XII Международная научно-практическая конференция
«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:
опыт, проблемы, перспективы»
УДК 159.9
Шмидт А.Ю.
Магистрант, Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия
Буравлева Н.А.
Заведующий кафедрой психолого-педагогического образования, кандидат психологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования психолого-педагогических компетенций родителей, воспитывающих подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Раскрываются теоретические основы, особенности взаимодействия родителей с подростками и педагогами, а также практические подходы к повышению компетенций. Предлагаются рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению, направленному на развитие компетенций родителей, воспитывающих подростков с ОВЗ.
Ключевые слова: родители, подростки с ОВЗ, психолого-педагогические компетенции, поддержка семьи, социализация.
Schmidt A. Y., Buravleva N.A.
FORMATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS RAISING ADOLESCENTS WITH DISABILITIES
Abstract: The article examines the features of the formation of psychological and pedagogical competencies of parents raising adolescents with disabilities. The theoretical foundations, features of parents' interaction with adolescents and teachers, as well as practical approaches to improving competencies are revealed. Recommendations on psychological and pedagogical support aimed at developing the competencies of parents raising adolescents with disabilities are offered.
Keywords: Parents, adolescents with disabilities, psychological and pedagogical competence, family support, socialization.
Современные семьи, воспитывающие подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), сталкиваются со сложностями, связанными с эмоциональной нестабильностью подростка, адаптацией к образовательной среде и социальной интеграцией. Эффективное воспитание требует от родителей специальных знаний, навыков и эмоциональной готовности. Психолого-педагогические компетенции родителей обеспечивают возможность понимать потребности подростка, поддерживать его и взаимодействовать с педагогами и специалистами.
Психолого-педагогические компетенции включают в себя совокупность знаний о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, умений строить доверительное общение, навыков решения конфликтов, а также эмоциональную устойчивость и способность к эмпатии. Для родителей подростков с ОВЗ критически важно понимать специфику развития и потребности своих детей, чтобы создавать условия для их полноценного развития и социализации [1].
Воспитание подростков само по себе является сложной задачей для родителей, так как этот возраст характеризуется повышенной эмоциональностью, стремлением к самостоятельности и поиском личных границ. Подросток часто переживает внутренние конфликты, проявляет протестное поведение, а также испытывает трудности в саморегуляции и взаимодействии со взрослыми. Родителям приходится искать баланс между контролем и доверием, чтобы сохранить контакт с ребёнком и помочь ему пройти этап взросления без серьёзных эмоциональных потрясений.
Однако воспитание подростка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) усложняется ещё больше. Нарушения физического или психического развития, особенности восприятия и мышления, повышенная утомляемость и эмоциональная неустойчивость усиливают трудности в общении и социализации. Родители таких детей сталкиваются с необходимостью постоянной поддержки, адаптации требований, терпеливого объяснения и эмоциональной устойчивости. Всё это требует от взрослых особых знаний, такта и высокой степени включённости в жизнь ребёнка.
Л. С. Выготский отмечал, что структура психического развития ребёнка с отклонениями состоит из первичных и вторичных дефектов. Первичные связаны с органическими повреждениями или нарушениями функций, а вторичные — с задержкой формирования высших психических процессов и ограниченностью социального опыта. Именно эти вторичные дефекты оказывают значительное влияние на личностное и социальное развитие подростка, затрудняя его адаптацию в обществе и формирование самостоятельности [2]. Поэтому задача родителей и специалистов заключается не только в психолого-педагогической компенсации ограничений, но и в создании условий для раскрытия потенциала ребёнка и его успешной интеграции в социум.
Особенность родителей, воспитывающих подростков с ОВЗ, заключается в том, что они часто сталкиваются с эмоциональным выгоранием, тревожностью, чувством вины и социальной изоляцией. Формирование психолого-педагогических компетенций помогает преодолевать эти трудности через развитие навыков конструктивного общения, принятия особенностей ребёнка и сотрудничества с педагогами, психологами и дефектологами. Важную роль в этой ситуации играет создание позитивного эмоционального климата в семье, где подросток ощущает поддержку и понимание.
Практические подходы к повышению психолого-педагогических компетенций родителей включают:
- психолого-педагогическое просвещение через лекции, семинары и вебинары, направленные на углубление знаний родителей о подростках с ОВЗ;
- консультационные встречи индивидуального и группового формата для анализа родительских стратегий, эмоциональной саморегуляции и обучения эффективным методам воспитания;
- тренинги и мастер-классы по развитию навыков взаимодействия и решению конфликтных ситуаций;
- поддерживающие группы, где родители обмениваются опытом, получают эмоциональное содействие и формируют чувство принадлежности к сообществу родителей подростков с ОВЗ;
- индивидуализированные программы сопровождения с учётом особенностей семьи и эмоционального состояния подростка.
Значимую роль в развитии компетенций оказывают специалисты, которые, используя современные технологии, помогают в восстановлении ресурса семьи, развитии эмпатии, навыков конструктивного общения и способности родителей к саморегуляции [3].
Формирование психолого-педагогических компетенций родителей способствует снижению тревожности и эмоционального напряжения в семье [4], укреплению доверительных отношений между родителями и подростком, успешной социализации подростков с ОВЗ, а также повышению готовности родителей к решению сложных задач в деле воспитания. Системная поддержка и практическая подготовка родителей создают условия для гармоничного развития и интеграции подростков с ОВЗ в образовательную и социальную среду. В современной практике происходит все более активное использование дистанционного формата в психолого-педагогическом сопровождении родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Формирование психолого-педагогических компетенций родителей, воспитывающих подростков с ОВЗ, опирается как на классические труды, так и на современные концепции психологии развития и педагогики сотрудничества. Согласно культурно-историческому подходу Л. С. Выготского, развитие личности происходит через взаимодействие и освоение социального опыта в процессе совместной деятельности. Родители, являясь первыми значимыми взрослыми, выступают проводниками ребёнка в социокультурное пространство, а их компетентность напрямую влияет на качество воспитательного процесса.
Личностно-ориентированный подход подчеркивает важность признания уникальности каждого ребёнка и необходимости индивидуального подхода в воспитании. Родители подростков с ОВЗ часто сталкиваются с дефицитом информации о специфике развития, что делает важным систематическое психолого-педагогическое просвещение. Обучение родителей методам позитивного взаимодействия и эмоциональной поддержки способствует гармонизации внутрисемейных отношений и повышению эффективности воспитательных воздействий.
Особую роль играет формирование у родителей метакогнитивных навыков ‒способности осознавать собственные эмоциональные состояния, корректировать модели поведения и использовать стратегии саморегуляции. Эти умения способствуют профилактике эмоционального выгорания и развитию устойчивости к стрессу, что особенно важно при воспитании подростков с особыми образовательными потребностями.
Современные исследования указывают на необходимость интеграции образовательных, медицинских и социальных служб для эффективного сопровождения семьи. Взаимодействие специалистов различных профилей позволяет формировать единую стратегию помощи, где родители выступают активными участниками процесса. Практика показывает, что программы родительского обучения, включающие элементы тренингов и групп поддержки, значительно повышают уровень уверенности родителей и качество их взаимодействия с детьми.
Таким образом, теоретические и практические основы формирования психолого-педагогических компетенций родителей требуют системного подхода, направленного на развитие знаний, умений и личностных качеств, способствующих успешному воспитанию подростков с ОВЗ. Комплексное сопровождение семьи обеспечивает условия для гармоничного развития ребёнка и укрепления психологического здоровья всех её членов [5].
Список использованной литературы
- Лебединский, В. В. Психология аномального развития ребёнка / В. В. Лебединский. – М. : Академия, 2009. – 241 с.
- Выготский, Л. С. Проблема развития и распада высших психических функций / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1983. – 332с.
- Малофеев, Н. Н. Специальное образование в России: современное состояние и перспективы развития / Н. Н. Малофеев. – М. : Просвещение, 2021. — 400 с.
- Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2007. – 122 с.
- Шипицына, Л. М. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студентов вузов / Л. М. Шипицина. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 368 с.
Комментарии