XII Международная научно-практическая конференция
«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:
опыт, проблемы, перспективы»
УДК 376.1
Филимонова Н.Н.
Учитель-дефектолог Средней школы №16 г. Лиды имени П.М. Машерова, г.Лида, Республика Беларусь
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕСТИБУЛЯРНЫХ ОЩУЩЕНИЙ
Аннотация. В статье представлен опыт работы по формированию социально-коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра через использование вестибулярных ощущений.
Ключевые слова: формирование, дети с расстройствами аутистического спектра, социально-коммуникативные навыки, упражнения, вестибулярные ощущения.
Filimonava N.N.
THE SYSTEM OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION IN ORGANIZING PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR STUDENTS WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS
Abstract. This article presents an experience of developing social and communicative skills in children with autism spectrum disorders using vestibular sensations.Keywords: development, children with autism spectrum disorders, social and communicative skills, exercises, vestibular sensations.
С каждым годом наблюдается рост числа детей, у которых диагностируются расстройства аутистического спектра (далее - РАС). У детей с РАС обычно слабо выражена потребность в социальном взаимодействии. Они часто проявляют замкнутость, демонстрируют недостаточную или вовсе отсутствующую эмоциональную отзывчивость, даже по отношению к близким людям. Характерными для них являются трудности в обработке зрительной и слуховой информации, настороженность или страх перед новизной, склонность к стереотипным действиям, однообразному поведению. Развитие речевых навыков у таких детей также имеет специфические особенности. Основной из характерных черт детей с РАС считается затруднённая переработка сенсорной информации, что мешает им успешно выполнять действия, соотнося их с внешними стимулами. Недостаточное восприятие сигналов из окружающей среды не позволяет формировать целостное представление о окружающем и о своём месте в нём. Сниженная способность к взаимодействию с внешним окружением оказывается препятствием на пути к социальной адаптации.
Работа коррекционно-педагогической направленности с детьми с расстройствами аутистического спектра на основе принципов сенсорной интеграции оказывает положительное влияние на развитие способности к обработке сенсорных стимулов. Это содействует формированию у ребёнка умений преобразовывать внешние ощущения в осознанные действия, адекватно реагировать на происходящее вокруг и координировать своё телесное поведение в соответствии с воспринимаемой информацией. Такие навыки играют ключевую роль в процессе адаптации и включения ребёнка с РАС в социальную среду. Из практического опыта можно отметить, что развитие коммуникативных навыков у учащихся с расстройствами аутистического спектра требует особого подхода, в котором должны быть учтены особенности их сенсорного восприятия. В процессе работы с детьми данной категории мною были разработана серия упражнений, направленных на формирование указательного жеста, развитие навыков постановки и понимания вопросов. Данные упражнения эффективно влияют на развитие социально-коммуникативных навыков у детей с РАС. Особенностью этих упражнений является использование вестибулярных ощущений, которые помогают ребенку точнее воспринимать и усваивать информацию, активизируют внимание и включенность в процесс.
Предлагаю познакомиться с практическими упражнениями, которые я применяю в работе с учащимися с РАС.
Формирование указательного жеста через использование вестибулярных ощущений
Упражнение «Да-нет»
Цель: формирование указательного жеста, развитие умения отвечать на вопрос.
Инструкция: «Я буду задавать тебе вопрос, если ответ да - укажи пальцем на картинку, если нет - нанизывай колечко на конус». Во время упражнения учащийся стоит на балансировочной подушке.
Упражнение «Цветной след»
Цель: формирование указательного жеста, развитие слухового восприятия.
Инструкция: Ребёнок становится на балансировочную подушку. Педагог произносит вслух последовательность цветов, например: «красный, синий, жёлтый». После этого ребёнку нужно внимательно вспомнить и показать указательным пальцем правой руки на конусы соответствующих цветов, расположенные перед ним, соблюдая порядок, в котором они были названы. Затем рука меняется - задание выполняется левой рукой. Очерёдность рук можно чередовать в каждом новом раунде.
Дополнительные задания:
Для повышения сложности можно увеличивать количество цветов в последовательности или произносить их быстрее.
Упражнение «Логические ряды»
Цель: формирование указательного жеста, развитие логического мышления.
Инструкция: Перед учащимся карточка с изображениями различных предметов, учитель задает вопрос: «выбери колючее, но не животное и не дерево» (на карточке ёлка, кактус, ёж, шляпа). Учащийся должен указать пальцем на соответствующий предмет (кактус). Упражнение повторяется с другими карточками.
Упражнение «Соблюдение последовательности»
Цель: формирование указательного жеста, развитие слухоречевой памяти.
Инструкция: Расставь кубики в той последовательности, которую я назову: красный, зеленый, синий, желтый. Правой рукой поставь зеленую свечку на красный кубик и т.д. Укажи на красный кубик, укажи на желтую свечку. Можно усложнить инструкцию: «правой рукой укажи на красный кубик, а левой рукой на красную свечку».
Формирование умения отвечать и задавать вопрос через использование вестибулярных ощущений
Упражнение «Спроси правильно»
Цель: формирование и развитие у учащегося навыков постановки вопросов: «Что это?», «Кто это?»
Инструкция: Ребёнок по очереди выполняет шаги по ортопедическому коврику, держа в руках гимнастическую палку. После каждого шага он задаёт вопрос - «Что это?» или «Кто это?» - в зависимости от ситуации или предмета, показанного или названного педагогом. Если педагог даёт правильный ответ, ученик берёт кольцо, нанизывает его сначала на гимнастическую палку, а затем переносит и надевает на конус. Упражнение продолжается до тех пор, пока не дойдет до конца моторной дорожки. На моторной дорожке встречаются такие препятствия: балансировочная подушка, ступенька, ортопедические коврики с различными поверхностями.
Упражнение «Спроси правильно»
Цель: формирование и развитие у учащегося навыков постановки вопросов: «Что делает?» (настоящее время), «Что сделал?» (прошедшее время)
Инструкция: Педагог показывает карточку с изображением действия (например, человек рисует). Говорит: «Спроси меня». Ребёнок формулирует вопрос, используя нужную конструкцию: «Что делает человек?» или «Что сделал человек?». Педагог даёт ответ. Он может быть правильным или специально неправильным. Например, на картинке человек рисует, а педагог отвечает: «Он поёт». Ребёнок должен определить, верен ли ответ, и, если нужно, исправить педагога. Затем учащийся снимает футбольную фишку с конуса, нанизывает ее на гимнастическую палку и продевает фишку на другой конус (очередность рук может меняться).
Дополнительные задания: попросите ребёнка придумать своё действие и показать его, чтобы педагог задал вопрос. Использовать сразу два действия: «Что сделал и что делает?». Показ карточек в быстром темпе, чтобы ребёнок реагировал на изменения.
Упражнение «Вопросы в равновесии»
Цель: закрепление умения различать типы вопросов и правильно на них отвечать: «Кто?», «Что делает?», «Кого?», «Чем?».
Инструкция: Ребёнок встает на балансировочную подушку и читает вслух предложение с карточки. Сохраняя равновесие, он должен наклониться и собрать это предложение из фишек фразового конструктора. После того как предложение собрано, педагог задаёт уточняющие вопросы по его структуре: «Кто?», «Что делает?», «Кого?», «Чем?». Учащийся отвечает на каждый вопрос, глядя на составленное предложение. После завершения одного раунда педагог и ученик меняются ролями: теперь ученик задаёт вопросы, а педагог собирает предложение.
Дополнительные задания: можно варьировать сложность предложений. Разрешается использовать таймер для повышения концентрации.
Упражнение «Лови вопрос»
Цель: формирование умения задавать вопрос «Что делает?».
Инструкция: Педагог показывает ребёнку карточку с изображением какого-либо действия. «Посмотри внимательно на картинку и задай мне вопрос: Что делает?». После того как ребёнок задаёт вопрос, педагог даёт ответ. Ответ может быть правильным или специально путаным, чтобы стимулировать размышление. Затем педагог бросает мяч ученику. Ребёнок должен поймать мяч той рукой, которой ему его бросили, и вернуть обратно. После этого он нажимает ногой (той же стороны, что и рука, ловившая мяч) на балансировочную кочку. Упражнение повторяется, чередуя руки и ноги.
Дополнительные задания: увеличить количество карточек в серии. Ввести новые типы вопросов после освоения базового: например, «Кто делает?», «Где делает?», «Когда делает?». Педагог может отвечать быстро, медленно, с ошибками - чтобы ребёнок учился концентрироваться и анализировать.
Упражнение «Удержи и спроси»
Цель: формирование умения конкретизировать вопрос в зависимости от ответа.
Инструкция: Ребёнок становится на балансировочную подушку. На его правую руку надеты кольца, и этой же рукой он прижимает к стене балансировочную кочку, удерживая её в равновесии. Педагог произносит вслух короткий ответ (например, «Я люблю есть клубнику», «Мой День Рождения 12 марта). Услышав ответ, ребёнок должен придумать и вслух сформулировать подходящий вопрос, например: «Когда у тебя День Рождения??» или «Что ты любишь есть?». Если вопрос задан правильно, он аккуратно снимает одно кольцо с руки и надевает его на ближайший конус, стараясь при этом не уронить кочку со стены. Задание продолжается до тех пор, пока все кольца не будут перенесены на конус. При необходимости можно менять руку или усложнять ответы для повышения уровня задания.
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра сложный и многогранный процесс, требующий индивидуального и комплексного подхода. Использование вестибулярных ощущений в сочетании с речевыми упражнениями способствует лучшему усвоению материала и повышает мотивацию ребёнка к общению.
Разработанные мною упражнения направлены на формирование ведущих навыков - указательного жеста, постановки и понимания вопросов, развития логического и слухоречевого мышления - и доказали свою эффективность в работе с детьми. В дальнейшем я планирую расширять и дополнять этот комплекс упражнений, чтобы ещё более полно охватить потребности детей с расстройствами аутистического спектра.
Данные упражнения могут быть полезны и использованы в работе учителей-дефектологов, педагогов-психологов, нейропсихологов и других специалистов, которые работают с детьми с РАС. Только совместными усилиями мы можем улучшить качество жизни этих детей, способствовать их социализации и развитию.
Список использованной литературы
- Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес ; [пер. с англ. Ю. Даре]. – М. : Теревинф, 2009. – 272 с.
- Аппе, Ф. Введение в психологическую теорию аутизма / Ф. Аппе ; пер. с англ. Д. В. Ермолаев. – М. : Теревинф, 2006. – 216 c.
- Змушко, А. М. Социальная адаптация лиц с особенностями психофизического развития в социокультурном контексте / А. М. Змушко // Спецыяльная адукацыя. – 2008. – № 1. – С. 4–9.