XII Международная научно-практическая конференция
«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:
опыт, проблемы, перспективы»
УДК 159.9.07
Минуллина А.Ф.
доцент кафедры психологии и педагогики специального образования ИПиО К(П)ФУ, канд. психол. наук, доцент, г. Казань, Россия
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация. Статья посвящена теоретическому анализу проблемы изучения психологических особенностей родителей, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Показано, что рождение ребенка с ОВЗ может вызывать у родителей реакцию и состояние стресса, приводить к формированию депрессии, деформировать личность родителя и характер взаимоотношений родителей с ребенком и между супругами.
Ключевые слова: дети раннего возраста, ограниченные возможности здоровья, семья, родители.
Minullina A.F.
PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF PARENTS WHO ARE RAISING CHILDREN WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES
Abstract. The article is devoted to the theoretical analysis of the problem of studying the psychological characteristics of parents who raise young children with disabilities. It is shown that the birth of a child with disabilities can initiate a stressful reaction in parents, lead to depression, and distort the nature of marital and parent-child relationships in the family.
Keywords: young children, limited health opportunities, family, and parents.
Важное значение в процессе успешной социализации ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) придается как родителям (или лицам их заменяющим), так и семье в целом.
Проблема изучения эмоциональных расстройств у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, впервые стала активно обсуждаться еще в начале 20 века. Рождение ребенка с ОВЗ способно иницировать у родителей стрессовую реакцию, характеризующуюся такими чувствами и состояниями, как гнев, шок, горе. Кроме того, по данным Т.Н. Высотиной, стресс, вызванный появлением ребенка с отклонениями в развитии, способен искажать эмоциональное состояние (возникает повышенный уровень раздражительности, актуализируются страхи относительно будущей жизни ребенка), а также способен вызывать психосоматические заболевания.
T. Heiman в своей работе обнаружила, что рождение ребенка с ОВЗ может приводить к возникновению депрессии, гнева, отрицания, вины и растерянности [15].
Соответственно, родителям, находящимся в подобных состояниях, необходимо время для адаптации к дефекту ребенка, что может привести к снижению качества воспитания и ухода за ним [1; 6].
По данным авторов, рождение ребенка с ОВЗ также может искажать характер взаимоотношений в семье. Причинами подобных искажений является психологическая нагрузка, испытываемая членами семьи [3; 5].
Эти данные находят свое подтверждение в исследованиях семей, воспитывающих детей раннего возраста с онкозаболеваниями. Авторы указывают на снижение качества жизни членов семей: увеличивается напряженность во взаимоотношениях; обостряются конфликты; возникает разобщенность между членами семьи; снижается внутрисемейный ресурс [4].
Авторы выделяют в качестве основных психологических трудностей в таких семьях следующие проблемы: проблемы, связанные с личностными особенностями родителей; проблемы между супругами, проблемы, связанные с воспитанием особого ребенка.
Исследования семей, в которых были рождены дети с сенсорными нарушениями, демонстрируют наличие деформации образа жизни родителей; родители детей с сенсорными нарушениями часто переживают негативные эмоции. При этом существующие в таких семьях проблемы могут проявляться на 3 уровнях: 1) на социальном уровне; 2) на соматическом уровне; 3) на психологическом уровне [12].
В своих исследованиях Р.Ф. Майрамян выявил высокую вероятность распада семьи, которые не смогли справиться с кризисом рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Во многих семьях фиксируется наличие у супругов взаимных обвинений и стремление переложить вину за рождение ребенка с тяжелыми нарушениями развития [8].
Исследователи также выделяют последовательные этапы адаптации членов семьи к факту рождения особого ребенка. Согласно J. Manuel, отчетливо могут проявляться следующие 8 этапов: 1) неизвестность, неопределенность; 2) известность; 3) агрессия; 4) хаотичная деятельность; 5) депрессия; 6) принятие; 7) активация и высвобождение сил; 8) солидарность [16].
Другие авторы описывают этапы в процессе осознания родителями психотравмирующей информации о рождении ребенка с нарушенным развитием: 1) страх, растерянность; 2) состояние шока; 3) появление депрессии; 4) принятие [2].
Стресс, имеющий хронический характер, способен приводить к личностной деформации, как у матерей, так и у отцов, воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями в развитии.
Так, В.В. Ткачевой были определены типы родителей детей с ограниченными возможностями здоровья: 1) родители авторитарного типа (активная жизненная позиция, агрессивность, импульсивность, эмоциональная холодность к ребенку); 2) невротичный тип родителя (пассивная личностная позиция, тревожностью, гиперопека или эмоциональная отстраненность); 3) психосоматический тип родителя (высокая эмоциональная лабильность, сочетание черт авторитарного и невротичного типа, склонность к доминированию) [11].
В ряде исследований отмечены особенности личности матерей, которые занимаются воспитанием детей раннего возраста с нарушенным развитием.
Так, например, выделены такие особенности матерей, как: 1) высокая мобильность и готовность к преодолению жизненным обстоятельств (более, чем у 50 % всех респондентов); 2) сниженная активность, низкая неспособность и готовность к преодолению трудностей (у 33% матерей); 3) тревожность, страхи (у большинства матерей) [7].
Как отмечают авторы, аффективная напряженность матери в связи с рождением особого ребенка, может негативно отражаться не только на отношениях с супругом, но и на взаимоотношениях с ребенком. Таких женщин описывают как скованных, напряженных, непоследовательных в своих поступках, эмоционально холодных [9; 10].
Подобные выводы были сделаны и другими исследователями, обнаружившими у матерей, воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями в развитии, личностные проблемы [13, 14].
Другие авторы подчеркивают наличие у матерей чувства вины в связи с рождением ребенка с нарушениями, подавленность, склонность к изоляции от социума. При этом указываются следующие симптомы социальной дезадаптации родителей: невротические, психопатические реакции, депрессии, неадекватные и дисгармоничные родительские установки относительно ухода за собственным ребенком и его воспитания [17; 18].
Таки образом, проведенный обзор научных работ, посвященных изучению психологический особенностей родителей, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, и семьи в целом, позволил сформулировать выводы:
1. Значимую роль в первичной и успешной социализации ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья играет семья, как референтная группа.
2. Семья, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья – это семья с особым психологическим статусом, сталкивающаяся с психотравмирующей ситуацией и способная в разной степени к ее преодолению.
3. Основными психологическими проблемами и трудностями родителей в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, являются: проблемы личности, проблемы супружества и проблемы особого родительства.
4. Матери, воспитывающие ребенка раннего возраста с ОВЗ, находятся в состоянии родительского кризиса (стресса).
Это, в свою очередь, подчеркивает необходимость оказания психолого-педагогической поддержки родителей, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, посредством оптимизации внутрисемейной атмосферы, гармонизации межличностных, супружеских и детско-родительских отношений.
Список использованной литературы
- Андреева, Л.М. Особенности психических состояний матерей с разным типом отношения к ребенку-инвалиду [Текст] / Л.М. Андреева, А.А. Фёдоров // Вестн. Хакас. гос. ун.-та им. Н.Ф. Катанова. – 2013. - №6. – С. 91 – 93.
- Богданова, Т.Г. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников [Электронный ресурс] / Т.Г. Богданова, Н.В. Мазурова // URL: https://uchebnikfree.com/knigi-sotsialnaya-psihologiya/bogdanova-mazurova-vliyanie-vnutrisemeynyih-42560.html, (Дата обращения: 31.10.19)
- Будаева, М.Д. Исследование поведенческого компонента самосознания родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии [Текст] / М.Д. Будаева // Вестник Брянского государственного университета. – 2014. - №5. – С. 7 – 12.
- Высотина, Т.Н. Личностные особенности родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития [текст] / Т.Н. Высотина // Вестник СПбГУ. – 2011. – № 2. – С. 122 – 125.
- Добряков, И.В. Психология семьи и больной ребенок [текст]: Учебное пособие: Хрестоматия / И.В. Добряков, О.В. Заширинская. – СПб.: Речь. – 2007. – С. 21 – 365.
- Иванова, С.Н. Роль семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями [текст] / С.Н. Иванова. — М.: Московский научно- исследовательский институт — психиатрии. - 2006. – 56 с.
- Колпакова Л.М. Особенности психологического климата в семье ребенка-инвалида [текст] / Л.М. Колпакова // Материалы III Всероссийского съезда психологов. СПб.: СПбГУ, 2003. - Т. 4. С. 326-329.
- Майрамян, Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок [Текст]: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата медицинских наук 14.00.18 / Майрамян Р.Ф.; I Моск. мед. ин-т им. И. М. Сеченова. - Москва: Б. и., 1976. - 24 с.
- Миланич, Ю.М. Родительское отношение к ребенку с нарушениями психофизического развития [текст] / Ю.М. Миланич // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2010. – С. 44 – 53.
- Митасова, Е.В. Психологические особенности родителей, воспитывающих детей с инвалидностью и методы работы с ними [текст] / Е.В. Митасова, А.Е. Юдина // Проблемы эффективной интеграции инновационного потенциала современной науки и образования. – 2018. – С. 211 – 224.
- Ткачева, В.В. Психологические особенности матерей, имеющих детей с тяжелыми двигательными нарушениями [текст] / В. В. Ткачева // Коррекц. Педагогика. - 2004. - №1. – С.74-79
- Фокина, Н.А. Специфика отношений родителей с детьми, имеющими нарушениями слуха [текст] / Л. К. Фокина // Молодой ученый. – 2016. - №21. – С. 884 – 847.
- Eker, L. An evaluation of quality of life of mothers of children with cerebral palsy [текст] / L. Eker, E.H. Tuzun // Disabil Rehabil. - 2014. - Vol.23. - Issue 26. -P.1354-1359.
- Hassall, R. Parenting stress in mothers of children with an intellectual disability: the effects of parental cognitions in relation to child characteristics and family support [текст] / R. Hassall, J. Rose, J. McDonald // Journal of Intellectual Disability Research. - 2005. - Vol. 49(6). - P.405-418.
- Heiman, T. Parents of children with disabilities: resilience, coping, and future expectations [текст] / T. Heiman // Journal of developmental and physical disabilities. – 2002. – Vol 14. – P. 159 – 165.
- Manuel, J. Stress and adaptation in mothers of children with cerebral palsy [текст] / J. Manuel, M. J. Naughton, R. Balkrishnan // Journal of Pediatric Psychology. - 2003. -Vol.28. - №3. - P. 197-201.
- Naglieri, J.A. Baumrind's Parenting Styles [текст] / J.A. Naglieri, S. Goldstein // Encyclopedia of Child Behavior and Development. – 2011. – P. 213—215.
- Romeo, D.M. Quality of life in parents of children with cerebral palsy: is it influenced by the child's behaviour? [текст] / D.M.Romeo, M.Cioni, A. Distefano, L.R. Battaglia [et al.] // Neuropediatrics. - 2010. - Vol.3. - Issue 41. - P. 121-126.
Комментарии