XII Международная научно-практическая конференция
«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:
опыт, проблемы, перспективы»
УДК 376
Свирид Е.В.
учитель-дефектолог государственного учреждения образования «Средняя школа № 32 имени Т.Г.Ларионовой г.Гродно», г.Гродно, Республика Беларусь
СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ПУНКТА КОРРЕКЦИННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В современном обществе вопросы коррекции и обучения детей с общим недоразвитием речи, которые затрагивают не только речевые навыки, но и общую коммуникацию, не теряет своей актуальности. В этом контексте взаимодействие семьи и учреждения образования, в частности учителя-дефектолога, играет ключевую роль, создавая основу для успешной коррекционной работы и гармоничного развития ребенка. В данной статье продемонстрируем различные виды заданий, упражнений, игр, которые получают родители в рамках сотрудничества, способствующих улучшению не только речевых навыков учащихся с общим недоразвитием речи, но и формированию более лёгкой адаптации к новым условиям обучения в школе.
Ключевые слова: учащиеся, сотрудничество, семья, родители, учитель-дефектолог.
Svirid E.V.
COOPERATION BETWEEN A TEACHER-DEFECTOLOGIST
FROM A CORRECTIVE-PEDAGOGICAL ASSISTANCE CENTER
WITH PARENTS OF STUDENTS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT
Abstract. In today's society, the issues of correction and education of children with general speech underdevelopment, which affect not only their speech skills but also their overall communication, remain relevant. In this context, the interaction between the family and educational institutions, particularly the role of a teacher-defectologist, plays a crucial role in creating a foundation for successful correction and the harmonious development of the child. In this article, we will demonstrate various types of tasks, exercises, and games that parents receive as part of their cooperation, which not only improve the speech skills of students with general speech underdevelopment, but also facilitate their adaptation to new school conditions.
Keywords: students, cooperation, family, parents, teacher-defectologist.
Важным аспектом в процессе коррекции общего недоразвития речи (далее – ОНР) у учащихся младшего школьного возраста, её успешности и прочности, является взаимодействие семьи и учреждения образования, в частности учителя-дефектолога. Такое сотрудничество создает атмосферу успеха и поддержки, в которой каждый участник (учащиеся, родители и педагоги) вносит свой вклад в процесс коррекции и обучения. Безусловно, семья играет ключевую роль в формировании речевого развития ребёнка. Учитывая сложность коррекции ОНР у учащихся младшего школьного возраста, большее (в процентном соотношении) количество времени, проводимое дома, чем с учителем-дефектологом, позволяет именно родителям закреплять и развивать навыки коммуникации в комфортных домашних условиях. Учитель-дефектолог, работающий в тесном контакте с семьёй, может более эффективно отслеживать прогресс ребенка и корректировать образовательные стратегии в зависимости от его потребностей.
При планировании коррекционной работы с учащимися с ОНР важно учитывать многогранность этого нарушения, а значит развивать понимание речи, расширять словарный запас, формировать и развивать грамматический строй и связную речь, развивать просодическую сторону речи, совершенствовать звукопроизношение, развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, совершенствовать пространственные и временные представления. В рамках сотрудничества семьи и школы разработаны короткие упражнения, задания, игры по перечисленным выше направлениям в виде текстовой информации формата А5 и А6, где написано название и описание сути взаимодействия родителей и учащихся. Каждое упражнение, задание или игру можно адаптировать в зависимости от уровня развития ребёнка с ОНР, понимания им инструкции. Важно создать атмосферу поддержки и поощрения, чтобы дети чувствовали себя уверенно в процессе обучения, а также чтобы выполнение было интересно обеим сторонам (учащимся и родителям).
Рассмотрим подробнее некоторые варианты домашних заданий в виде упражнений или игр, предлагаемых родителям в рамках сотрудничества. Упражнения по развитию речевых навыков, слухового восприятия, а также улучшения коммуникации в целом, представлены в виде следующих заданий: Игра «Что это?»: Возьмите предметы из повседневной жизни (игрушки, кухонные принадлежности или др.). Попросите ребенка назвать предмет и описать его (цвет, форма, назначение). Если ребенок не может назвать предмет, предложите подсказки. Упражнение «Сказки с картинками»: Используйте книги с яркими иллюстрациями. Попросите ребенка рассказать, что происходит на картинках, или придумать свою историю. Читайте вместе и обсуждайте сюжет. Упражнение «Повторяй за мной»: Произносите короткие фразы или слова, а затем попросите ребенка повторить за вами. Начните с простых слов и постепенно усложняйте (например, «мяч», «большой мяч», «большой красный мяч», «большой красный мяч лежит», «большой красный мяч лежит под столом»). Игра «Что лишнее?»: Назовите три предмета, один из которых не подходит к другим (например, «яблоко, груша, машина»). Попросите ребенка определить, какой предмет лишний и объяснить почему. Игра «Словесные загадки»: Задавайте ребенку загадки, в которых нужно угадать слово по описанию (например, «Это животное, которое мяукает» — «кот»). Упражнение «Запомни и повтори»: Назовите ряд предметов (например, «яблоко, банан, груша») и попросите ребенка повторить их в том же порядке. Постепенно увеличивайте количество предметов. Регулярная практика поможет улучшить речевые навыки и повысить уверенность ребенка в общении.
Развитие временных и пространственных представлений требуют особого внимания, со стороны родителей в том числе. Учащиеся с ОНР с некоторыми затруднениями ориентируются в этих понятиях, поэтому предлагаем следующие виды заданий по их развитию в рамках взаимодействия. Игра «День и ночь»: Поговорите о том, что происходит днем и ночью. Ребенок может нарисовать два изображения: одно — что он делает днем, другое — ночью. Обсудите разницу между этими периодами. Упражнение «Календарь событий»: Создайте календарь на месяц и запишите важные события (дни рождения, праздники). Попросите ребенка рассказать, что произойдет в ближайшие дни и как это связано с другими событиями. Упражнение «Часы и расписание»: Научите ребенка распознавать время на часах. Создайте расписание дня, где указаны основные действия (например, завтрак, прогулка, занятие с учителем дефектологом) и время их выполнения. Игра «Путешествие во времени»: Создайте историю о путешествии в разные времена года. Ребенок может рассказывать о том, что происходит в каждом времени года, какие изменения происходят в природе, как меняется одежда и др. Задание «Секреты природы»: Во время прогулки с ребенком по улице или в парке, обсудите изменения в природе в зависимости от времени года и времени суток. Например, как меняется свет, цвет листвы и т.д. Понимание и знание режима дня, расписания занятий у учителя-дефектолога в течение недели, наблюдение за изменениями в природе помогает развивать пространственные и временные представления, а также помогает адаптироваться к школьной жизни.
Развитие просодической стороны речи у учащихся с ОНР способствует улучшению интонации, ритма, мелодики и эмоциональной окраски речи. В рамках взаимодействия, родителям предлагается несколько игр, заданий, упражнений, которые могут помочь в развитии просодики. Игра «Эмоциональные голоса»: Попросите ребёнка произнести одну и ту же фразу (например, «Я люблю играть!») с разными эмоциями: радостью, грустью, удивлением, злостью и т.д. Игра «Сказочные персонажи»: Ребёнок выбирает сказочного персонажа и рассказывают короткую историю от его лица, используя характерные для него интонации и акценты. Упражнение «Ритмические ладошки»: Попросите ребенка хлопать в ладоши в такт под музыку или в ритм стихотворения. Можно использовать разные ритмы (быстрый, медленный). Упражнение «Кто как говорит?»: Называйте различных животных, а ребенок имитирует их звуки и интонации. (например, «Как говорит кошка?», «Как рычит тигр?»). Задание «Загадки с интонацией»: Читайте загадки с разной интонацией, меняя темп и громкость. Ребенок пробует угадать, какая интонация соответствует правильному ответу. Игра «*имя на выбор* и волшебные слова»: Создайте историю о волшебном существе по имени *имя*, который может менять своё настроение. Ребенок рассказывает о приключениях персонажа, используя разные интонации для передачи его эмоций. Развитие просодической стороны речи — это не только важный шаг к улучшению речевых навыков, но и способ обогащения эмоционального опыта учащихся младшего школьного возраста.
Развитие грамматического строя речи у учащихся с ОНР – один из главных аспектов в развитии устной речи, умении конструировать предложения, используя правильные грамматические формы. Для этого предлагаются следующие виды взаимодействий. Задание «Составь предложение»: Дайте ребенку набор картинок (животные, предметы, действия) или назовите предметы, действия, признаки, которые вы видите, и попросите его составить предложения, описывающие то, что он видит (например, «Кот играет с мячом»). Игра «Исправь ошибки»: Произнесите или прочитайте ребенку предложения с ошибками (например, «Маша идут в школу») и попросите его исправить их. Упражнение «Слова в разных падежах»: Назовите слово (например, «стол») и попросите ребенка сказать фразу с этим словом начиная так: «Это …», «Нет …», «Радуюсь …», «Вижу …», «Доволен …», «Мечтаю о …». Игра «Что это?»: Покажите ребенку предмет и спросите: «Что это?» Затем задайте дополнительные вопросы: «Где он находится?», «Какой он?», стимулируя отвечать полным предложением, используя различные грамматические конструкции, эпитеты. Игра «Синонимы и антонимы»: Назовите слово, а ребенок должен придумать синоним или антоним к нему (например, «большой» — «огромный», «большой» — «маленький»). Упражнение «Составь вопрос»: Попросите ребенка составить вопросы к данному предложению (например, «Кот спит на диване»). Пусть он задает вопросы о том, кто, что, где и когда. Игра «Кто что делает?»: Назовите действие (например, «бегать») и попросите ребенка придумать предложения с разными подлежащими (например, «Маша бегает», «Собака бегает»). Упражнение «Закончи предложение»: Начините предложение, а ребенок должен закончить (например, «Сегодня я пойду в парк, потому что…»). Игра «Кто что делает?»: Назовите животное или человека, а ребенок предлагает, что он делает, используя глагол в правильной форме (например, «Кот» – «Кот ловит мышь»). Задание «Словесные цепочки»: Называйте по очереди слова, которые относятся к одной теме (например, «фрукты»). Такого рода задания помогают формировать правильные грамматические конструкции, расширять и укреплять умение их использовать, тем самым развивая грамматический строй речи у учащихся с ОНР в увлекательной форме.
Сотрудничество учителя-дефектолога с родителями учащихся с ОНР имеет ключевое значение для успешной коррекции речевых нарушений. Ведь все участники работают на достижение одной цели — улучшение речевых навыков ребенка, а согласованные усилия могут значительно ускорить процесс. Используя рекомендации учителя-дефектолога родители в домашних условиях, во время прогулки могут создавать условия, способствующие развитию речи. Здесь можно включать игры, чтение книг и разговоры на темы, интересные ребенку. Ребенок чувствует поддержку и понимание со стороны родителей, что повышает его мотивацию и уверенность в себе. Это особенно важно для учащихся с ОНР, которые испытывают трудности в общении. Если родители активно участвуют в процессе, ребенок будет воспринимать занятия как нечто естественное и положительное, а не как обязательную нагрузку. Таким образом, сотрудничество учителя-дефектолога и родителей является важным фактором в успешной коррекции речевых нарушений у учащихся с ОНР.
Список использованной литературы
- Ткаченко, Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками / Т. А. Ткаченко. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64 с.
- Филичева, Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Минск : Новое знание, 2011. – 44 с.