как специалиста, способного не только применять существующие методики, но и адаптировать их, а при необходимости – разрабатывать новые.

Теоретические знания обретают свою ценность лишь при условии их грамотного применения на практике. Система высшего образования обеспечивает этот переход посредством различных форм практической подготовки. Такими формами выступают учебные практики, производственные практики и стажировки.

Прохождение учебных практик на базе образовательных учреждений, коррекционных центров, реабилитационных учреждений позволяет студентам увидеть реальные условия работы, познакомиться с различными категориями детей с нарушениями развития, научиться проводить первичную диагностику и наблюдение.

Производственные практики (стажировки): это более углубленный этап, где студенты под руководством опытных наставников принимают участие в коррекционно-педагогической работе, разрабатывают индивидуальные коррекционные программы, проводят занятия, взаимодействуют с родителями. Именно здесь происходит формирование ключевых практических умений: диагностики, планирования, проведения коррекции, консультирования.

Современные программы высшего образования включают обучение работе с новейшими диагностическими инструментами, методиками коррекции, а также использование ассистивных технологий и цифровых ресурсов, что является критически важным для обеспечения инклюзивной среды.

Профессиональное развитие дефектолога немыслимо без формирования комплекса личностных качеств, таких как: эмпатия и толерантность: 

Высшее образование, ориентированное на понимание и принятие индивидуальных особенностей каждого ребенка, способствует развитию эмпатии, способности сопереживать, понимать трудности и потребности воспитанников.

Работа с детьми, имеющими нарушения развития, требует огромного терпения и настойчивости. Университетская среда, с её академическими требованиями и необходимостью преодолевать трудности в обучении, воспитывает эти качества.

Умение работать в команде и коммуникабельность важны для дефектолога, который постоянно взаимодействует с детьми, родителями, другими специалистами (психологами, врачами, учителями, социальными педагогами, тьюторами). Система высшего образования развивает навыки эффективной коммуникации, умение слушать, убеждать, находить общий язык с различными людьми.

Профессиональное образование прививает понимание высокой ответственности за судьбу ребенка, формирует этические принципы работы, уважение к правам личности.

Высшее дефектологическое образование должно не только дать знания и навыки, но и сформировать у будущего специалиста установку на саморазвитие и постоянное повышение квалификации.

Университетские программы стимулируют студентов к самоанализу своей деятельности (рефлексивность), оценке эффективности применяемых методик, поиску путей совершенствования. Это является основой для дальнейшего профессионального роста.

Обучение в вузе предполагает развитие самостоятельности в учении, поиске информации, решении проблем, что переносится на профессиональную деятельность.

В настоящее время университеты выступают как центры, предоставляющие возможности для дальнейшего обучения через магистратуру, аспирантуру, курсы повышения квалификации, семинары и конференции. Это позволяет дефектологу быть в курсе последних научных достижений и практических разработок, быть постоянно активным и внедрять новые технологии в процесс работы.

Современная система высшего дефектологического образования сталкивается с рядом вызовов, которые влияют на профессиональное развитие дефектолог: инклюзивное образование, цифровизация, междисциплинарный подход.

Рассмотрим инклюзивное образование. Проблемой выступает необходимость подготовки специалистов, способных работать в условиях инклюзивных классов и школ, требует пересмотра учебных программ с акцентом на универсальный дизайн, индивидуализацию обучения, сотрудничество с педагогами массовых школ.

Использование цифровых технологий в коррекционно-развивающей работе, разработка онлайн-курсов, применение дистанционных форм обучения – все это требует от вузов интеграции современных цифровых компетенций в образовательный процесс.

Междисциплинарный подход очень важен в работе специалистов специального дефектологического образования. Нарушения развития часто носят комплексный характер, поэтому все более востребованными становятся дефектологи, обладающие знаниями из смежных областей (медицина, психология, социальная работа, педагогика).

Исследования ученых подтверждают факты важности высшего дефектологического образования и профессионального развития дефектолога.

Л.С. Выготский в своих трудах, таких как «Основы дефектологии» (1995), заложил теоретические основы понимания специфики развития детей с нарушениями, подчеркивая важность социального фактора и коррекционно-педагогической работы. Его идеи остаются фундаментальными для современной дефектологии [3].

А.Р. Лурия, выдающийся нейропсихолог, в своей работе «Основы нейропсихологии» (1973) описал закономерности организации высших психических функций и механизмы их нарушения, что является неотъемлемой частью подготовки дефектологов, особенно в области коррекции нарушений речи и мышления [4].

Исследования в области инклюзивного образования показывают, что успешная интеграция детей с особыми образовательными потребностями требует не только соответствующей инфраструктуры, но и высококвалифицированных специалистов. Согласно данным ЮНЕСКО, доступ к качественному инклюзивному образованию является ключевым фактором социальной адаптации и развития.

Конвенция о правах инвалидов (2006), ратифицированная многими странами, включая Российскую Федерацию, подчеркивает право всех лиц с инвалидностью на образование, что ставит перед системами образования задачу подготовки специалистов, способных обеспечить это право [5].

Система высшего дефектологического образования играет незаменимую роль в профессиональном развитии дефектолога. Она является не просто источником знаний, но и мощным инструментом формирования комплексной профессиональной личности.

Система высшего дефектологического образования обеспечивает:

- Формирование прочной теоретической базы, понимание основ дефектологии, психологии, педагогики.

- Развитие фундаментальных и прикладных навыков диагностики, коррекции и развития лиц с различными нарушениями.

- Приобретение практического опыта через учебные и производственные практики.

- Формирование необходимых личностных качеств: эмпатии, терпения, ответственности, коммуникабельности.

- Стимулирование рефлексивности и установки на непрерывное профессиональное самосовершенствование.

- Подготовку к работе в условиях современных образовательных парадигм, таких как инклюзивное образование.

Профессиональное развитие дефектолога – это динамичный и сложный процесс, который начинается в стенах высшего учебного заведения и продолжается на протяжении всей его карьеры. Система высшего дефектологического образования выступает как необходимый и мощный стартовый капитал, обеспечивающий специалиста всем необходимым для эффективной и гуманной работы. Инвестиции в качество и актуальность дефектологического образования – это инвестиции в будущее каждого ребенка, имеющего особые образовательные потребности, и в более справедливое и инклюзивное общество. Дальнейшее совершенствование программ, интеграция новых технологий и междисциплинарных подходов позволят системе высшего дефектологического образования еще более полно отвечать на вызовы времени и готовить высококвалифицированных специалистов, способных внести значимый вклад в жизнь и развитие каждого человека.

Список использованной литературы

  • Каштанова, С. Н. Организационно-педагогические условия работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе с обучающимися с расстройствами аутистического спектра / С. Н. Каштанова, В. В. Еременко // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 75-4. – С. 122–124. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-raboty-uchitelya-defektologa-v-obscheobrazovatelnoy-shkole-s-obuchayuschimisya-s (дата обращения: 01.10.2025).
  • Бурлакова, М. А. Проблемы обучения детей с расстройством аутистического спектра в условиях инклюзивной школы / М. А. Бурлакова, Н. Н. Федорова // Russian Journal of Education and Psychology. – 2019. – № 5. – С. 14–18. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-obucheniya-detey-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra-v-usloviyah-inklyuzivnoy-shkoly (дата обращения: 01.10.2025).
  • Выготский, Л. С. Основы дефектологии : монография / Л. С. Выготский. – СПб. ; М. ; Краснодар : Лань : СПб. : ПО, 2003. – 655 с.
  • Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии : учебное пособие для студ. фак-тов психологии гос. ун-тов / А. Р. Лурия. – М. : МГУ, 1973. – 374 с. 
  • Организация Объединенных наций. Конвенция о правах инвалидов : принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13. 12.2006 № 61/106 : вступила в силу 3.05.2008 г. – URL : https://base.garant.ru/2565085/ (дата обращения: 01.10.2025).