XII Международная научно-практическая конференция
«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:
опыт, проблемы, перспективы»
УДК-1174
Чупикова О.В.
учитель-дефектолог государственного учреждения образования «Базовая школа № 11 имени С.П. Кулакова г. Полоцка», г. Полоцк, Республика Беларусь
РАЗВИТИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ЧЕРЕЗ ВИЗУАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ И СОЦИАЛЬНЫЕ СХЕМЫ.
Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы, направленные на улучшение понимания прочитанного текста у детей с расстройством аутистического спектра. Использование визуальной поддержки, такой как картинки, пиктограммы и схемы, а также социальных схем, которые помогают структурировать социальные ситуации и взаимосвязи. Основное внимание уделяется тому, что визуальная поддержка облегчает процесс чтения, способствует развитию навыков интерпретации и понимания смысла, а социальные схемы помогают детям ориентироваться в коммуникативных и социальных контекстах, что расширяет возможности для успешного обучения.
Ключевые слова: чтение, расстройства аутистического спектра, визуальная поддержка, социальные схемы.
Chupikova O.V.
DEVELOPING COMPREHENSION READING IN CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER THROUGH VISUAL SUPPORT AND SOCIAL STORIES.
Abstract. The article examines methods and approaches aimed at improving reading comprehension in children with autism spectrum disorder. It discusses the use of visual supports, such as pictures, pictograms, and diagrams, as well as social stories, which help structure social situations and relationships. The main focus is on how visual supports facilitate the reading process, promote the development of interpretation and comprehension skills, and how social stories help children navigate communicative and social contexts, thereby expanding opportunities for successful learning.
Keywords: reading, autism spectrum disorders, visual support, social schemas.
Для многих людей чтение представляется естественным процессом, однако, это гораздо больше, чем просто расшифровка букв и формирование слов. Это ключ к огромному миру знаний, и полноценного участия в общественной жизни. Для большинства людей этот процесс кажется само собой разумеющимся, но дети с расстройством аутистического спектра (далее РАС) сталкиваются с серьёзными трудностями в понимании текстов. Для них этот процесс выраженных проблем в социальном взаимодействии и коммуникации, в понимании скрытых смыслов, эмоций и мотивов, присутствующих в литературных произведениях, представляет собой сложную задачу.
В отличие от нормотипичных детей, которые интуитивно распознают подтекст и иронию, дети с РАС склонны к буквальному восприятию информации. Даже если учащийся безупречно владеет техникой чтения, ему бывает сложно уловить суть текста, извлечь из него смысл и установить связь с реальным миром. Их внимание фокусируется на конкретных деталях — отдельных словах и фразах, что препятствует формированию целостного представления о сюжете. Это связано с особенностями когнитивных процессов, где приоритет отдаётся конкретным элементам, а взаимосвязи и контекст остаются в не зоны внимания. Трудности в абстрактном мышлении и обобщении знаний также играют важную роль. Связывание прочитанного с личным опытом, необходимое для глубокого понимания, оказывается затруднительным. Метафоры, аллегории и другие художественные приёмы обогащающие язык и придающие тексту многословность, воспринимаются буквально, что существенно ограничивает возможность полноценной интерпретации. В результате даже простые истории могут оставаться непонятными, а сложные произведения — недоступными для восприятия. Особую сложность представляет понимание эмоционального состояния персонажей: сопереживание, радость, грусть, страх. Вместо того, чтобы погрузиться в историю и почувствовать её атмосферу, ребёнок с РАС может зациклиться на деталях сюжета, не понимая общей картины [2].
Понимание художественного текста - это не просто расшифровка слов, требующая знания языка, но и умение уловить скрытый смысл, представить себя на месте героев и проанализировать их поступки. Для детей с РАС этот процесс вызывает значительные затруднения.
Одними из ключевых сложностей являются сенсорные особенности, характерные для многих детей с РАС. Повышенная чувствительность к свету, звукам, тактильным ощущениям, может вызвать сенсорную перегрузку, когда из-за слишком большого количества раздражителей ребенок испытывает дискомфорт и стресс. Это снижает концентрацию внимания и приводит к быстрой утомляемости при чтении, что дополнительно ограничивает эффективность работы с текстом.
Преодоление этих барьеров требует индивидуального подхода и специальных методик. Одним из эффективных инструментов является визуальная поддержка — использование схем, таблиц, картинки, которые помогут ребёнку структурировать информацию и установить связи между событиями. Данные схемы, представляющие структурированные модели социальных ситуаций, которые служат своеобразным “переводчиком” человеческих взаимоотношений, облегчает ребёнку понимание мотивов и намерений персонажей.
Важно стимулировать размышления о мотивах персонажей, их чувствах и последствиях, действий, задавая наводящие вопросы. Чтение вслух с последующим обсуждением, а также использование интерактивных игр и заданий, направленных на развитие понимания прочитанного, могут значительно облегчить процесс освоения текстовой информации и открыть для детей с РАС двери в увлекательный мир литературы.
Визуальная поддержка играет ключевую роль в компенсации трудностей восприятия у детей с РАС, так как она:
- обеспечивает наглядное представление информации, упрощая процесс обработки текста, снижая когнитивную нагрузку;
- помогает структурировать и организовывать содержание, делая его более понятным через использование пиктограмм, иллюстраций и схем, которые облегчают понимание и запоминание;
- поддерживает развитие визуального мышления, которое у многих детей с РАС развито лучше, чем вербальное восприятие, что позволяет им лучше усваивать информацию через визуальные образы;
- способствует снижению когнитивной нагрузки и повышает мотивацию к чтению, так как визуальные элементы делают процесс более интересным и менее утомительным;
- помогают удерживать внимание на тексте и уменьшают отвлекаемость.
Использование визуальной поддержки при работе с текстом способствует обеспечению равного доступа к образованию и информации для детей с РАС. Она направлена на формирование у детей навыков самостоятельного смыслового восприятия и критического мышления. Это содействует не только академическому прогрессу, но и развитию эмпатии, навыков коммуникации и взаимодействия, что имеет большое значение для гармоничного включения ребёнка в общество.
Визуальная поддержка и чёткая структура информации создают предсказуемую и понятную среду для ребёнка, что снижает уровень тревожности и помогает чувствовать себя безопасно. Это тесно связано с заботой о психологическом благополучии детей с РАС [3, с. 22].
При работе с текстом можно использовать социальные схемы. Это упрощённые модели социальных ситуаций, которые помогают детям с РАС понять и предсказать поведение других людей, а также интерпретировать прочитанный текст с учётом социальных контекстов. Это формирует структурированное понимание последовательности событий, ролей и норм поведения, что облегчает осмысление сюжетных линий и позволяет ориентироваться в социальных взаимодействиях персонажей. Использование социальных схем способствует развитию таких важных навыков, как эмпатия, мышление, которые необходимы для интерпретации мотивов и эмоций персонажей. Таким образом, социальные схемы помогают ребёнку с РАС не только лучше понять текст, но и улучшить свои навыки социального взаимодействия в реальной жизни.
Представьте себе схему, где изображены роли участников диалога, их возможные действия и реакции. Такая визуализация позволяет ребёнку предсказать, что произойдет дальше, понять невербальные сигналы и интерпретировать скрытые смыслы. Социальные схемы формируют чёткое представление о последовательности событий, нормах поведения и ожиданиях в различных ситуациях. Это, в свою очередь, облегчает осмысление сюжетных линий в книгах и даже повседневных взаимодействиях. Ребенок начинает анализировать, задавать вопросы, а не просто следить за развитием событий.
Карточки с изображениями, символы, пиктограммы помогают детям лучше понять эмоциональные и социальные ситуации, облегчая коммуникацию и формирование положительного опыта взаимодействия.
Таким образом, интеграция визуальных средств и социальных схем в обучении становится эффективным подходом для преодоления барьеров смыслового восприятия у детей с РАС. Визуальная поддержка, такая как пиктограммы, графики, и наглядные пособия, создают конкретные образы, облегчая понимание и запоминание. Социальные схемы в свою очередь, помогают детям ориентироваться в жизненных ситуациях. Они показывают последовательность действий, учат предвидеть возможные последствия поступков и понимать невербальные сигналы, которые зачастую ускользают от их внимания. Благодаря этому, дети лучше понимают, как вести себя в обществе, что способствует более успешному социальному взаимодействию.
Вместо традиционного подхода, ориентированного на вербальное объяснение, учителя и родители, использующие эти инструменты, адаптируют учебный материал под индивидуальные потребности ребенка. Такой персонализированный подход снижает уровень тревожности, повышает мотивацию к обучению и способствует более глобальному и осознанному усвоению информации. В конечном итоге, развитие смыслового восприятия через визуальные социальные схемы открывает детям с РАС двери к полноценной социализации и реализации своего потенциала, несмотря на существующие трудности [1, с. 5].
Использование подобных средств обучения в образовательном процессе является мощным инструментом, позволяющим детям с РАС не только раскрыть секреты литературных произведений, но и увереннее ориентироваться в сложном мире человеческих отношений.
Список литературы
1. Горячева, Т. Г. Расстройства аутистического спектра у детей: монография / Т. Г. Горячева, Ю. В. Никитина. – Москва: «Генезис», 2018. – 168 c.
2. Никольская, О.С. Аутизм и расстройства аутистического спектра / О.С. Никольская. — Москва: Юрайт, 2023. — 295 с.
3. Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – Москва: Теревинф, 2022. – 288 с.
Комментарии