XII Международная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

УДК 376.1

Соколовская М.А.

учитель-дефектолог ГУО «Детский сад № 64 г. Гродно»

Фомина О.В.

старший преподаватель УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»,  г. Гродно, Республика Беларусь

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕНЕРАТИВНЫХ НЕЙРОСЕТЕЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

 

Аннотация. В статье раскрывается понятие «генеративные нейросети», описывается потенциал генеративных нейросетей для обеспечения диагностической, методической, коррекционно-педагогической, организационной деятельности учителя-дефектолога. Приводится алгоритм формулирования промпта для генерирования требуемых изображений.

Ключевые слова: искусственный интеллект, генеративные нейросети, учитель-дефектолог, промпт.

USING GENERATIVE NEURAL NETWORKS IN THE WORK OF A DEFECTOLOGIST TEACHER

Abstract. The article discloses the concept of «generative neural networks», describes the potential of generative neural networks to provide diagnostic, methodological, correctional, pedagogical, organizational activities of a teacher-defectologist. An algorithm for formulating the wash to generate the desired images is provided.

Key words: artificial intelligence, generative neural networks, defectologist teacher, promрt.

Искусственный интеллект (далее – ИИ) определяется как способность технической системы имитировать когнитивные функции человека и получать при выполнении конкретных практически значимых задач обработки данных результаты, сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека [1]. По функциональности и способу работы, области применения выделяют различные виды ИИ. В данной статье мы обратим внимание на генеративную нейросеть, тип искусственной нейросети, предназначенной для создания новых данных (изображение, тексты, музыка, видео и др.). Интерес к генеративным нейросетям неслучаен, обусловлен возрастными, типологическими и индивидуальными особенностями детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР), в работе с которыми использование наглядных материалов не просто увлекает обучающихся, а является одним из ведущих принципов работы. Генеративные нейросети относятся к ограниченному виду ИИ, поскольку могут решать только конкретные задачи, позволяют создавать изображения по текстовому описанию, изменять их стиль, обрабатывать и улучшать качество иллюстраций. Среди основных преимуществ использования генеративных нейросетей отметим следующее:

–          доступность сервисов: нейросети работают через специальные приложения или чат-боты (DALL·E, StyleGAN, Generative Pre-trained Transformer – GPT, BigGAN и др.). Многие из них бесплатные, не требующие специальных навыков для использования, интуитивно понятные в использовании, русифицированные;

–          экономия времени и ресурсов: не нужно обращаться к графическим дизайнерам, чтобы получить нужную картинку, достаточно подробно описать требуемое изображение; часто сгенерировать изображение с помощью нейросети быстрее, чем найти что-то подходящее в интернете;

–          высокое качество получаемых изображений: генерируемые картинки сохраняются в достаточно высоком разрешении, что позволяет печатать их на большом формате без потери качества рисунка;

–          единый стиль серии изображений: возможность создания множества картинок, выполненных в одной стилистике. Единую стилистику можно сохранить через дублирование части промпта при создании изображения, или через указание художественной направленности (например, в запросе указать мультипликационный стиль, контурный стиль и т.д.);

–          бесконечное число вариаций изображения: повторять генерацию по промпту можно множество раз, каждый раз получая новое изображение, таким образом можно получить изображение, которое в максимальной степени соответствует запросу педагога.

Наряду с перечисленным важно отметить, что использование генеративных нейросетей позволяет учитывать типологические особенности обучающихся, расширять возможности предъявления учебной информации. Особенно ценным для учителя-дефектолога является возможность задавать такие условия промпту, которые в полной мере учитывают особенности разных групп обучающихся. Например, для детей с нарушениями зрения можно генерировать увеличенные контрастные изображения, с преобладанием желтого, зеленого, оранжевого цветов, с прорисованной линией по контуру, без мелких, отвлекающих деталей.  А для детей с трудностями в обучении возможно создавать изображения с простыми формами, яркие, четкие, отражающие реальные предметы, с хорошим контрастом, без дополнительных или минимальным количеством дополнительных деталей. Таким образом в рамках одного урока или занятия, работая с разными нозологическими группами учащихся с ОПФР, у учителя есть возможность использовать одну наглядность, но оформленную в соответствии с типологическими и индивидуальными потребностями обучающихся.

Рассмотрим возможности использования генеративных нейросетей в различных направлениях работы учителя-дефектолога.

Диагностическая деятельность является начальным этапом осуществления коррекционно-педагогической работы. Несмотря на наличие большого числа диагностических материалов, зачастую педагогу приходится самостоятельно искать материал, ведь что-то из представленного в методических пособиях не отражает современную картину мира, что-то не подходит ученикам по возрасту, что-то не учитывает типологические особенности группы детей с ОПФР. В таких случаях использование генеративных сетей позволяет отредактировать исходную картинку или создать собственную.

Организационная деятельность. Использование графических нейросетей поможет в оформлении кабинета при создании интерьерных стикеров, оформлении папок, лотков, органайзеров.

Методическая деятельность. Наглядное оформление материала с помощью ИИ возможно не только для детей, но и педагогов, родителей. Именно красочное, современное оформление материалов (памяток, объявлений, программ, методических рекомендаций и др.) для родителей, педагогов поможет привлечь и удержать внимание взрослых.

Коррекционно-педагогическая деятельность является ведущим направлением работы учителя-дефектолога. Поскольку задачи, решаемые учителем-дефектологом в этот период разнообразны, многогранны и возможности ИИ в этом направлении. Перечислим некоторые: создание карточек-схем артикуляционных укладов, комплексов артикуляционной гимнастики, изображений для пальчиковой гимнастики (например, положение пальцев при выполнении заданий), наглядного материала для автоматизации и дифференциации звуков на всех уровнях речевого материала (от изолированного произношения до автоматизации звуков в связной речи), развития лексико-грамматической стороны речи (к примеру, генерирование изображений для изучения предлогов – книга на столе, мяч под столом, бабочка над цветком, яблоко между ящиками), развития фонематического слуха, отработки слоговой структуры слова, развития связной речи и др.

Для успешной генерации изображения важен правильный запрос, т.е. промпт, который специалист задает сети. Именно его формулировка будет определять, насколько конечное изображение будет учитывать и отражать запросы учителя-дефектолога. Отметим наиболее важные правила создания эффективных промптов и приведем примеры формулирования промпта при генерации изображения для автоматизации звука [с] в предложениях. Звук будем автоматизировать в предложении У Сони на сумке… (перечень слов со звуком [с]), как вариант усложнения: У Сони на салатовой сумке … (перечень слов со звуком [с]).

  • При формулировании промпта надо быть максимально конкретным и точно описывать изображение. Вместо запроса «У Сони на сумке сок, ананас, пояс, бусы, сапоги, салат» корректнее написать «Девочка держит в руках сумку, на которой нарисованы сок, ананас, пояс, бусы, сапоги, салат».
  • Используйте прилагательные при составлении промпта, так объекты, изображенные на рисунке, будут точнее отражать желаемый результат. Дополняем промпт, представленный выше: «Девочка держит в руках салатовую сумку, на которой нарисованы апельсиновый сок, спелый ананас, коричневый пояс, желтые бусы, женские сапоги, зеленый салат».
  • Укажите стиль, если вам нужен определенный художественный стиль (например, реализм, раскраска, аниме, мультипликация и др.). Дополняем наш промпт указанием на мультипликационный стиль.
  • Укажите детали, такие как объекты, окружение, цветовая гамма, наличие или отсутствие фона. Уточняем, что наше изображение должно быть на голубом однотонном фоне.
  • Экспериментируйте: не бойтесь пробовать разные формулировки запроса, каждая новая генерация может дать совершенно разный результат.

Таким образом, получили промпт: «Девочка держит в руках салатовую сумку, на которой нарисованы апельсиновый сок, спелый ананас, коричневый пояс, желтые бусы, женские сапоги, зеленый салат, картинка в мультипликационном стиле, на голубом однотонном фоне». Полученное изображение отличается яркостью, современностью, включает тот материал, который нужен дефектологу на конкретном занятии. Обязательно полученное изображение необходимо проанализировать на предмет его достоверности, соответствия запросу, реальности полученной картинки [2].

Таким образом, использование генеративных нейросетей в работе учителя-дефектолога представляет собой перспективное направление и в руках современного педагога может способствовать повышению качества и эффективности работы в различных направлениях.

Список использованной литературы:

1.         Галагузова, М. А.  Искусственный интеллект в педагогике: от понятия к функции / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Штинова [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. – 2024. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-v-pedagogike-ot-ponyatiya-k-funktsii (дата обращения: 21.10.2025).

2. Методические рекомендации по использованию технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе учреждений общего среднего образования: постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02 июля 2025 г. – URL: https://adu.by/images/2025/07/09/1455_08_07_2025_IMP_II.pdf (дата обращения 22.10.2025 г.).