XII Международная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

УДК 10.12

Панасик Д.В.

учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа № 7 имени С.О. Притыцкого г. Гродно», г. Гродно, Республика Беларусь

РАЗВИТИЕ ЧЕРЕЗ ПРИКОСНОВЕНИЕ: ШАРИКИ СУ ДЖОК В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА.

Аннотация. В статье рассматривается применение шариков Су Джок в работе учителя-дефектолога, как эффективного средства для развития мелкой моторики, речи и когнитивных функций у детей. Описаны основные принципы метода Су Джок, а также предложены конкретные примеры упражнений и игр.

Ключевые слова: Шарики Су Джок, учитель-дефектолог, мелкая моторики., когнитивные функции, игры, упражнения.

 

Panasik D.V.

USING THE AUTHOR’S ELECTRONIC MANUAL “TRAVEL OF THEGNOME ROMA THROUGH THE CITIES OF BELARUS” IN REMEDIAL CLASSES.

Abstract. The article discusses the use of Su Jok balls in the work of a special education teacher, as an effective means for the development of fine motor skills, speech and cognitive functions in children. The basic principles of the Su Jok method are described, and specific examples of exercises and games are offered.

Keywords: Su Jok balls, a special education teacher, fine motor skills, cognitive functions, games, exercises.

Шарики Су Джок это интересный и эффективный инструмент, который может помочь в решении различных коррекционных и развивающих задач. Су Джок — это метод лечения и оздоровления, разработанный корейским профессором Пак Чжэ Ву. Он был не только врачом и исследователем, но и мыслителем, философом. Это повлияло на его холистический подход к здоровью и разработку метода Су Джок. Он написал большое количество книг и статей о методе Су Джок, его принципах и применении.

Шарики Су Джок – это небольшие массажные шарики с шипами и гранями. Они используются для стимуляции биологически активных точек на кистях и стопах, что, как считается, оказывает благотворное влияние на весь организм [2, с. 4].

Основные принципы Су Джок, разработанные Пак Чжэ Ву:

  • Соответствие: он установил соответствие между кистями и стопами с телом человека. По его теории, определённые зоны на кистях и стопах соответствуют определённым органам и системам тела [2, с. 5].
  • Точки воздействия: он определил точки на кистях и стопах, воздействие на которые может оказывать терапевтический эффект [2, с. 5].
  • Энергия: он вводил понятие энергии, циркулирующей в организме, и считал, что воздействие на определённые точки помогает нормализовать этот энергетический поток [2, с. 6].
  • Целостность: Су Джок рассматривает человека как целостную систему и стремится к восстановлению гармонии на всех уровнях [2, с. 7].

В работе учителя-дефектолога шарики Су Джок могут использоваться для решения целого ряда задач:

  • Для стимуляции мелкой моторики и улучшения ловкости пальцев, через катание, перебирание и вращение шариков между пальцами. С помощью упражнений с шариками Су Джок укрепляются мышцы рук, что позволяет подготовить руку к письму. Так как шарики имеют разную текстуру, это позволяет развивать тактильную чувствительность, дифференциацию ощущений и в целом развивает тактильные ощущения.

2. Развитие речи. Массаж кистей рук с помощью шариков Су Джок стимулирует биологически активные точки, связанные с речевыми центрами в мозге. Это может положительно влиять на развитие речи у детей [1, с. 16]. Улучшение артикуляции, упражнения с шариками, направленные на развитие мелкой моторики, косвенно помогают улучшить артикуляцию и речевую выразительность.  Снятие напряжения, массаж шариками помогает снять напряжение с мышц рук и шеи, что может благоприятно сказываться на голосообразовании.

3.Коррекция эмоциональных нарушений.  Снижение тревожности и напряжения, массаж шариками Су Джок оказывает успокаивающее действие, помогает снизить уровень тревожности и напряжения у детей с эмоциональными нарушениями.  Стабилизация эмоционального состояния, регулярные упражнения с шариками могут способствовать стабилизации эмоционального состояния и улучшению самоконтроля. Отвлечение внимания, шарики могут служить инструментом для отвлечения внимания ребёнка от негативных мыслей или переживаний.

4. Развитие когнитивных функций.  Улучшение внимания и концентрации, выполнение упражнений с шариками требует сосредоточенности внимания, что способствует развитию этих функций. Развитие пространственного мышления. Упражнения, связанные с перемещением шариков в пространстве, могут развивать пространственное мышление и ориентацию.  Стимуляция сенсорного восприятия, использование шариков с разной текстурой способствует стимуляции сенсорного восприятия и улучшает обработку сенсорной информации.

5. Релаксация. Снятие мышечного напряжения, массаж шариками помогает снять мышечное напряжение и усталость, что особенно полезно после напряженных занятий.

Шарики Су Джок – это необычный инструмент, который вызывает интерес у детей. Они выглядят ярко и привлекательно, особенно шипованные шарики. Возможность манипулировать шариками, катать их в руках, массировать пальцы – это интересный и увлекательный процесс для детей. Дети могут использовать Су Джок самостоятельно для самомассажа и снятия стресса, что позволяет развивать  их самостоятельность и ответственность за своё здоровье.

Для того, чтобы сделать занятия с шариками Су Джок более эффективными и интересными для детей необходимо использовать разнообразные упражнения и игры, сопровождать упражнения стихами, песенками и сказками. Можно позволить детям самостоятельно выбирать шарики и упражнения, создавать позитивную и поддерживающую атмосферу на занятиях, хвалить детей за старания и успехи, а также учитывать индивидуальные особенности и предпочтения детей.

Шарики Су Джок можно использовать на коррекционных занятиях в виде разнообразных упражнений. Например: катание шарика между ладонями. Для данного упражнения необходимо положить шарик между ладонями и предложить ребёнку катать его, как будто он раскатывает тесто. Катать шарик можно медленно и быстро, так же использовать разную силу надавливания. Для развития точности движений пальцев и координации можно предложить ребятам положить шарик на кончик одного пальца и перекатить его на кончик другого пальца. На физкультминутке дети с большим удовольствием выполняют массаж кистей рук. С помощью шарика Су Джок ребята массируют кисти рук круговыми движениями и надавливают на активные точки. Можно предложить массировать каждую руку по очереди, либо массировать каждый палец. Благодаря массажным движениям стимулируются речевые центры, а также улучшается общий тонус мышц рук. Так же в процессе выполнения различных упражнений с шариками Су Джок, можно предложить ребятам проговаривать слова (автоматизировать звуки), скороговорки, отвечать на вопросы или петь песенки. Благодаря таким упражнениям мы стимулируем речь, а так же развиваем координацию речи и движений.

Можно включать шарики в игры, чтобы сделать занятия более интересными и увлекательными. На своих занятиях я использую различные игры. Например, игра «Найди пару» развивает тактильную чувствительность и внимание. Для данной игры необходимо положить в мешочек несколько шариков разной текстуры и предложить ребёнку на ощупь найти пары одинаковых шариков. Игра вызывает большой интерес и восторг у детей. В процессе игры важно давать положительную оценку действиям ребёнка. Для развития пространственного мышления и творческих способностей я использую игру «Собери узор». В данной игре предлагаю ребёнку выложить простой узор на столе, используя шарики Су Джок. Иногда данная игра вызывает трудности при выполнении, а иногда проходит очень весело и увлекательно. В качестве физкультминутки можно провести игру «Попади в цель», которая развивает координацию движений и точность. Для игры понадобится коробка, в которую ребёнок должен попасть шариком. Можно устроить соревнование, кто из ребят больше шариков забросит в коробку. Развить чувство ритма и координацию помогает игра «Музыкальный шарик». В данной игре ребятам под музыку предлагаем выполнить различные движения с шариком (катать, перебирать, перекладывать). Игра всегда проходит весело. Можно попросить ребят выбрать песню самостоятельно, это всегда вызывает положительные эмоции. Увлекательная и полезная игра «Массажный коврик» развивает у ребят тактильные ощущения, а так же стимулирует нервные окончания на кистях. Для игры понадобится несколько шариков Су Джок, которые необходимо разложить на столе и предложить ребёнку походить руками по шарикам. Можно разнообразить игру и в процессе хождения руками по шарикам задавать ребятам вопросы. С большим интересом и увлечением ребята играют в игру «Зоопарк». В данной игре ребёнок катает шарик по ладони и одновременно рассказывает о животном, которое остальные ребята должны угадать. Игра обогащает словарный запас и умение объяснять, расширяет кругозор. Игра «Цветные ладошки» развивает мелкую моторику и цветовосприятие. Для проведения игры необходимо разложить шарики Су Джок разных цветов и предложить ребёнку катать шарик определенного цвета по ладони. Так же можно разнообразить игру и предложить ребенку выбрать шарик в соответствии с настроением и эмоциями. Для активизации словарного запаса, развития фонематического слуха, автоматизации правильного произношения заданного звука, а также для развития мелкой моторики подойдёт игра «Поймай звук». Главное условие при проведении игр с шариками Су Джок создать атмосферу доверия и поддерживать позитивное отношение к каждому ребёнку.

 Использование шариков Су Джок можно сочетать с другими методами, например с артикуляционной гимнастикой или пальчиковыми играми. Используя шарики важно подбирать игры и упражнения с учётом индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка. Так же педагог должен убедиться, что шарики безопасны для использования детьми.

Надо отметить, что использование шариков Су Джок на коррекционных занятиях имеет ряд преимуществ: Во-первых, это простота и доступность. Во-вторых, правильное использование шариков безопасно для детей. В-третьих, использование шариков положительно воздействуют на детей, так как оказывают благоприятное влияние не только на моторику, но и на эмоциональное состояние и когнитивные функции. В–четвёртых, это эффективность шариков, так как при регулярном использовании шариков Су Джок видны заметные результаты [3,с.34].

В большинстве случаев дети проявляют положительную реакцию на работу с шариками Су Джок. Они часто воспринимают это как игру, а не как занятия, что способствует их вовлеченности и мотивации. Успешное выполнение упражнений и игр, а также положительное подкрепление со стороны учителя-дефектолога, вызывает у детей радость и удовлетворение.

Таким образом, шарики Су Джок являются эффективным и многофункциональным инструментом в работе учителя-дефектолога. Использование шариков СУ Джок – это осознанный выбор в пользу здоровьесберегающих и эффективных технологий. Регулярное применение Су Джок терапии позволяет не только улучшить отдельные навыки, но и повысить общий тонус организма, что положительно сказывается на результативности обучения и социальной адаптации детей. Они способствуют развитию мелкой моторики, речи, когнитивных функций, а также помогают в коррекции эмоционального состояния детей. Простота и доступность метода делают его ценным дополнением к коррекционным занятиям.

 

Список использованной литературы

  • Авсюкевич, Н. И. Су-Джок терапия при коррекции речевых нарушений у детей / Н. И. Авсюкевич,  И. А.  Башкатова //  Образование и воспитание. – 2017 -  №5.  –  С.16-18.
  • Пак Чжэ Ву   Су Джок для всех – издание 2-е; испр. и доп. - М. : «Су Джок Академия», 1996.-102с.
  • Панина, Н. А. Су-Джок терапия – Издательство: Рипол Классик, 2013. - 256с.