XII Международная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

УДК 377

Скребанова О.Ф.

учитель-дефектолог государственного учреждения образования «Детский сад № 113 г. Гродно», г. Гродно, Республика Беларусь

Киселева И.С.

учитель-дефектолог государственного учреждения образования «Детский сад № 113 г. Гродно», г. Гродно, Республика Беларусь

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Аннотация. Эффективность коррекционной помощи детям с особенностями психофизического развития во многом зависит от подхода, который рассматривает целостное функционирование нервной системы ребенка. Введение эффективных методов помощи детям с особенностями психофизического развития является одним из приоритетов современной специальной педагогики и психологии в Республике Беларусь. Среди многообразия подходов именно метод «Сенсорной интеграции» зарекомендовал себя как фундаментальный, позволяющий воздействовать на базовые механизмы формирования высших психических функций. Данная статья рассматривает теоретические и практические аспекты применения этого подхода в коррекционно-развивающей работе.

Ключевые слова: коррекционная помощь, особенности психофизического развития, сенсорная интеграция, образовательный процесс.

 

Skrebanova O.F., Kiseleva I.S.

SENSORY INTEGRATION AS A MEANS OF CORRECTIVE AND DEVELOPMENTAL WORK WITH CHILDREN WITH PSYCHOPHYSICAL DISABILITIES

Abstract.

The effectiveness of corrective assistance for children with psychophysical disabilities largely depends on an approach that considers the holistic functioning of the child's nervous system. The introduction of effective methods for assisting children with psychophysical disabilities is a priority in modern special education and psychology in the Republic of Belarus. Among the variety of approaches, the "Sensory Integration" method has proven itself to be fundamental, enabling the impact on the basic mechanisms of higher mental functions. This article examines the theoretical and practical aspects of applying this approach in corrective and developmental work.

Key words: correctional assistance, features of psychophysical development, sensory integration, educational process.

Развивающиеся информационные технологии, огромное количество постоянно меняющейся информации, развитие средств массовой информации – все это, безусловно, оказывает сильное влияние на развитие ребенка и формирование его психики. Сегодня мозг ребенка не успевает обрабатывать и упорядочивать потоки сенсорных импульсов, и ребенок не получает точную информацию о себе и окружающем мире. По данным исследователей, каждый шестой ребенок имеет проблемы в сенсорном развитии, которые затрудняют его полноценное развитие [8, с. 2]. Термин «сенсорная интеграция» впервые был предложен в 1963 г. американским психологом Джин Айрес, которая утверждала, что сенсорная интеграция направлена, прежде всего, на развитие взаимодействия между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами как базы, основы, предпосылки для формирования других чувств [1].  Как отмечают белорусские исследователи, у детей с ОПФР практически всегда наблюдается дисфункция сенсорной интеграции. К признакам нарушения сенсорной интеграции можно отнести то, что: ребенок путает право – лево, верх – низ; меняет руки при выполнении задания, хотя ему уже больше 5 лет; плохо справляется там, где задействованы обе руки и обе стороны тела; не может сидеть прямо или раскачивается на стуле; поворачивается всем телом, вместо того, чтобы протянуть руку или повернуть шею; не может удержать взгляд на предмете; постоянно хочет двигаться, не может усидеть и минуты; часто падает, неловок в спортивных играх, демонстрирует резкие и неритмичные движения; выглядит неорганизованным; закрывает уши от громких звуков; отдергивает руку от прикосновений; не любит играть с детьми, старается быть один; нормально развивается, но сталкивается с серьезными трудностями, при обучении чтению и письму. Симптомы нарушения сенсорной интеграции делятся на категории согласно нашим чувствам: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус, проприоцепция, координация. Это проявляется в виде гиперчувствительности (например, негативная реакция на определенные звуки или текстуры пищи) или гипочувствительности (постоянная потребность в движении, кружении, давлении) [2, c. 112]. Профессор А.Ф. Рогатникова в своих работах подчеркивает, что без коррекции сенсорного базиса затруднено формирование таких сложных деятельностей, как речь, предметно-практические деятельность и социальное взаимодействие [7, c. 28]. В Республике Беларусь метод сенсорной интеграции активно внедряется в деятельность центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР), специальных групп и интегрированных групп в дошкольных учреждениях. Работа строится по нескольким ключевым направлениям:

1. Диагностика сенсорного профиля ребенка. Специалисты (педагоги-психологи, учителя-дефектологи) проводят углубленное обследование, чтобы выявить виды сенсорных дисфункций. Для этого используются как адаптированные зарубежные методики, так и метод наблюдения, подробно описанный в практических пособиях для белорусских педагогов [6, c. 15-20].

2. Создание обогащенной сенсорной среды. В кабинетах психолога и сенсорных комнатах учреждений размещается специализированное оборудование материалы и игры, рекомендованные  зарубежными и отечественными исследователями О.Б. Борисовской, И.Н. Миненковой, Д. Вильямса, которые говорили о необходимости наличия в сенсорном центре следующих сред: мягкой, зрительной, звуковой, тактильной, воздушной [5]. Организация мягкой среды в кабинете педагога психолога - это наличие кресла-груши и мягких модулей [7, c. 53]. Организация звуковой среды - наличием различных музыкальных инструментов (колокольчиков, бубнов, маракасов, металлофона), звенящих мячей, дидактического пособия «шумовые коробки», музыкальных игрушек и музыкальной шкатулки. Для прослушивания музыкальных композиций могут быть беспроводные наушники. Для организации зрительной среды рекомендовано наличие разноцветных пуговиц, прищепок и камешков, яркого наглядного дидактического материала, игрушками из различных материалов, аквалампы и светового диско-шара. Для развития тактильной чувствительности может быть организовано место для игр с песком и водой, «сенсорными коробками», наполненные крупами (пшеном, гречкой, рисом фасолью), массажные мячи, щетки и дорожки, изготовлены тактильные панели и бизиборды. Организация воздушной среды  наличием вентилятора и аромалампы.

3. Включение сенсорно-интегративных стратегий в образовательный процесс. Как справедливо указывается в методических рекомендациях Минского областного ЦКРОиР, сенсорная интеграция не должна быть отдельным занятием, а должна быть вплетена в повседневную деятельность [4]. Например:

  • Для развития вестибулярной и проприоцептивной систем используются упражнения на балансировочных досках, раскачивание в гамаке, перекатывание на фитболе, игры с толканием и тяганием.
  • Для стимуляции тактильной системы широко применяются игры с песком, крупами, кинетическим песком, водой, тестом для лепки.
  • Для регуляции слуховой системы используются шумоподавляющие наушники, аудиозаписи с звуками природы, игры на различение звучащих игрушек.

Таким образом, используя метод сенсорной интеграции, необходимо учитывать, что именно в совместной деятельности различных сенсорных систем имеется объективный порядок постоянных взаимосвязей, который включает в себя три основные цепочки: 1. тактильная — проприоцептивная — вестибулярная — зрительная; 2. тактильная — слуховая — зрительная; 3. тактильная — вкусовая — обонятельная — зрительная.

Использование метода сенсорной интеграции имеет ряд преимуществ:

  • Повышается уровень саморегуляции: снижается частота и интенсивность нежелательного поведения, вызванного сенсорной перегрузкой.
  • Формируется основа для речевого развития: нормализация тактильного и вестибулярного восприятия стимулирует лепетную и далее — словесную активность.
  • Улучшаются моторные функции: развивается координация, моторное планирование (праксис), что напрямую связано с успехами в бытовой деятельности и обучении.
  • Повышается познавательная активность: ребенок, чья нервная система находится в сбалансированном состоянии, становится более внимательным и мотивированным к освоению нового [2, c. 118; 4, c. 25].

Создание обогащенной и грамотно организованной сенсорной среды, понимание индивидуальных сенсорных профилей детей и целенаправленная работа по нормализации процессов сенсорной обработки позволяют помочь ребенку стать более собранным, спокойным, контактным и открытым для познания мира и обучения. Это ключ к раскрытию его потенциальных возможностей и повышению качества жизни всей семьи.

Сенсорная комната в детском саду представляет собой специально организованное многофункциональное пространство, которое можно условно разделить на две зоны:

  • Зона релаксации (мягкая зона): оборудована мягкими пуфами, коврами, проекторами с медленно меняющимися световыми эффектами («зеркальный шар», «световой дождь»), приборами для ароматерапии и релаксационной музыки. Эта зона направлена на снятие психоэмоционального напряжения, снижение тревожности и страхов.
  • Зона активации (активная зона): включает в себя оборудование для стимуляции вестибулярного и проприоцептивного аппарата: сухой бассейн, балансировочные доски, массажные мячи и дорожки. Данная зона предназначена для развития моторного планирования, координации, баланса и тактильной чувствительности.

Работа в сенсорной комнате строится на основе индивидуального и подгруппового подхода. На начальном этапе проводится диагностика, включающая наблюдение за ребенком в свободной деятельности, анкетирование родителей и использование стандартизированных методик. Это позволяет выявить зоны сенсорных трудностей: тактильная защита, непереносимость определенных звуков и т.д.

На основе диагностики составляется индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий. Приведем примеры упражнений:

  • Для детей с тактильной гиперчувствительностью: Игры в сухом бассейне, поиск «кладов» в крупе, использование тактильных мешочков. Это способствует постепенной десенсибилизации и нормализации тактильного восприятия.
  • Для детей с вестибулярными нарушениями: упражнения на балансировочной доске, ходьба по массажной дорожке. Данные виды активности улучшают чувство равновесия.
  • Для детей с трудностями саморегуляции: сеансы в зоне релаксации с использованием медленного меняющегося света и успокаивающей музыки. Техника «звездного неба» (проекция на потолок) помогает снизить уровень тревожности и агрессии.

Важным принципом является «направляемый ребенок» – мы следуем за его интересами, мягко направляя активность в нужное русло, создавая ситуацию успеха и мотивации.

Таким образом, сенсорная интеграция представляет собой не просто набор методик, а целостную научно обоснованную систему. Опираясь на накопленный в Беларуси опыт, можно утверждать, что данный подход формирует физиологически выверенную и высокоэффективную модель коррекционно-развивающей работы. Эта модель позволяет не просто нивелировать отдельные трудности, а запустить механизмы целостного развития личности ребенка с ОПФР, раскрывая его уникальный потенциал.

В этом контексте сенсорная комната выступает ключевым ресурсом психолого-педагогического сопровождения. Ее системное использование позволяет заложить прочный базис для всех последующих этапов развития ребенка. Поэтому интеграция возможностей сенсорной комнаты в образовательный процесс является не просто инструментом, а стратегическим направлением для повышения качества как инклюзивной практики, так и развивающего образования в целом.

 

Список использованной литературы

  • Айрес, Э. Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Д. Айрес. – М. : Теревинф, 2009. – 210 с.
  • Захарова, Ю. В. Коррекция сенсорных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ЦКРОиР / Ю. В. Захарова // Аутизм: проблемы и решения: сб. науч. ст. / под ред. С. С. Габрук. – Минск : БГПУ, 2021. – С. 110–121.
  • Использование оборудования сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми с ОПФР / О.П. Сачек [и др.] // Дэфекталогія. – 2018. – № 5. – С. 52–58. 
  • Методические рекомендации по организации работы с детьми с ОПФР на основе сенсорно-интегративного подхода / Минский областной ЦКРОиР. – Минск, 2021. – 35 с.
  • Миненкова, И. Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития / И. Н. Миненкова // Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие / С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. — Минск : БГПУ, 2007. — С. 86−92.
  • Практикум по сенсорной интеграции для дефектологов: методические рекомендации / сост. Л.М. Ковальчук. – Минск : МГОО ЦКРОиР, 2022. – 48 с.
  • Рогатникова, А. Ф. Основы специального образования : учеб.-метод. пособие / А. Ф. Рогатникова. – Минск : БГПУ, 2019. – 156 с.
  • Садовская, Ю. Е. Нарушение сенсорной обработки и диспраксии у детей дошкольного возраста: дис. … д-ра. мед. наук : 14.01.08 ; 14.01.11 / Ю.Е. Садовская ; ФГУ «Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии». – М., 2011. – 255 с.