XII Международная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

УДК 376

Филимонова Д.М.

воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 113 «Ветерок», г. Архангельск, Россия

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕНЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы развития эмоционального интеллекта дошкольников с задержкой психического развития и поведенческими нарушениями. Анализируются труды отечественных исследователей по проблеме формирования эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. Аргументируется возможность использования творческой деятельности как средства развития эмоционального интеллекта данной категории детей.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, творческая деятельность, задержка психического развития, поведенческие нарушения

Filimonova D.M.

CREATIVE ACTIVITY AS A MEANS OF DEVELOPING EMOTIONAL INTELLIGENCE IN PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION AND BEHAVIORAL DISORDERS

Abstract. This article discusses the development of emotional intelligence in preschoolers with mental retardation and behavioral disorders. The works of Russian researchers on the problem of forming the emotional and volitional sphere of preschool children are analyzed. The possibility of using creative activity as a means of developing the emotional intelligence of this category of children is argued.

Keywords: emotional intelligence, creative activity, mental retardation, behavioral disorders

УДК 376

Филимонова Д.М.

воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 113 «Ветерок», г. Архангельск, Россия

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕНЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы развития эмоционального интеллекта дошкольников с задержкой психического развития и поведенческими нарушениями. Анализируются труды отечественных исследователей по проблеме формирования эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. Аргументируется возможность использования творческой деятельности как средства развития эмоционального интеллекта данной категории детей.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, творческая деятельность, задержка психического развития, поведенческие нарушения

Filimonova D.M.

CREATIVE ACTIVITY AS A MEANS OF DEVELOPING EMOTIONAL INTELLIGENCE IN PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION AND BEHAVIORAL DISORDERS

Abstract. This article discusses the development of emotional intelligence in preschoolers with mental retardation and behavioral disorders. The works of Russian researchers on the problem of forming the emotional and volitional sphere of preschool children are analyzed. The possibility of using creative activity as a means of developing the emotional intelligence of this category of children is argued.

Keywords: emotional intelligence, creative activity, mental retardation, behavioral disorders

В настоящее время при организации работы специалисты уделяют все больше внимания всестороннему развитию личности. Если ранее на практике делался акцент преимущественно на когнитивные процессы, то сегодня общество понимает всю важность совершенствования не только познавательных процессов, но и эмоциональной составляющей.

Эмоциональный интеллект формируется с раннего детства и развивается на протяжении всей жизни. Жизнь тесно связана с эмоциями и чувствами, и человек, обладающий низким уровнем развития эмоциональной грамотности, будет испытывать немалые трудности для интеграции в общество. Именно поэтому в федеральных документах Министерством науки и высшего образования Российской Федерации отражена цель, заключающаяся в развитии гармонически развитого поколения.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) основными задачами обучения и воспитания являются:

  • защита здоровья детей и обеспечение их эмоционального благополучия;
  • организация условий, направленных на совершенствование способностей и творческого потенциала личности [1].

В Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) цель достигается посредством решения следующих задач:

  • приобщением подрастающего поколения к основополагающим ценностям народа России: гуманность, человеколюбие, взаимоуважение и помощь, братство народа, превозношение духовного мира над материальным;
  • формированием условий, направленных на развитие личностных и нравственных качеств, художественно-творческих способностей и детской инициативности;
  • реализация психолого-педагогической поддержки и повышение информированности родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования и воспитания детей [2].

Отечественные исследователи (Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн и др.) отмечают необходимость целенаправленной работы по формированию и развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и поведенческими нарушениями.

Для данной категории детей характерны эмоциональная нестабильность и лабильность, что напрямую связано с мозговыми дисфункциями. Невозможность интерпретировать собственные эмоциональные состояния и состояния других людей приводит к негативным поведенческим проявлением: агрессии, раздражительности, возбудимости [3].

А.Р. Лурия в своих трудах подчеркивает, что эмоциональная незрелость и низкий уровень саморегуляции имеют взаимосвязь с замедленным развитием познавательной деятельности [4].

Трудности с пониманием эмоциональных реакций влекут за собой проблемы с вербальными навыками. В.В. Лебединский указывает, что несформированность вербальных навыков у дошкольников с задержкой психического развития оказывает негативное влияние на формирование эмпатии и способности к взаимоотношениям с окружающими [5].

Существует множество коррекционно-развивающих программ, направленных на развитие эмоционального компонента данной категории детей. Наиболее доступным для реализации является творческая деятельность в различных формах: театрализованная игра, музыкальная и изобразительная деятельность, проектный метод. Также актуально привлечение членов семьи для гармонизации внутрисемейных отношений и формирования эмоциональной отзывчивости с наиболее близкими людьми.

При организации творческой деятельности педагогу доступны несколько форм воздействий на группу детей:

Под первой группой понимаются действия, направленные на актуализацию чувств воспитанников в процессе реализации деятельности;

Во вторую группу включены действия, ориентированные на помощь в распознавании, понимании и проявлении эмоциональных реакций в процессе творчества;

К третьей группе относят действия, нацеленные на побуждение детской инициативности в интеллектуальных, речевых и имитационных процессах [6].

Зеньковский В.В. отмечает, что театрализованные игры оказывают положительное воздействие на формирование детской саморегуляции, а также способствуют формированию коммуникативных навыков, повышению уверенности в себе, проявлению своего творческого потенциала и развитию компонентов эмоционального интеллекта [7].

Выдающийся психолог и профессор, Запорожец А.В., изучал воздействие художественно-эстетической деятельности на развитие эмоциональной составляющей детей. Исследователь акцентирует внимание на том, что детское творчество способствует развитию эмоциональных представлений и совершенствует чувственную выразительность. Помимо этого, у детей происходит формирование важнейшего компонента эмоционально интеллекта – способности к распознаванию и соотнесению собственных эмоций с эмоциями окружающих [8].

В своих работах Урунтаева Г.А. подчеркивает, что продуктивная деятельность оказывает воздействие на формирование личности ребенка, приобретению его деятельности результативного и целенаправленного характера. У детей, занимающихся творчеством, более ярко выражены такие качества, как трудолюбие, самостоятельность, инициативность, ответственность за результат своей работы [9].

Музыкальная деятельность как самостоятельная единица и как элемент творческого процесса выступает источником позитивных переживаний ребенка, создает новые творческие требования и потребность в их осуществлении, организует возможности социальной адаптации[10].

Еще одной формой творческой деятельности является метод проектов. Согласно Пахомовой Н.Ю., данный метод состоит из трех этапов: погружение в тему, осуществление деятельности, демонстрация итогового продукта.

Погружение в тему, актуализация поставленной проблемы и поиск вариантов ее решения позволяет «запустить» познавательные процессы воспитанников, учат рассуждать и вступать в диалог.

На этапе осуществления деятельности у детей развиваются такие компоненты, как инициативность, взаимоуважение, ответственность, творческое мышление.

Презентация результатов формирует способность адекватно оценивать итоговый продукт, учит давать корректную оценку другим людям, способствует развитию эмпатии и саморегуляции, мотивирует на дальнейшую деятельность.

Особенность метода проектов в группах компенсирующей направленности заключается в том, что помимо включения родителей (законных представителей), воспитателей, музыкального работника, педагога-психолога, в работе принимают активное участие учитель-логопед и учитель-дефектолог [11].

Таким образом, при работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР и поведенческими нарушениями специалистам следует уделять особое внимание не только развитию когнитивных процессов, но и эмоциональной составляющей. Наиболее доступной формой работы с данной категорией детей является творчество, реализующееся в формах музыкальной, изобразительной и проектной деятельности.

Список использованной литературы

  • Федеральный закон от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Официальный интернет-портал. – 2013. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 24.09.2025).
  • Федеральный закон от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» // Официальный интернет-портал. – 2022. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/ (дата обращения: 24.09.2025).
  • Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 1968. – 464 с.
  • Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. - М. : Академия, 2013. - 384 с.
  • Первичко, Е. И. Стратегии регуляции эмоций: процессуальная модель Дж. Гросса и культурно-деятельностный подход / Е. И. Первичко. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1. –
    с. 39–51.
  • Карелина, И. О. Развитие эмоциональной сферы детей в дошкольной образовательной организации / И. О. Карелина. – Прага : Sociosfera-CZ, 2017. – 122 с.
  • Зеньковский, В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский. – М. : Академия, 1996. – 346 с.
  • Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. Том 1. Психическое развитие ребенка / А. В. Запорожец. – М. : Педагогика, 1986. – 320 с.
  • Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. – М. : Академия, 2001. – 336 с.
  • Медведева, Е. А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Е. А. Медведева. – М. : Академия, 2002. – 224 с.
  • Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова, - М. : АРКТИ, 2005. - 112 с.