XII Международная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

УДК 376.3

Иванова Н.Н.

магистрант, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград, Волгоградская обл., Российская Федерация

Семенова В.В.

к.п.н., доцент кафедры психологии, педагогики и специального образования ЧОУ ВО «Московский университет имени С. Ю. Витте»

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ВИММЕЛЬБУХ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Обосновывается актуальность применения визуально-наративных технологий, в частности технологии виммельбух, как средства, повышающего мотивацию детей и создающего условия для формирования грамматически правильной речи. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе МДОУ «Детский сад №273 Краснооктябрьского района Волгограда», включающей диагностику, проектирование и реализацию формирующего этапа эксперимента.

Ключевые слова: грамматический строй речи, общее недоразвитие речи, дошкольники, коррекционная педагогика, технология виммельбух.

Ivanova N. N.

Semenova V.V.

FORMATION OF GRAMMATICAL STRUCTURE OF SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT BY MEANS OF WIMMELBUCH TECHNOLOGY

Abstract. The article addresses the problem of grammatical structure of speech formation in preschool children with general speech underdevelopment (level III). The relevance of visual-narrative technologies, particularly Wimmelbuch, is substantiated as a means of increasing children's motivation and creating conditions for forming grammatically correct speech. The results of an experimental study conducted at Municipal Kindergarten No. 273 in Volgograd are presented, including the diagnostic stage, design and implementation of the formative experiment.

Keywords: grammatical structure of speech, general speech underdevelopment, preschoolers, correctional pedagogy, Wimmelbuch technology.

Современная логопедическая практика сталкивается с проблемой недостаточной эффективности традиционных методов формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня. Использование карточек, схем, механических повторов нередко оказывается маломотивирующим для ребенка, оставляет речь фрагментарной и формальной. В то же время для успешной социализации и школьной готовности ребенку необходима живая, связная и грамматически правильная речь [1; 4].

Поиск инновационных технологий привел специалистов к обращению к визуально-наративным средствам. Одним из таких инструментов стал виммельбух – особый жанр детской книги, построенный на множестве мелких сюжетных деталей, объединенных единой темой. Виммельбух стимулирует ребенка к самостоятельному поиску объектов, к их называнию и описанию, что формирует условия для естественного использования грамматических категорий в речи [2; 6].

Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности применения технологии виммельбух в формировании грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ «Детский сад №273 Краснооктябрьского района Волгограда» в течение 4 месяцев (10 детей, подготовительная группа 6-7 лет). Методика исследования включала констатирующий этап, реализованный с помощью методики Г. А. Волковой [3], и формирующий этап, основанный на специально разработанной программе коррекционных занятий.

Проведенная диагностика позволила получить детализированное представление о характере и степени несформированности грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Анализ речевых проявлений показал, что трудности наблюдаются преимущественно в области словоизменения и словообразования, что проявляется в нарушении согласования слов по роду и числу, ошибках в употреблении падежных форм, а также в ограниченности использования предлогов и суффиксальных моделей.

Типичными ошибками являлись:

- использование форм именительного падежа вместо косвенных («нет кукла» вместо «нет куклы»);

- нарушение согласования прилагательных и существительных («красивый кукла», «зеленые дерево»);

- подмена множественного числа описательными конструкциями («много кукла» вместо «куклы»);

- затруднения в образовании приставочных глаголов движения («идти – прийти», «поехать – уехать»), где дети чаще ограничивались исходной формой.

Дети старшего дошкольного возраста с низким уровнем (50%) демонстрировали выраженную несформированность морфологических и синтаксических средств языка, фразовая речь у них была краткой, однотипной, нередко с опорой на невербальные средства. Группа воспитанников со средним уровнем (40%) характеризовалась частичным овладением грамматическими навыками: дети правильно выполняли задания в знакомом контексте, но не переносили их в спонтанную речь. Лишь один ребенок (10%) показал высокий уровень – его речь отличалась развернутостью, наличием согласованных словосочетаний и элементарных сложных предложений.

Результаты констатирующего этапа показали, что у большинства детей преобладают низкий и средний уровни сформированности грамматического строя речи. Характерными ошибками являлись трудности в согласовании существительных с прилагательными, нарушения при употреблении падежных форм, ограниченность в использовании предлогов, аграмматизмы в построении предложений. Это подтвердило необходимость поиска новых средств коррекционно-развивающего воздействия: 90% детей продемонстрировали средний и низкий уровни сформированности грамматического строя речи, что подтверждает необходимость целенаправленного педагогического воздействия, опирающегося на игровые, визуально-наративные и контекстные методы обучения, к числу которых относится технология виммельбух.

Формирующий этап был реализован через цикл из пяти занятий («Лес. Грибы. Ягоды»; «Предлоги на, под, в, над»; «Предлог к»; «Семья»; «Изменение имен существительных по падежам»). При проектировании занятий опора делалась на систематическую работу над грамматическими категориями, но в отличие от традиционных подходов каждое занятие включало элементы работы с виммельбухом. Так, дети учились находить и называть объекты на картине, использовать предлоги в естественном речевом контексте, составлять короткие описательные и повествовательные высказывания. Виммельбух позволял сделать грамматическое упражнение частью интересного игрового процесса, что существенно повышало мотивацию и речевую активность дошкольников.

Контрольное обследование, проведенное после реализации цикла коррекционно-развивающих занятий, выявило отчетливую положительную динамику в уровне сформированности грамматического строя речи дошкольников. Улучшения зафиксированы по всем диагностическим параметрам: дети стали более уверенно изменять существительные по падежам и числам, правильно согласовывать прилагательные с существительными, использовать предлоги в соответствии с контекстом, активнее применять словообразовательные модели. Если на констатирующем этапе у большинства участников преобладали ошибки морфологического и синтаксического характера, то по итогам формирующего этапа наблюдалось существенное сокращение аграмматизмов и повышение самостоятельности речевых высказываний. Дети чаще использовали приставочные глаголы («пришел», «уехал»), самостоятельно строили предложения с предлогами («к дому», «на дереве»), увеличилось количество прилагательных и сложных синтаксических конструкций.

Качественный анализ показал, что грамматические формы, ранее употреблявшиеся только в имитационных упражнениях, стали активно включаться в спонтанную речь. Повысилась речевая активность, расширился словарь, речь стала более связной и развернутой. По итогам контрольного обследования высокий уровень сформированности грамматического строя речи продемонстрировали 4 ребенка (40%), средний уровень – 6 детей (60%), низкий уровень не выявлен.

Анализ результатов контрольного этапа показал положительную динамику: увеличилось количество правильно построенных предложений, снизилась частотность аграмматизмов, расширился активный словарь, возросла мотивация к речевому общению. Особенно важно, что дети стали использовать грамматические конструкции не только в ответах по образцу, но и в самостоятельных высказываниях и рассказах по сюжетам виммельбуха [7]. Эти данные свидетельствуют об эффективности применения технологии виммельбух, обеспечивающей естественное включение грамматических конструкций в речевое взаимодействие, что способствует не только коррекции речевых нарушений, но и общему развитию коммуникативных и когнитивных способностей дошкольников с ОНР III уровня.

Таким образом, применение виммельбуха в логопедической практике обеспечивает формирование грамматического строя речи в условиях естественной коммуникативной ситуации. В отличие от традиционных карточных и схематических методов, виммельбух стимулирует речевую активность, развивает навыки связного высказывания, создает эмоционально положительный фон обучения. Практическая значимость работы заключается в возможности интеграции технологии виммельбух в систему коррекционных занятий в ДОУ, что позволит повысить эффективность логопедической помощи детям с ОНР и повысить их готовность к обучению в школе.

Список использованной литературы

  • Абрамова, Н. А., Дедюкина, М. И. Развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. А. Абрамова, М. И. Дедюкина // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – №67 (4). – С.4-6.
  • Багдасарян, О. Ю. Вербальный и визуальный компоненты в современных книгах для детей / О. Ю. Багдасарян // Филологический класс. – 2017. – №4 (50). – С.50-55.
  • Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г. А. Волкова. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. – 45 с.
  • Жулина, Е. В., Романова, А. А. К вопросу о нарушениях словообразования и словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. В. Жулина, А. А. Романова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №61 (4). – С.101-103.
  • Иванова, Н. Н. Экспериментальное изучение формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР средствами технологии Виммельбух / Н. Н. Иванова // Сетевое издание «Ребенок и общество». – 2025 – №1.
  • Latun, V. V. Features of implementing the concept of education for sustainable development in Wimmelbuch: from tradition to postmodern / V. V. Latun // World of Science. Pedagogy and Psychology. – 2022. – №5.
  • Permiakova, E. O., Semenova, V. V. Speech therapy work on the development of coherent speech in senior preschool children with general speech underdevelopment using Wimmelbuch technology / E. O. Permiakova, V. V. Semenova // Child and Society. – 2023. – №4. – Pp.146-155.