XII Международная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

УДК 376

Мингазова А.М.

ассистент кафедры психологии и педагогики специального образования учреждение,

г. Казань, Республика Татарстан

 

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация: Реформа образовательной системы Российской Федерации в последние десятилетия сопровождается усилением интеграционных процессов, что привело к внедрению концепции инклюзивного образования. Необходимость реализации инклюзивного образования подтверждается статистическими данными: согласно федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов», ежегодно наблюдается рост детской инвалидности, многие из которых обучаются в общеобразовательных учреждениях. Исследования, посвященные проектированию и апробации моделей и программ формирования готовности педагогов к инклюзивной деятельности, остаются недостаточными и требуют дальнейшего изучения.

Ключевые слова: инклюзивное образование, будущие педагоги, начальный класс, учителя начальных классов, педагогические условия.

Mingazova A.M.

DEVELOPING FUTURE TEACHERS' READINESS FOR PROFESSIONAL WORK WITH PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN AN INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Summary: In recent decades, reforms of the Russian Federation's educational system have been accompanied by strengthening integrative processes, which has led to the adoption of the inclusive education concept. The necessity of implementing inclusive education is corroborated by statistical data: according to the Federal State Information System "Federal Register of Persons with Disabilities," the incidence of childhood disability increases annually, and many of these children are educated in mainstream schools. Research dedicated to designing and piloting models and programs for developing teachers' readiness for inclusive practice remains insufficient and requires further study.

Keywords: inclusive education, prospective teachers, primary school, primary school teachers, pedagogical conditions.

В России инклюзивное образование стало частью государственной политики, закрепленной на законодательном уровне в Законе «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года, а также в ряде международных документов, таких как «Конвенция о правах ребенка» и «Конвенция о правах инвалидов».

Это направление предполагает доступность образования для всех категорий учащихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), основная цель которых — интеграция в общество и максимальная социализация.

Согласны с высказыванием Кантора Виталия Зораховича о том, что подготовка педагога, включенного в инклюзивный процесс, должна быть абсолютно нового типа, имеет большое значение. Он должен быть гибким, творческим и уметь адаптировать свою работу под индивидуальные потребности каждого ребенка, создавать безбарьерную образовательную среду, где каждый ребенок будет чувствовать себя комфортно и успешно обучаться.

Мировой опыт внедрения инклюзивного образования демонстрирует его эффективность в социокультурной интеграции детей с особыми потребностями, а также в развитии толерантности у их здоровых сверстников и взрослых. Тем не менее, этот процесс требует времени и сталкивается с рядом проблем, решение которых необходимо для успешной реализации инклюзивной модели.

Инклюзивное образование требует создания модели условий, обеспечивающих специальное психолого-педагогическое сопровождение для детей с особыми потребностями. Важным аспектом является психологическая готовность педагогов, проявляющаяся в их эмоциональном принятии обучающихся с ОВЗ, способности взаимодействовать с ними и поддерживать их эмоциональное благополучие, а также знании технологий инклюзивного обучения.

В настоящее время интерес отечественных педагогов и психологов к различным аспектам инклюзивного образования стабильно растет. В работах Н.В. Бородиной, Н.Н. Малофеева, Д. Митчелл, И.Ю. Левченко и других исследуются процессы становления и развития идей инклюзивного образования, а также факторы, влияющие на его реализацию как в России, так и за рубежом. Исследования Н.С. Грозной, Г. Иттерстад, Н.А. Ливенцевой и других рассматривают теоретические основы и модели инклюзивного образования, готовность педагогов к работе с детьми в инклюзивной среде. Работы С.В. Алехиной, Д.В. Зайцева и других указывают на недостаточную готовность российских педагогов к инклюзивному обучению.

Теоретические основы и модели инклюзивного образования, проблема готовности педагогов общеобразовательных школ к работе с детьми в инклюзивном образовании за рубежом представлены в исследованиях Н.С. Грозной, Г. Иттерстад, Н.А. Ливенцевой, Н.М. Назаровой, Н.Г. Сигал, Н.Ю. Флотской, S. Bennett, N.L. Hutchinson, A.K. Martin, Z.M. Lutfiyya, J. Porteous.

 Исследователи Ю.Т. Русаков, В.В. Хитрюк на современном этапе определили и описали функции инклюзивной готовности педагогов:

  • адаптивная; гностическая; интегративная; прогностическая; ценностно-ориентировочная; саморегуляции; перцептивно-диагностическая; побудительно-эмотивная; интенциональная.

Требования к формированию готовности к реализации инклюзивного образования, обозначенные в трудах Ж.Ю. Брук, Л.М. Волосниковой, С.В. Игнатжевой, Е.Л. Инденбаум, И.А. Макаровой, А.И. Смоляра, И.А. Чемериловой, Т.Н. Черномырдиной, Л.В. Фединой, включают:

- понимание и признание инклюзии как реальности и ценности современного образования, выстраивание отношений в парадигме «ученики — педагоги/сопровождающие специалисты — родители»;

- соблюдение этических и правовых норм при организации инклюзивного образовательного процесса;

- активное вовлечение детей из различных нозологических групп в учебную деятельность;

- стремление сознательно повышать уровень профессионального мастерства в практическом освоении технологий работы с разными нозологиями, овладение средствами коммуникации с обучающимися с ОВЗ, проектирование уроков с применением современных образовательных методов;

- реализация обучения, опирающегося на принцип педагогического оптимизма и учитывающего индивидуальные особенности учеников в инклюзивном образовательном пространстве.

Феномен психологической готовности в отечественной психологии освещен в исследованиях Н.Д. Левитова, В.Н. Пушкина, А.П. Авдеевой и других. Структура профессиональной готовности педагогов рассматривается в работах С.Н. Андреевой, Д.К. Войтюка и других. Данные исследований показывают связь между психологической готовностью и личностными качествами, влияющими на успешность профессиональной деятельности.

Структура профессиональной готовности педагогов к деятельности рассматривается в исследованиях С.Н. Андреевой, Д.К. Войтюка, О.Б. Дмитриевой, Д.М. Дурай-Новаковой, Л.В. Лежниной, С.А. Николаенко, Р.Д. Санжаевой, С.Н. Сорокоумовой, Р.Г. Шакировой.

Проблема готовности будущих педагогов к инклюзивной деятельности обсуждается в работах С.В. Алехиной, Е.В. Богдановой, Н.Ю. Корнеевой и других. Условия и технологии формирования психологической готовности студентов к педагогической деятельности в инклюзивном образовании описаны в работах Р.М. Ахмадуллиной, Е.А. Быковой и других. Модели формирования данной готовности представлены в исследованиях И.В. Ивенских, С.А. Черкасовой и других.

Однако исследования показывают, что многие учителя начальных классов общеобразовательных школ имеют недостаточные или искаженные представления о инклюзивном образовании и не владеют необходимыми технологиями.

Тем не менее, исследования, посвященные проектированию и апробации моделей и программ формирования готовности педагогов к инклюзивной деятельности, остаются недостаточными и требуют дальнейшего изучения. Формирование готовности будущих педагогов является актуальной проблемой, требующей решения следующих вопросов:

- Как устранить разрыв между существующим инклюзивным обучением и неготовностью большинства педагогов работать с детьми с ОВЗ?

- Как добиться соответствия между требованиями к компетентности выпускников педагогических направлений и содержанием их подготовки для реализации инклюзивного подхода?

- Какие механизмы и условия способствуют формированию готовности будущих педагогов к инклюзивной деятельности?

- Какие образовательные технологии необходимо использовать для формирования готовности будущих педагогов к работе в инклюзивной среде?

Готовность педагогов к работе в инклюзивной школе является ключевым условием эффективности образовательного процесса, что делает формирование психологической готовности студентов одной из основных задач их подготовки.

Проблема исследования: Как построить модель формирования  готовности будущих педагогов профессиональной деятельности к работе с детьми начальных классов в инклюзивной образовательной среде.

Цель исследования: Теоретически обосновать, разработать педагогическую модель и экспериментально проверить готовность будущих педагогов профессиональной деятельности к работе с детьми начальных классов в инклюзивной образовательной среде.

Объект исследования: Процесс профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях современного образования.

Предмет исследования: Педагогические модели формирования готовности будущих педагогов профессиональной деятельности к работе с детьми начальных классов в инклюзивной образовательной среде.

Гипотеза исследования: Формирование готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности к работе с детьми начальных классов в инклюзивной образовательной среде будет эффективным, если:

  • разработана и внедрена система формирования готовности педагогов к профессиональной деятельности в инклюзивной образовательной среде, включающая когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный и рефлексивный компоненты;
  • обеспечена система педагогических условий, способствующих формированию готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в инклюзивной образовательной среде.

Задачи исследования:

  • Проанализировать психолого-педагогические подходы к проблеме готовности будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования.

2. Определить содержание и структуру готовности будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде.

3. Разработать педагогическую модель формирования готовности будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде.

4. Определить и обосновать педагогические условия, способствующие формированию готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в инклюзивной образовательной среде.

5. Экспериментально проверить эффективность разработанных педагогических условий.

2 октября 2023 году заместитель руководителя Исполкома Казани Г.Р.Сагитова на аппаратном совещании отметила, что:

«Совместно с Казанским (Приволжским) федеральным университетом в 2022/2023 учебном году были проведены курсы повышения квалификации и переподготовки педагогов по теме «Технологии сопровождения детей с ментальными нарушениями в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов». Всего курсы прошли 213 педагогов».

Если взглянуть на диагностику 2023 и 2025 г, то в 2023 году заместитель министра образований и науки РТ Минзалия Закирова проинформировала, что в Татарстане проживают более 30 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Это примерно 17,5 тыс. детей дошкольного возраста и 12,5 тыс. школьников.

А в 2025 году по данным Министерства образования и науки РТ, сейчас в республике работает 624 инклюзивных детских садов и 827 инклюзивных школ.

24.03.2025 году, прошли итоги первого заседания межведомственной рабочей группы по инклюзивному образованию в Татарстане. Встречу провели на базе лицея №78 — одной из самых инклюзивных школ Казани.

Вместе с депутатами Госсовета Татарстана, представителями министерств и общественных организаций обсудили важные вопросы и обменялись примерами успешного опыта.

Были заданы актуальные такие вопросы, один из которых, как: «Повышение квалификации педагогов — примеры эффективного междисциплинарного подхода и практико-ориентированных программ для учителей, которые работают с особыми детьми».

Следующая встреча пройдет в Государственном Совете Татарстана с участием представителей Кабинета министров РТ, чтобы продолжить обсуждение и принять первые конкретные решения.

Список использованной литературы

  • Иттерстад, Г. Инклюзия - что означает это понятие, и с какими проблемами сталкивается норвежская школа, претворяя его в жизнь? / Г. Иттерстад. - М. : Психологическая наука и образование, 2011. - № 3. - С. 41-49.

2. Калинина, И.А. Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности и ее взаимосвязь с успешностью обучения: на примере экономического вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Калинина Ирина Анатольевна. - М. : 2007. - 24 с.

3. Кантор, В.З. Инклюзивный образовательный процесс в вузе: теоретико-экспериментальная модель психологической готовности преподавателей / В.З. Кантор, Ю.Л. Проект // Образование и наука. - 2021. - Т. 23. - № 3. - С. 156-182.

4. Кантор, В.З. Педагог инклюзивной образовательной организации: компетентностная модель в контексте вузовских программ профессиональной подготовки / В.З. Кантор, А. Зарин, Ю.А. Круглова, Ю.Л. Проект // Образование и саморазвитие. - 2021. - № 3. - Том 16. - С 289-309.

5. Карынбаева, О.В. Изучение готовности педагогов к работе в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / О.В. Карынбаева // Специальное образование. - 2014. - № 2. - С. 100-106.

6. Кирютина, Н.В. Проблемы формирования инклюзивного общества в России: основы нормативно-правовой базы инклюзивного образования / Н.В. Кирютина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар: Новация, 2016. -  55-60 с.

7. Ковалькова, Т.А. Педагогические технологии формирования профессиональной готовности специалистов / Т.А. Ковалькова // Казанский педагогический журнал. - 2013. - № 5 (100). - С. 116-123.

8. Корнеевa, Н.Ю. Формирование готовности педагога профессионального обучения к созданию инклюзивной среды образования / Н.Ю. Корнеева // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2011. - № 38 (255). - С. 49-52.

9. Королева, Ю.А. Отношение к инклюзивному образованию педагогов общеобразовательных организаций / Ю.А. Королева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 20. - С. 77-80.

10. Кузьмина, О.С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Кузьмина Ольга Сергеевна. - Омск, 2015. - 23 с.

11. Ливенцева, Н.А. Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования /Н.А. Ливенцева // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 3. - С. 114-120.

12. Митчелл, Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. / Д. Митчелл / Главы из книги. - М.: РООИ «Перспектива», 2011. - 28 с.

13. Сигал, Н.Г. Проблема профессиональной подготовки педагогов инклюзивного образования за рубежом / Н.Г. Сигал // Современные концепции и технологии гарантированного качества высшего образования: сборник статей участников Международной научно-практической конференции, 26-28 июня 2014 г.; под науч. Ред. В.И. Андреева. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, - 2014. - С. 228-232.

14. Хафизуллина, И.Н. Формирование профессиональной компетентности педагога общеобразовательной школы в работе с детьми с особыми образовательными потребностями / И.Н. Хафизуллина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2007. - №1. - С. 83-88.

15. Хитрюк, В.В. Готовность педагога к работе с «Особым» ребенком: модель формирования ценностей инклюзивного образования / В.В. Хитрюк // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2013. - №11. - С. 72-79.

16. Bennett, S. Including Students with Exceptionalities [Электронный ресурс] / S. Bennett. - Режим доступа: https://www.edu.gov.on.ca/eng/literacynumeracy/inspire/research/Bennett.pdf.

17. Lutfiyya, Z.M. Inclusive special education in Manitoba: 2001-2012 [Электронный ресурс] / Lutfiyya, Z.M., VanWalleghem, J. // Manitoba Education Research Network (MERN). Monograph Series. - Issue 6. - Spring 2013. - Режим доступа: http://www.mern.ca/monographs/inclusive_special-education_english_web. pdf.

18. Hutchinson, Nancy L. The Challenges of Creating Inclusive Classrooms: Experiences of Teacher Candidates in a Field-Based Course Teacher Education Quarterly / Nancy L. Hutchinson and Andrea K. Martin. - Field-Based Teacher Preparation - Experience and Reflection (Spring 1999). - Vol. 26. - No. 2. - P. 51-70.