XII Международная научно-практическая конференция
«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:
опыт, проблемы, перспективы»
УДК 376
Косилко В.В.
Воспитатель дошкольного образования ГУО «Детский сад №1 г. Слонима», Республика Беларусь
Оформите, пожалуйста, правильно источники 1 и 3 и высылайте до 29.10
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ВОСПИТАННИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Аннотация. Статья посвящена описанию педагогических условий, способствующих формированию социальных умений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. В работе рассматриваются ключевые аспекты, влияющие на развитие социальных навыков у данной категории детей, включая особенности их восприятия и взаимодействия с окружающим миром. Подчеркивается необходимость комплексного подхода к обучению и воспитанию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, что может существенно повысить их социальные навыки и уровень интеграции в обществе.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, интеллектуальная недостаточность, педагогические условия, социальные умения.
Kosilko V.V.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF SOCIAL SKILLS IN PRESCHOOLERS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES
Abstract. The article describes the pedagogical conditions that contribute to the formation of social skills in preschoolers with intellectual disabilities. The paper examines the key aspects affecting the development of social skills in this category of children, including the peculiarities of their perception and interaction with the outside world. The need for an integrated approach to the education and upbringing of preschoolers with intellectual disabilities is emphasized, which can significantly improve their social skills and level of integration into society.
Keywords: preschool children, intellectual disability, pedagogical conditions, social skills.
Формирование социальных умений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью является важной задачей в системе специального образования. Социальные навыки играют ключевую роль в интеграции детей в обществе, способствуя их успешной адаптации и взаимодействию с окружающими. Современное динамично развивающееся общество испытывает потребность в социально развитой, активной личности, способной к самореализации и социальной успешности во всех сферах жизнедеятельности. Актуальность данной проблемы значительно возрастает в связи с усилением внимания современного общества к проблемам лиц с интеллектуальной недостаточностью, формированию у них социальной активности, обеспечивающей способность жить в современном мире, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться.
Вопрос о роли социальных умений в обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью приобретает в настоящее время особое значение. Это обусловлено имеющейся трудностью в подготовке воспитанников к практической деятельности. Социальные умения помогут ребенку быть более самостоятельным, избежать излишних сложностей, возникающих на первых этапах жизни. Поэтому для ребенка важно не просто получать знания, но и уметь применять их в практической жизни.
Дети с интеллектуальной недостаточностью имеют специфические особенности, которые влияют на их социальное взаимодействие. Это может проявляться в снижении уровня понимания социальных норм, трудностях в общении и недостаточной способности к эмпатии. Поэтому создание благоприятной педагогической среды становится особенно актуальным.
У детей с интеллектуальной недостаточностью нарушения коммуникативных действий заметны уже на первом году жизни. В. Н. Куницына, Е. А. Юмкина отмечают, что «такие дети «мало разговаривают между собой. Даже общаясь друг с другом в ситуации игры, они недостаточно пользуются речью, заменяя обсуждения и беседы произнесением отдельных слов, служащих побуждением к выполнению тех или иных действий» [2, с. 46]. В настоящее время, детям с интеллектуальной недостаточностью уделяют особое внимание. Органическое поражение мозга приводит к нарушению познавательной сферы (памяти, восприятия, мышления, внимания). Состояние таких детей нередко бывает осложнено недоразвитием слуха, зрения и моторики, что приводит к трудностям в овладении речью. Это отрицательно влияет на формирование и развитие навыков общения [1, с. 85]. Дети с интеллектуальной недостаточностью практически не проявляют самостоятельную инициативу в общении, не интересуются окружающим их миром. Это связано с нарушением познавательной деятельности, у них мало поводов задавать вопросы взрослым или вступать с ними в беседу. Не все дети умеют поддерживать диалог, что обусловлено рядом особенностей, характерных для их речевой деятельности.
Учитывая обозначенные особенности формирования социальных умений, а также их роль в повседневной жизни лиц с интеллектуальной недостаточностью, актуальным является вопрос формирования коммуникативных умений и навыков в процессе целенаправленной, систематической работы.
Формирование социальных умений у детей с интеллектуальной недостаточностью требует комплексного подхода, включающего создание развивающей среды, использование игровых технологий, организацию групповой работы, индивидуальный подход к каждому ребенку, развитие эмоционального интеллекта и сотрудничество с родителями.
Создание адаптированной развивающей среды обеспечивает физическую и эмоциональную поддержку, что является основой для успешного обучения. Игровые технологии, в свою очередь, способствуют активному вовлечению детей в процесс взаимодействия и обучают их важным социальным навыкам. Групповая работа формирует навыки сотрудничества и коммуникации, что позволяет детям учиться работать в команде и разрешать конфликты.
Индивидуальный подход к обучению помогает учитывать уникальные потребности каждого ребенка, что способствует более эффективному развитию социальных умений. Развитие эмоционального интеллекта является ключевым аспектом, так как оно позволяет детям лучше понимать свои эмоции и эмоции окружающих, что значительно улучшает качество социальных взаимодействий.
Наконец, сотрудничество с родителями создает единую образовательную среду, где дети могут продолжать развивать свои социальные навыки не только в детском саду, но и дома. Таким образом, интеграция всех этих условий способствует всестороннему развитию социальных умений у детей с интеллектуальной недостаточностью, что в конечном итоге улучшает их качество жизни и способствует успешной социализации.
В зависимости от уровня развития детей с интеллектуальной недостаточностью и их специфических особенностей подходы и стратегии работы по формированию умений социального взаимодействия будут разными.
Работа с детьми рассматриваемой категории строится на основе эмоциональной вовлеченности и заинтересованности в совместной деятельности с другими людьми. Сначала ребенок эмоционально вовлекается в процесс простого взаимодействия, а затем осуществляется развитие и расширение его социальных действий.
У детей с интеллектуальной недостаточностью часто несформированность социальных представлений и умений сочетается с отсутствием мотивации. Поэтому при формировании у них социальных умений, сначала делается акцент на отработке отдельных навыков, которые позволят ребенку функционировать в типичных социальных ситуациях. Это отработка шаблонов, простых социальных действий, общепринятых ритуалов, способствующих соблюдению принятых правил. Социальная мотивация формируется по мере развития социальных умений: сначала ребенок привыкает к определенным социальным действиям. Затем, когда они становятся привычными и предсказуемыми, он начинает испытывать интерес к их повторению. Таким образом, при работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью механизм развития социальных умений изменяется. В работе преобладает структурированный поведенческий подход.
Выбор умений, которые планируется сформировать, осуществляется на основе результатов обследования с учетом последовательности их формирования в онтогенезе и их важности для повседневной жизни ребенка. Обучение конкретному умению осуществляется путем его тренировки. Начинается обучение каждому умению в индивидуальной форме. В дальнейшем работа переходит в формат подгрупповых и групповых занятий с целью переноса навыка на взаимодействие со сверстником.
В процессе работы важно соблюдение следующих условий:
– использование структурированных занятий, игр и упражнений с понятными для детей правилами;
– дополнительная визуализация (визуальное расписание занятия, иллюстрации правил поведения);
– использование интересных видов деятельности (для повышения эмоциональной вовлеченности)
Формирование умений социального взаимодействия осуществляется в ходе совместной деятельности: предметной, игровой, конструктивной, изобразительной, учебной. Используются подгрупповая и групповая формы работы. Особое значение уделяется переносу умения из условий структурированных занятий в повседневную жизнь ребенка.
Занятия по формированию навыков социального взаимодействия проводятся в двух формах:
– в группах детей со схожими нарушениями;
– в группах нормально развивающихся сверстников.
В процессе проведения заданий по формированию социальных умений у ребенка формируются представления о себе, своей семье, родственных отношениях, социальных ролях окружающих людей, воспитывается уважение к взрослым, развиваются гуманные чувства, постепенно развивается «эмоциональный интеллект», формируются собственная позиция, оценки и предпочтения, закрепляются понимания разных эмоций и причинно-следственных связей между ними, их проявлениями и причинами, их вызвавшими [3].
Таким образом, формирование социальных умений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью требует комплексного подхода и создания специальных педагогических условий. Создание благоприятной развивающей среды поможет детям с интеллектуальной недостаточностью интегрироваться в общество и научиться строить гармоничные отношения с окружающими.
Список использованной литературы
- Емельянова, И. А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта: дис. .. канд. пед. наук: 13.00.03 / И. А. Емельянова. – Екатеринбург, 2009. – 274 с.
- Куницына, В. Н. Социальные умения личности: определение и подходы к изучению / В. Н. Куницына, Е. А. Юмкина // Человеческий фактор: Социальный психолог. – 2018. – № 1(35). – С. 46–49.
- Программа коррекционных занятий «Социально-эмоциональное развитие» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://adu.by/ru/homeru/obrazovatelnyj-protsess-2023-2024-uchebnyj-god/spetsialnoe-obrazovanie?format=html . – Дата доступа: 05.09.2025.