XII Международная научно-практическая конференция
«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:
опыт, проблемы, перспективы»
УДК 37.013.2
Потапчук Н.М.
учитель-дефектолог ГУО «Детский сад № 3 Пинского района». студент 5 курса педагогического факультета заочной формы образования УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И РЕБЕНКА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ КАК ПОЛИСУБЪЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация. В статье рассматривается роль семьи в воспитании и развитии детей с интеллектуальной недостаточностью, а также значимость сотрудничества семьи и образовательных учреждений, направленного на формирование адекватной родительской позиции, создание единого коррекционно-развивающего пространства для эффективной поддержки ребенка.
Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, семья, воспитание, психолого-педагогическая поддержка, взаимодействие.
Potapchuk N.M.
PROBLEMS OF INTERACTION BETWEEN THE FAMILY AND A CHILD WITH INTELLECTUAL DISABILITIES AS A POLYSUBJECT OF THE EDUCATIONAL PROCESS
Abstract. The article examines the role of the family in the upbringing and development of children with intellectual disabilities, emphasizing the specific challenges faced by parents raising such children. It highlights the importance of cooperation between families and educational institutions aimed at forming an adequate parental position and creating a unified corrective and developmental environment. This collaboration is considered essential for the effective rehabilitation, education, and social adaptation of children with intellectual disabilities.
Keywords: intellectual disabilities, family, upbringing, psychological and pedagogical support, cooperation.
Интеллектуальная недостаточность представляет собой устойчивое нарушение процессов познания, возникающее вследствие органических повреждений головного мозга. Ребёнка с подобным нарушением характеризует стойкое снижение познавательной активности и трудности в усвоении знаний. В Республике Беларусь действуют нормативные документы, закрепляющие современную и корректную терминологию, используемую в отношении детей с особыми образовательными потребностями: понятие «умственная отсталость» официально заменено термином «интеллектуальная недостаточность», а выражение «задержка психического развития» — «нарушения психического развития (трудности в обучении)» [1].
Следует подчеркнуть, что дети с интеллектуальной недостаточностью всё чаще встречаются в усложнённых формах. Значительно увеличилось количество детей с интеллектуальной недостаточностью с различными дополнительными отклонениями-со снижение слуха, зрения, с центральным детским параличом, с недоразвитием речи, с наличием психических заболеванием и т.п.
Семья считается важным институтом социализации человека. Именно здесь ребенок приобретает предварительные знания, умения и навыки, учится различать хорошее и плохое, формирует систему ценностей. В ней закладываются основы воспитания, которые являются базой для развития дальнейшей эффективной деятельности ребенка. Семья выступает важнейшей средой формирования личности ребёнка, в том числе и того, кто имеет интеллектуальные трудности. Уже с первых дней жизни развитие ребёнка с подобным диагнозом имеет свои отличительные черты и не совпадает с типичными возрастными нормами [2, с. 280]. Трудности, с которыми сталкиваются родители ребёнка с ограниченными возможностями развития, значительно глубже и разнообразнее по сравнению с проблемами, возникающими в семьях, где растут здоровые дети.
Очевидно, что семья ребенка с интеллектуальной недостаточностью должна сознательно участвовать в его воспитании. Невозможно достигнуть значительного успеха в коррекционном педагогическом процессе, помочь ребенку реализовать потенциальные возможности и дос3тичь максимума возможного развития без правильного и понимающего отношения к нему семьи [3].
Семья обладает значительным реабилитационным потенциалом, который может быть направлен в помощь ребенку с проблемами в развитии. Однако его использование возможно лишь при адекватном восприятии проблем ребенка его родителями и сформированностью в создании понимания их роли в развитии ребенка.
Воспитание ребенка с особенностями в развитии — нелегкая задача. Очень важно, чтобы родители и окружающие относились к нему естественно, каково бы ни было тяжёлым отклонением в развитии у ребёнка. Семья должна занять активную социальную позицию относительно своего ребенка.
Осознание характера интеллектуального нарушения происходит у родителей не сразу — этот процесс часто растягивается на годы, а порой и вовсе не завершается. Такое непонимание причин и особенностей состояния ребёнка приводит к трудностям при выборе адекватных воспитательных методов и педагогических приёмов, а также вызывает внутренние психологические переживания и неуверенность [4]. Пока родители приходят к принятию особенностей своего ребёнка, теряется драгоценное время, что замедляет его развитие. Однако раннее вмешательство и своевременно организованная коррекционно-развивающая помощь способны значительно улучшить ситуацию и привести к положительным результатам.
Исследователи О. Г. Приходько и О. В. Югова выделяют две модели понимания семьи ребёнка с ограниченными возможностями: первая рассматривает семью как участника реабилитационного процесса, где основной акцент делается на ребёнке, а вторая — как особую социальную единицу, нуждающуюся в поддержке, где внимание уделяется самой семье [5]. В условиях современного образования, ориентированного на компетентностный подход, особую актуальность приобретает вопрос родительской компетентности. И. А. Зимняя определяет компетенцию как «интеллектуально и личностно обусловленный опыт, основанный на знаниях и проявляющийся в различных сферах социально-профессиональной деятельности». Учёная выделяет три ключевые группы компетенций: личностные, межличностные и деятельностные [6].
Наряду с понятием «компетентность» в научной литературе широко используется термин «родительская позиция». Под ним понимается система эмоциональных отношений, восприятия ребёнка и способов взаимодействия с ним, а также направленность воспитательных действий, основанная на оценке личности ребёнка и способах общения с ним [7].
Семьи, воспитывающие детей с интеллектуальной недостаточностью, нередко демонстрируют нестабильность воспитательной линии и различие подходов между матерью и отцом. Воспитание таких детей требует коррекционной направленности, поэтому родителям необходимо постоянно повышать уровень собственной педагогической грамотности. Только обладая знаниями о структуре нарушения и его проявлениях, взрослые могут эффективно помогать ребёнку. В этом процессе важнейшую роль играет адекватная родительская позиция — она должна быть максимально объективной и учитывать психические, возрастные и поведенческие особенности ребёнка, что особенно важно при оказании психолого-педагогической помощи.
В последние годы можно отметить положительную тенденцию изменения общественного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. Современная система образования предоставляет детям с особыми потребностями возможности для раннего выявления нарушений, получения специализированной поддержки и сопровождения.
Педагоги и специалисты в области специального образования проявляют всё больший интерес к вопросу формирования у родителей осознанного, позитивного отношения к ребёнку с отклонениями в развитии. Эффективная работа с такими семьями возможна при наличии ряда условий: готовности родителей к сотрудничеству с педагогами, стремления расширить собственные знания, а также желания выстраивать доверительные отношения с ребёнком.
Организация воспитательно-образовательного процесса для ребёнка с интеллектуальной недостаточностью требует комплексной помощи семье со стороны педагогов и психологов. Необходима система взаимодействия между образовательными учреждениями и родителями, направленная на согласование воспитательных требований и методов. Это содействует формированию устойчивых навыков поведения, облегчает усвоение норм морали и правил общения, а также способствует успешному освоению учебной и трудовой деятельности [2].
Взаимодействие педагога с родителями детей, имеющих интеллектуальные нарушения, представляет собой сложную, но чрезвычайно важную задачу. Результативность сотрудничества во многом зависит от взаимного доверия и понимания необходимости совместной работы. Родители должны ощущать доброжелательное отношение педагога, его профессионализм и заинтересованность в судьбе ребёнка. Педагогу, в свою очередь, важно осознавать свою роль посредника между образовательной средой и семьёй. Главная цель такого взаимодействия — создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья – учреждение образования», где всем участникам — детям, родителям и педагогам — будет комфортно и безопасно.
Совместная работа педагога и родителей способствует не только развитию ребёнка, но и личностному росту самих взрослых, которые становятся активными участниками образовательного процесса и партнёрами специалиста [8].
В целом семья, воспитывающая ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, представляет собой особую реабилитационную систему, создающую максимально благоприятные условия для его гармоничного развития, обучения и социализации.
Список литературы
- Психологическое изучение детей с особенностями психофизического развития: интеллектуальные нарушения : методические рекомендации / сост. : Н. В. Кухтова, Е. В. Новосельцева. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2019. – 40 с.
- Хитрюк, В. В. Основы дефектологии / В. В. Хитрюк. – М. : Издательство Гревцова, 2009. – 280 c.
- Клинкова, О. Роль семьи в воспитании умственно отсталого ребёнка / О. Клинкова, 2017. – URL: :https://www.maam.ru/detskijsad/rol-semi-v-vospitani-umstveno-otstalogo-rebyonka.html. (дата обращения : 25.12.2023).
- Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития; под ред. Е. А. Савиной. – М. : ВЛАДОС, 2008. – С. 17–31.
- Современные подходы к психолого-педагогической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии / О. Г. Приходько, О. В. Югова // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». – 2013. – № 3 (25). – С. 107–119.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». Рубрика «Модернизация образования». – 2006. – URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения : 10.11.2024).
- Спиваковская, А. С. Как трудно быть родителями. / А. С. Спиваковская. – М. : Педагогика, 1986. – 160 с.
- Морозова, Я. И. Особенности детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с интеллектуальной недостаточностью / Я. И. Морозова, 2020 – URL: https://rep.vsu.by/bitstream/123456789/23352/1/256-258.pdf (дата обращения : 10.11.2024).