XII Международная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

УДК 376

Клыбик Е.П.

учитель-дефектолог Государственное учреждение образования «Детский сад № 10 г. Волковыска», г. Волковыск, Республика Беларусь

Сидорко Т.В.

старший преподаватель кафедры теории и методики специального образования УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно, Республика Беларусь»

Регистрационная форма заполняется на каждого автора отдельно.

ФОРМИРОВАНИЮ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ

 

Аннотация. В статье описаны основные трудности, которые испытывают дети старшего дошкольного возраста с трудностями в обучении в процессе формирования временных представлений. Представлен опыт использования разработанного игрового пособия «Веселый заборчик» в коррекционно-педагогической деятельности с данной категорией детей.

Ключевые слова: временные представления, дети с трудностями в обучении.

Klybic E.P., Sidorko T.V.

FORMATION OF TEMPORAL CONCEPTS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH LEARNING DIFFICULTIES

Abstract. The article describes the main difficulties that older preschool children with learning difficulties experience in the process of forming temporal concepts. It presents the experience of using the developed educational game "Cheerful Fence" in the corrective and pedagogical work with this category of children.

Keywords: temporal concepts, children with learning difficulties.

Важным период формирования готовности к школе, в том числе математической грамотности, является старший дошкольный возраст. Одним их компонентов предматематических способностей является умения ориентироваться во времени. Данное умение способствует развитию у детей с трудностями в обучении планированию своей деятельности во времени, активизирует концентрацию внимания, пунктуальность, целеустремленность [1].

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с трудностями в обучении является одной из приоритетных задач коррекционно-педагогической работы в учреждениях дошкольного образования, поскольку данные представления являются базовым компонентом готовности к обучению на I ступени общего среднего образования.

Воспитанники данной категории часто испытывают затруднения в усвоении понятий «вчера», «сегодня», «завтра» [3], запоминании названий и последовательности дней недели [4], смешивают понятия время года и месяц [5] и др. Результаты диагностических обследований и педагогических наблюдений показывают, что дети недостаточно ориентируются в последовательности событий и допускают ошибки при решении заданий на установление временных отношений. Эти трудности обусловлены сниженной познавательной активностью, недостаточной сформированностью произвольного внимания, слабостью зрительной и слуховой памяти, нарушениями регуляции деятельности. статочной сформированностью, страдает ориентировка в окружающем мире. На низкий уровень временных представлений оказывает влияние также и специфичность самих представлений о времени: невозможность восприятия времени органами чувств, обилие временной терминологии (потом, раньше, сейчас, после, до, медленно, скоро) и относительность её употребления (то, что происходит сегодня, завтра перейдет в категорию «вчера»).

Анализ педагогической практики выявил противоречие: с одной стороны, в следствие низкой мотивации, быстрого утомления и высокой отвлекаемости детям с трудностями в обучении необходима визуализация материала, внешняя привлекательность, доступность и структурированность; с другой – традиционные печатные пособия и словесные объяснения не обеспечивают необходимого уровня усвоения материала.). Проведенное изучение состояния временных представлений у детей с трудностями в обучении, наблюдения в процессе коррекционно-педагогической деятельности показали, что данная категория детей испытывает особые трудности в усвоении названий дней недели, категориях «вчера–сегодня–завтра», их последовательности.

С целью повышения эффективности коррекционно-педагогической работы по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с трудностями в обучении было разработано содержание игрового пособия «Весёлый заборчик» и комплекс взаимосвязанных игровых заданий, направленных на поэтапное формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) с трудностями в обучении. Данное пособие представляет собой графическую модель-круга «Дни недели», где каждый день имеет своё цветовое и числовое обозначение, которое распределено в соответствии с семью цветами радуги: понедельник – красный, вторник – оранжевый, среда – жёлтый, четверг – зелёный, пятница – голубой, суббота – синий, воскресенье – фиолетовый [2]. Дополнительно используются колокольчики различного звучания, окрашенные в соответствующие цвета радуги, а также тактильные мячики из резины с разнообразной поверхностью и цвета радуги. В процессе работы ребёнок устанавливает ассоциации между цветом, числом, звуком и тактильным ощущениям. Игровые задания предполагают одновременное задействование разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного) и сочетание двигательной, речевой и познавательной активности. Полисенсорный подход значительно повышает мотивацию и эффективность запоминания, особенно при сохранении постоянства структуры занятия и поэтапном усложнении заданий. Сенсорная насыщенность и чередование видов деятельности (интеллектуальной, речевой, двигательной) способствуют снижению утомляемости, повышению концентрации внимания и улучшению выполнения инструкций у детей данной категории.

Работа по применению игрового пособия «Весёлый заборчик» строилась с учетом ведущих принципов специальной педагогики, что позволило сделать процесс формирования временных представлений более эффективным.

Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования. Игровое пособия «Весёлый заборчик» использовалась для формирования представлений о днях недели и их последовательности, а также понятий «вчера – сегодня – завтра». Пособие компенсировало трудности восприятия абстрактных временных категорий через использование наглядных и сенсорных средств: яркие сектора круга, разноцветные колокольчики с разным звучанием и тактильные мячики. Это обеспечило доступность материала для детей старшего дошкольного возраста с трудностями в обучении.

Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании. Дети активно взаимодействовали с игровым материалом: размещали колокольчики и мячики на соответствующие сектора, соотносили цвета с днями недели, выполняли задания «Что сегодня?», «Что было вчера?», «Что будет завтра?». Знания закреплялись в процессе активной деятельности с предметами, что способствовало лучшему усвоению и удержанию информации.

Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Работа строилась с учётом индивидуальных возможностей; задания дифференцировались в зависимости от уровня развития познавательной сферы: одним детям предлагалось простое задание (найти день недели по цвету или цифре), другим – более сложное (определить последовательность дней недели, самостоятельно воспроизвести «мелодию недели» из звуков колокольчиков). Это обеспечивало участие каждого ребёнка на посильном уровне и формировало положительный эмоциональный опыт.

Принцип развития единства мышления и речи. Содержание игровых заданий разрабатывалось таким образом, чтобы у воспитанников активизировались не только познавательные процессы, но и включалось речевое опосредование. В ходе игр дети учились называть дни недели, отвечали на вопросы о последовательности («Что идёт после вторника?», «Что было вчера?»), обсуждали свои действия. Такое построение работы обеспечивало развитие речи, активизацию словаря и формирование коммуникативных навыков.

Работа по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с трудностями в обучении с использование пособия «Веселый заборчик» включает в себя три условных этапа: подготовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе происходит знакомство с содержанием пособия изначально на визуальной основе: дошкольники рассматривают его элементы (цветные «штакетины» забора, звоночки и тактильные мячики соответствующего цвета). При этом внимание детей фиксируется на том, что каждый цвет обозначает один день недели, а одинаковая окраска «заборчика», мячика и звоночка помогает легко запомнить этот день. Далле включаются простые практические действия с элементами пособия (потрогать мячики, определить их на ощупь; найти мячик и звоночек того же цвета, что и выбранная «штакетина»; позвонить в колокольчик определённого цвета; назвать знакомые дни недели и соотнести их с элементами пособия; определить «сегодня», «вчера», «завтра» с опорой на цветовые элементы). Основная цель этапа: вызвать интерес к пособию, создать положительный эмоциональный настрой через зрительные, слуховые и тактильные впечатления, формировать первичное представление о последовательности дней недели и категориях «вчера–сегодня–завтра».

На основном этапе осуществляется коррекционно-педагогическая работа по формированию умений называть дни недели, определять их последовательность, оперировать понятиями «вчера – сегодня – завтра» и соотносить их с днями недели с использованием пособия «Весёлый заборчик». Для формирования умения называть дни недели фиксируется внимание дошкольников на том, что понедельник – первый день по прошествии недели, вторник – второй, среда – средний, четверг – четвёртый, пятница – пятый, суббота – конец недели, воскресенье – выходной день. Название дней недели, особенно вначале, требует объединения с конкретным содержанием деятельности.

Для формирования умения определять последовательность дней недели детям объясняется, что каждый цветной «штакетник» имеет цифру от 1 до 7, цифра обозначает порядковый номер дня недели: первый «штакетник» с цифрой 1 – это понедельник, 2 – вторник и т.д. Подобным образом проводится формирование понятий «вчера – сегодня – завтра». Использование пособия в процессе коррекционно-педагогической деятельности предполагает игровые задания: соотнести название дня недели с нужной «штакетиной» и её номером; подобрать тактильный мячик и звоночек соответствующего цвета; правильно выстроить последовательность дней недели (с опорой на цифры и цвета).

На заключительном этапе закрепляется умение ориентироваться в последовательности дней недели, их порядковых номерах, связях с категориями «вчера – сегодня – завтра»; формируется умение оперировать данными понятиями. Данный этап предполагает увеличение степени самостоятельности детей с трудностями в обучении при использовании игрового пособия: самостоятельно выложить штакетинки в правильном порядке от 1 до 7; подобрать к каждой штакетине мячик и звоночек того же цвета; позвонить в колокольчик и назвать соответствующий день недели; определить, какой день был вчера, какой сегодня и какой будет завтра, используя цвета и цифры; выполнять игровые задания на закрепление знаний, например: «Живые дни недели» (выстроиться в ряд по порядку) или «Назови день недели по событию».

Таким образом, процесс формирования временных представлений у старших дошкольников с трудностями в обучении организован поэтапно. Подобная структура обеспечивает последовательное, целенаправленное и мотивационно насыщенное усвоение временных представлений, основанное на интеграции игровых, сенсомоторных и речевых компонентов. Практика использования игрового пособия «Весёлый заборчик» показало, что систематическая работа с ним способствует формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с трудностями в обучении. Отмечается положительная динамика в развитии внимания, памяти, логического и наглядно-образного мышления, а также в активизации речи. Дети научились точнее соотносить события с категориями «вчера – сегодня – завтра», ориентироваться в днях недели, понимать и выполнять инструкции, действовать последовательно.

Список использованных источников

  • Кондратьева, С.Ю. Характер нарушений временных представлений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и пути их коррекции в системе профилактики дискалькулии / С. Ю. Кондратьева // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2025. – Вып. 1 – Т. 10. – С. 108–113.
  • Патрушева, А. Л. Формирование временных представлений у детей с задержкой психического развития. – URL: https://docplayer.ru/75311315-Doklad-formirovanie-vremennyh-predstavleniy-u-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya.html (дата обращения: 21.09.2025).
  • Рихтерман, Т.Д. Формирование временных представлений о времени у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада / Т.Д. Рихтерман. – М. : Просвещение, 1991. – 45 с.
  • Шевченко, С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М. : Школьная Пресса, 2005. – 112 с.
  • Шорыгина, Т.А. Точные сказки. Формирование временных представлений / Т.А. Шорыгина. – М. : Книголюб. – 2004. – 96 с.