XII Международная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

УДК 376.33

Примачек И.И.

заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Гродненская специальная школа-интернат №2», г. Гродно, Республика Беларусь

ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТОВ-ВОЛОНТЕРОВ

С УЧАЩИМИСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Аннотация: В статье представлен опыт работы по реализации инновационного проекта по адаптации и интеграции в общество детей с особенностями психофизического развития (с нарушением слуха). Рассматривается модель партнерского взаимодействия на базе интегративного театра, где студенты-волонтеры выступают не только как тьюторы и наставники, но и как равноправные творческие партнеры. Раскрываются принципы, методы и этапы организации совместной деятельности, направленной на преодоление социальной изоляции, раскрытие творческого потенциала детей с нарушением слуха и формирование инклюзивной компетентности у будущих специалистов. Приводятся данные о позитивной динамике в развитии коммуникативных навыков и социальной активности учащихся, а также о личностном и профессиональном росте студентов-волонтеров.

Ключевые слова: учащиеся с нарушением слуха, инновационный проект, психологический интегративный театр, студенты-волонтеры.

Primachek I.I.

EFFECTIVE INTERACTION OF STUDENT VOLUNTEERS

WITH STUDENTS WITH HEARING IMPAIRMENTS IN INNOVATIVE ACTIVITIES

Annotation: This article presents the experience of implementing an innovative project to adapt and integrate children with special needs (hearing impairments) into society. It examines a model of partnership based on an integrative theater, where student volunteers act not only as tutors and mentors but also as equal creative partners. The article explores the principles, methods, and stages of organizing collaborative activities aimed at overcoming social isolation, unlocking the creative potential of children with hearing impairments, and developing inclusive competence in future professionals. Data is provided on the positive dynamics in the development of students' communication skills and social engagement, as well as the personal and professional growth of student volunteers.

Keywords: students with hearing impairment, innovative project, psychological integrative theatre, student volunteers.

 

Одним из путей повышения качества образования и обновления содержания образовательных программ является инновационная деятельность. Выступая в роли посредника между наукой и практикой, она позволяет находить эффективные пути обогащения образовательной практики за счет достижений современной педагогики [1, с. 28].

В августе 2022 года в государственном учреждении образования «Гродненская специальная школа-интернат №2» стартовал инновационный проект «Внедрение модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра».

По отношению к детям с нарушением слуха эта тема особенно актуальна, поскольку отсутствие и/или существенное ослабление слухового восприятия напрямую ведет к другим нарушениям: речевым, коммуникативным, информационно-культурным, эмоциональным и социальным. Неслышащий ребенок выпадает из культуры общества. Вернуть детей с нарушением слуха в общую культуру – одна из важнейших задач педагогического коллектива школы-интерната [2, с.5]. Предполагаем, что психологический интегративный театр станет одним из эффективных способов социальной адаптации обучающихся с нарушением слуха.

Особое значение проблема социализации приобретает для детей с нарушением слуха, обучающихся в учреждениях специального образования, в силу ограниченности социальных контактов обучающихся. С целью их эффективного включения в социум необходимо создавать специальные условия для постепенного овладения общественно значимым опытом поведения, нормами культуры, общения с окружающими людьми, формирования коммуникативных навыков. Для развития обучающихся как полноценных личностей необходим процесс гуманизации среды, предусматривающий как распространение знаний, так и повышение общей культуры всех членов общества, создание социальных отношений.

В решении проблемы повышения эффективности социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха существенную роль может сыграть такая форма работы с ними, как психологический интегративный театр, который выступает в качестве средства коррекции социального и эмоционального интеллекта и особенностей развития личности, препятствующих успешному включению в социум.

Ассистивная технология сопровождения детей с нарушением слуха «Психологический театр» была разработана О.Ю. Пискун [3]. Именно психологический театр, считает автор технологии, может помочь детям с нарушением слуха научиться общаться, снять эмоциональное напряжение, страхи. Психологический театр предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребенка, как на репетициях, так и на спектаклях, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений, поэтому относится к сурдопсихологическим поддерживающим практикам.

Сурдопсихологические поддерживающие практики – технологии реализации компетентностного образования в школе-интернате, предполагающие активизацию творчески активных действий детей с нарушением слуха в процессе общения друг с другом и с сопровождающими взрослыми во время подготовки и реализации технологии [4]. Во время работы над спектаклем, в котором заняты и дети, и взрослые (педагоги, студенты-волонтеры), дети приобретают позитивный опыт социального взаимодействия, что, в дальнейшем, может их привести к созданию и реализации творческих, социально значимых в условиях школы-интерната проектов.

В ходе реализации проекта прогнозируется коррекция социального и эмоционального интеллекта, сформированности коммуникативных компетенций и способов продуктивного взаимодействия, умений осуществлять различные типы деятельности на основе партнерства и сотрудничества, коррекции самооценки, образа «Я», формировании навыков понимания и выражения эмоций, повышении эффективности взаимодействия с нормотипичными сверстниками, студентами-волонтерами и взрослыми.

С этой целью в нашем учреждении организованы совместные мероприятия и встречи студентов-волонтеров УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» с учащимися школы-интерната.

Главная задача этих мероприятий заключается в передаче социального опыта, формировании коммуникативной культуры, через взаимодействие согласно принципу «равный обучает равного». Студенты-волонтеры помогают в организации различных мероприятий, занятий, где создают дружественную и радушную обстановку для всех участников, а также содействуют развитию и реализации индивидуальных потенциалов каждого ребенка.

Взаимодействие студентов и детей с нарушением слуха в рамках психологического интегративного театра — это двусторонний процесс обогащения, который выходит далеко за рамки собственно театральной постановки.

Для ребенка с нарушением слуха психологический интегративный театр — это не кружок по интересам, а уникальная реабилитационная и образовательная среда. Она позволяет преодолеть ограничения, накладываемые нарушением слуха, через творчество, игру и живое человеческое общение, обеспечивая тем самым не просто развитие отдельных навыков, а целостное становление личности. В совместной деятельности дети с нарушением слуха получают:

повышение уровня социализации и интеграции, через преодоление изоляции, выхода за пределы привычной среды (школы-интерната), общение с новыми людьми;

развитие коммуникации, через практику речевого общения (если ребенок говорит), чтения по губам, использования жестов в новом, творческом контексте. Театр мотивирует к общению;

раскрытие творческого потенциала – это возможность выразить себя через движение, пластику, жест, мимику, минуя барьеры слуха;

повышение самооценки, через успех на сцене (аплодисменты зрителей дают мощный позитивный опыт, уверенность в своих силах);

развитие эмоционального интеллекта (работа с образами, сценариями помогает лучше понимать и выражать собственные эмоции и эмоции других людей).

Для студентов-волонтеров эта деятельность является уникальной формой педагогической и социальной практики. Она превращает теоретические знания из курсов коррекционной педагогики, психологии и дефектологии в живой, осмысленный опыт, формируя не просто специалиста, а чуткого и компетентного профессионала. В совместной деятельности студенты-волонтеры приобретают: развитие эмпатии и толерантности, через погружение в мир людей с иными особенностями восприятия, разрушение стереотипов; уникальные навыки, через изучение основ жестового языка, понимание принципов инклюзии, невербальной коммуникации, режиссуры «особого» театра; личностный рост, через ответственность за другого человека, развитие педагогических, организаторских и менеджерских способностей; новый взгляд на театр, через понимание того, что театр — это не только слово, но и жест, движение, вибрация, визуальный образ.

Процесс взаимодействия между учащимися и студентами-волонтерами выстраивается через разные формы и модели:

  • модель «Наставничества» (студенты выступают как ведущие, педагоги-организаторы, режиссеры. Они придумывают концепцию, адаптируют материал и руководят процессом);
  • модель «Партнерства» (студенты и дети — равноправные участники труппы. Все вместе они придумывают сценарий, этюды, участвуют в постановке наравне. Эта модель наиболее полно соответствует духу интеграции);
  • модель «Волонтерства» (студенты-волонтеры помогают в организации: сопровождают детей, помогают с костюмами и декорациями, обеспечивают сурдоперевод на мероприятиях).

Совместная работа студентов и учащихся начинается со знакомства и командообразования.  Первые встречи — это игры на доверие, невербальное общение, попытки понять друг друга без слов. Студенты начинают учить азы жестового языка.

Далее организовывается выбор и адаптация материала. Пьеса или сценарий часто создаются коллективно, "изнутри", на основе импровизаций. Текст адаптируется: упрощается, визуализируется, ключевые моменты дублируются жестом.

Когда начинается репетиционный процесс язык жеста становится не барьером, а новым выразительным средством. Жест может быть дословным переводом, а может быть метафорой, пластическим образом. Организовывается работа с ритмом и вибрацией, используются барабаны и др. музыкальные инструменты, тактильные ощущения (дети могут чувствовать музыку через пол, прикасаясь к колонкам).

Для того, чтобы создать визуальные образы создаются костюмы, декорации, устанавливается свет. Использование световых эффектов разного цвета помогает детям понимать смену настроения в спектакле, а тактильно разнообразные костюмы способствуют сенсорному развитию. Создание продуманной визуальной среды делает театральную деятельность по-настоящему доступной и развивающей для детей с нарушением слуха, превращая спектакль в многогранный коррекционно-развивающий процесс.

В процессе работы над спектаклем, этюдом развитие пластичности в инсценировании выходит за рамки сценического мастерства. Оно является катализатором для формирования коммуникативной компетенции, эмоциональной зрелости и успешной социальной адаптации, что делает его незаменимым элементом в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Премьера спектакля или показ этюда – это финальный результат совместной творческой работы актеров (учащихся и студентов-волонтеров) и других участников, который воплощается в жизнь для зрительской аудитории. Этот результат является кульминацией длительного процесса репетиций. Важно, чтобы зрительный зал тоже был подготовлен (например, наличие сурдопереводчика для общих слов).

В процессе совместной деятельности студентов-волонтёров и учащихся с нарушением слуха возникают трудности, которые не остаются нерешенными. Так, например:

коммуникационный барьер: решается через терпение, юмор, использование визуальных пособий, рисунков, письма и, конечно, постепенное изучение жестового языка обеими сторонами;

разный уровень подготовки и понимания задач: студенты-волонтеры могут быть слишком академичны, дети — неусидчивы. Важен гибкий, игровой подход;

эмоциональная нагрузка: студентам-волонтерам нужно быть готовыми к возможным вспышкам разочарования у детей из-за непонимания. Важна поддержка куратора (педагога, педагога-психолога).

организационные моменты: логистика, расписание, согласие родителей.

Возникающие трудности не являются непреодолимым барьером. Они становятся точками роста для всех участников процесса. Для детей – это развитие гибкости, толерантности и навыков решения проблем. Для педагогов и студентов-волонтеров – это бесценный опыт создания по-настоящему инклюзивной среды, где каждый находит свой способ быть услышанным и понятым.

Хочется отметить, что проект создает ситуацию взаимообогащающего обучения: пока педагоги и студенты-волонтеры помогают детям развивать коммуникативные навыки, дети, в свою очередь, предоставляют будущим специалистам бесценный практический опыт для профессионального и личностного становления.

Общение студентов-волонтеров с обучающимися с нарушением слуха является важным и бесценным опытом, который не только помогает детям, но и приносит радость и удовлетворение бедующим педагогам. Важно помнить, что каждый момент взаимосвязи с детьми – это возможность сделать их жизнь лучше, наполнить её радостью и поддержкой. Встречи с детьми с нарушением слуха играют важную роль в их развитии и самопознании, дают возможность учиться, расти и развиваться в гармонии с собой и окружающим миром, а также получать необходимую помощь и поддержку в трудные моменты. Студенты-волонтеры становятся амбассадорами инклюзии в обществе, а дети с нарушением слуха видят больше возможностей для своей реализации. Для студентов данный опыт может стать началом карьеры в инклюзивном театре, педагогике или социальной работе.

Психологический интегративный театр, где встречаются студенты и дети с нарушением слуха, – это не просто кружок по интересам, а социальный и художественный эксперимент, лаборатория по созданию нового языка общения. Это пространство, где «ограничения» превращаются в новые выразительные возможности, а участники с обеих сторон получают бесценный опыт человеческой близости и взаимного обогащения, который останется с ними на всю жизнь.

Проект действительно может стать эффективной средой для социальной адаптации учащихся с нарушением слуха, так как обеспечивает комплексное воздействие на ключевые составляющие успешной интеграции в общество.

Психологический интегративный театр стал не просто формой художественной деятельности, а уникальной социально-педагогической технологией, позволяющей через проживание ролей и сценических ситуаций сформировать устойчивые навыки реальной социальной жизни. Данная модель демонстрирует высокую релевантность и может быть рекомендована к внедрению в практику учреждений образования как эффективное средство социальной интеграции.

Список использованной литературы

1. Сурикова, О. В. Инновационный процесс в учреждениях образования : учебно-методическое пособие / О. В. Сурикова, Т. Ф. Пашкович. – Минск : СэрВит, 2018. – 256 с.

2. Рахманова, Е. В. Обучение и воспитание учащихся с нарушением слуха в учреждениях общего среднего образования : пособие для педагогических работников учреждений общего среднего и специального образования / Е. В. Рахманова. – Минск : Национальный институт образования, 2021. – 200 с. : ил.

3. Пискун, О. Ю. Эффективная практика духовно-нравственного развития – ассистивная технология сопровождения детей с нарушением слуха «Психологический театр» / О. Ю. Пискун, Л. П. Евсеенко, Т. В. Буркова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум»,2017. – № 3. – С. 95–104.

4. Пискун, О. Ю. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевого развития глухих школьников / О. Ю. Пискун // Сибирский педагогический журнал, 2007. – № 15. – С. 188–200.