XII Международная научно-практическая конференция
«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:
опыт, проблемы, перспективы»
УДК 376.091.64:004-056.36-053.2
Белявская А.Н., Шевченко О.А.
СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация. В данной статье рассматривается специфика применения цифровых устройств в развитии детей с расстройствами аутистического спектра, их положительное и отрицательное влияние на ребенка, возрастные ограничения и правила предоставления цифровых устройств для лиц с РАС.
Ключевые слова: аутизм, расстройство аутистического спектра, цифровые устройства, дети.
Belyavskaya A.N., Shevchenko O.A.
THE SPECIFICS OF THE USE OF DIGITAL DEVICES IN THE DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS
Abstract. This article examines the specifics of the use of digital devices in the development of children with autism spectrum disorders, their positive and negative effects on the child.
Keywords: autism, autism spectrum disorder, digital devices, children.
На сегодняшний момент человечество уже не представляет свою жизнь без смартфонов, компьютеров и других цифровых устройств, которые значительно упрощают и повышают качество жизни населению. Навыки работы с компьютером усваиваются современным поколением с легкостью, начиная с раннего возраста. Как правило, их привлекает новизна и возможность погрузиться в мир разнообразных, красочных и необычных игр. Сегодня уже не вызывает удивления картина, когда двухлетний ребенок уверенно владеет смартфоном/компьютером.
Как и большинство современных детей, многие дети с аутизмом проявляют большой интерес к цифровым устройствам.
Аутизм – тяжелая форма патологии развития, характеризующееся нарушениями социальных, коммуникативных и речевых функций, а также наличием нетипичных интересов и форм поведения.
Исходя из определения, дети с расстройством аутистического спектра (далее – РАС) испытывают трудности в общении, поддержании зрительного контакта и использовании речевых навыков. Поэтому они часто находят утешение в просмотре мультфильмов, прослушивании музыки, рассматривании изображений и другого развлекательного контента на цифровых устройствах.
Стремление ребёнка с РАС к однообразию – также одно из ключевых особенностей аутизма. В отличие от людей, компьютеры представляют собой инструменты, которые предлагают это однообразие, что также объясняет тягу ребенка с РАС к цифровым устройствам, а не к окружающим [1].
Условно можно разделить специфику применения цифровых устройств в развитии детей с РАС на две группы: положительную и отрицательную. Рассмотрим положительное использование смартфонов/компьютеров в развитии ребенка с аутизмом.
Уже в 1970 году американские исследователи К. Колби и Д. Смит отмечали, что компьютеры могут быть ценным инструментом для обучения детей с аутизмом. Они объясняли это тем, что компьютеры обладают такими качествами, как неизменность, предсказуемость и отсутствие эмоциональных реакций (усталости, раздражения, скуки), что может быть особенно полезно для этой группы детей. Колби, в частности, использовал компьютеры для развития речи у детей с аутизмом и другими речевыми трудностями [2].
По результатам исследования, проведенного в 2017 году Е.А. Татаринцевой и Е.Г. Плотниковой [3] о влиянии цифровых устройств на речевое развитие дошкольников с РАС была отмечена следующая динамика:
- У дошкольников с РАС происходило обогащение представлений о собственной личности и окружающей действительности;
- У воспитанников, использующих вербальное общение, повысилась способность к логичному и последовательному выражению мыслей, улучшилось восприятие речи и расширился активный словарный запас;
- Зафиксировано позитивное развитие спонтанной речи: дети стали более детально и точно описывать свои эмоциональные и сенсорные впечатления от прослушанной музыки или увиденных изображений;
- У многих воспитанников наблюдался возросший интерес к произведениям народной и художественной литературы.
Рассмотрим использование телефона/компьютера в качестве средства общения с окружающими невербальных детей с РАС. Для облегчения коммуникации на данный момент разработано огромное количество специализированных приложений («Аутизм. Общение», «Размова», «ДАР» и другие). Все они базируются на принципах карточной системы Picture Exchange Communication System (далее – PECS), созданной в 1985 году в США Э. Бонди и Л. Фрост. Традиционная PECS-система предполагает обмен физическими карточками с изображениями и подписями на желаемые предметы. Современные же приложения значительно упрощают этот процесс, избавляя от необходимости носить с собой коммуникативную книгу и беспокоиться о сохранности карточек.
Исследования Е.Н. Легачевой, О.Д. Кочелаковой [4], М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной [5; 6] указывают на ценность аудиотехники в формировании фонематического восприятия на ранних стадиях работы над звуковой стороной речи. Интеграция мультимедийных технологий с визуальным контентом способствует созданию прочных слуховых ассоциаций, таких как «звук машины», «звон колокольчика» или «шум воды».
Исследования профессора Энн Кайзер показали, что дети школьного возраста с расстройствами аутистического спектра, которые не владеют речью, демонстрируют улучшение в запоминании и произнесении новых слов при использовании мультимедийных гаджетов, озвучивающих изображения [7].
Исследователи Мур, Ченг, МакГрат и Пауэлл в 2005 году разработали методику обучения распознавания эмоций для детей с РАС, используя коллаборативную виртуальную среду (далее – КВС). В рамках их исследования, 34 ребенка с диагнозом РАС в возрасте от 7 до 16 лет взаимодействовали с трехмерной симуляцией, имитирующей реальный мир. Специально разработанная программа включала этапы, где дети учились идентифицировать выражения радости, грусти, злости и страха.
КВС – это интерактивное приложение, позволяющее ребенку погрузиться в смоделированный мир и свободно исследовать его, используя свой уникальный аватар. Этот аватар служит цифровым воплощением личности ребенка. В рамках КВС, дети с РАС могут взаимодействовать с виртуальным окружением и, при необходимости, с другими аватарами, чье поведение заранее определено разработчиками.
По мнению исследователей Фабри, Мур и Хоббс, в отличие от непосредственного личного общения, взаимодействие с использованием технологий КВС, как правило, протекает в более медленном темпе. Такое замедление может предоставить людям с аутизмом необходимое время для рефлексии и поиска альтернативных стратегий в различных ситуациях. Кроме того, это приложение позволяет использовать аватары, которые способны передавать эмоции через мимику. Это имеет существенное значение, поскольку эмоции являются фундаментальным компонентом эффективной коммуникации, а их выражение через мимику часто оказывается более действенным, чем передача словами для детей с РАС [8; 9].
Приложение оказалось чрезвычайно успешным, позволив 90% детей освоить распознавание чувств и эмоций людей.
Российский поведенческий психолог и нейрофизиолог С. Андреев [8], работающий в Институте когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ, является создателем VR Inclusion – первого в России приложения для VR-терапии аутизма. Данное приложение предлагает две инновационные методики: BehaVR и V-Art.
BehaVR направленна на эффективное развитие социальных навыков в безопасной виртуальной среде, основанную на принципах прикладного анализа поведения (ПАП). Благодаря виртуальной реальности дети с РАС могут безопасно тренироваться в решении сложных и стрессовых задач, с которыми они могут столкнуться в реальной жизни. Приложение направлено на создание реалистичных сценариев, позволяющих им учиться и адаптироваться в комфортном для них темпе, получая постоянную поддержку и обратную связь от специалистов.
V-Art – новаторский подход к арт-терапии, который помогает детям выражать свои эмоции и мысли через творчество, одновременно развивая их пространственное мышление.
Создание произведений искусства в трехмерном пространстве не только помогает детям выразить свои эмоции и мысли, но и способствует развитию их моторики, координации и внимания [10; 11].
В 2019 году исследователи из Университета Ньюкасла (Великобритания) также подтвердили, что VR-терапия помогает детям с аутизмом справляться с фобиями и страхами. Половина участников (45%), прошедших сеансы в иммерсивном виртуальном пространстве «Голубая комната», сохранили положительные результаты даже через шесть месяцев.
«Голубая комната», результат совместной работы Университета Ньюкасла и Third Eye NeuroTech, является инновационной разработкой, позволяющей создавать индивидуальные объемные (360°) сценарии. Эти сценарии имитируют пугающие ситуации, с которыми могут сталкиваться люди с аутизмом в реальном мире, предоставляя возможность для их проработки [12].
Говоря о пользе и возможностях, которые открывают различные цифровые устройства для детей с РАС, нельзя проигнорировать и потенциальные опасности и сложности. Эти риски, зачастую, перевешивают все положительные моменты, особенно когда речь идет не о специализированных программах и устройствах в процессе обучения, развития и социализации, а о нерегулируемом доступе к обычным устройствам – планшетам, компьютерам и смартфонам.
Для многих детей с расстройствами аутистического спектра повторяющиеся сцены из мультфильмов становятся источником самостимуляции. Этот процесс активизирует их центральную нервную систему, что может выражаться в хаотичных движениях конечностями, беспокойных передвижениях по помещению или интенсивных эмоциональных проявлениях, таких как крик или смех. Неконтролируемое потребление цифровых средств, активизирующих самостимуляцию такого рода, несет в себе риск формирования зависимости. Впоследствии, лишение доступа к ним может спровоцировать резкое ухудшение поведения, включая агрессивные и аутоагрессивные проявления.
Также стоит отметить, что чрезмерное воздействие ярких визуальных и звуковых стимулов, а также быстрая смена изображений, способны вызвать продолжительный стресс и трудности с адаптацией. В то же время, менее интенсивные сигналы теряют свою важность, что негативно сказывается на способности концентрировать внимание.
Кроме того, ввиду особенностей развития, дети и подростки с расстройствами аутистического спектра входят в группу повышенного риска столкновения с киберправонарушениями и часто оказываются обманутыми различными мошенническими схемами. Поэтому существует необходимость в родительском контроле детей с РАС при использовании цифровых устройств.
Существуют конкретные рекомендации по продолжительности использования цифровых устройств детьми с РАС, дифференцированные по возрасту:
- Детям раннего возраста (до 3-х лет) не рекомендуется использование цифровых устройств вообще;
- Детям дошкольного возраста (от 3 – до 7 лет) – не более 20 минут в день.
- Детям младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет) – не более 40 минут, используя возможности развивающих и обучающих программ.
- Детям подросткового возраста (от 10 лет и старше) – не более 1-2 часа в день.
Кроме того, родителям ребенка с РАС следует установить следующие правила, которые будут позитивно влиять на потребление цифровых устройств:
- Важно установить разумные границы использования цифровых устройств и находить гармонию между онлайн-активностью и реальной жизнью.
- Цифровые устройства должны быть инструментом для развития и общения, а не заменой живого взаимодействия. Подбор контента и приложений должен соответствовать возрасту, интересам и уровню развития ребенка.
- Выбирать полезные программы, следить за их актуальностью и проявлять искренний интерес к занятиям ребенка.
- Обеспечить комфорт и безопасность. Использовать настройки устройств для адаптации экрана (яркость, шрифт) и звука под индивидуальные потребности ребенка с РАС [13; 14].
Таким образом, цифровые устройства в развитии ребенка с РАС могут оказывать как положительное (развитие коммуникации, социального взаимодействия, понимание эмоций как своих, так и чужих), так и отрицательное влияние. Важно вовремя установить правила пользования устройством, развидеть негативные пристрастия ребенка к смартфону или компьютеру и устранить проблему.
Список использованной литературы
1. Abidoğlu, Ü. P. Importance of Computer-Aided Education for Children with Autism Spectrum Disorder (ASD) / Ü. P. Abidoğlu, O. Ertuğruloğlu, N. Büyükeğilmez // Journal of Mathematics Science and Technology Education. A. – 2017. – № 8. – P. 4957–4964.
2. Colby, K. M. Computers in the treatment of nonspeaking autistic children / K. M. Colby, D. C. Smith // Current psychiatric therapies. A. – 1970. – Vol. 11. – P. 1–17.
3. Татаринцева, Е. А. Использование компьютерных технологий в речевом развитии дошкольников / Е. А. Татаринцева, Е. Г. Плотникова // Молодой ученый. – 2017. – № 3. – С. 461–463.
4. Легачева, Е. Н. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий / Е. Н. Легачева, О. Д. Кочелакова // Молодой ученый. – 2016. – № 7. – С. 666–669.
5. Сунагатуллина, И. И. Характеристика цифровых образовательных технологий и их применение при развитии речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра / И. И. Сунагатуллина, А. А. Пушкарева, Е. Л. Мицан, В. А. Чернобровкин // Современное педагогическое образование. – 2023. – № 9. – C. 144–149.
6. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие: для студентов сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Изд. центр «Академия», 1997. – 399 с.
7. Kaiser, A. Communication interventions for minimally verbal children with autism: a sequential multiple assignment randomized trial /A. Kaiser, C. Kasari, K. Goods, J. Nietfeld, P. Mathy, R. Landa, S. Murphy, D. Almirall/ / J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. A. – 2014. Vol. 53, № 6. – P. 635–646.
8. Cheng, Y. Collaborative Virtual Environment Technology for People With Autism / Y. Cheng, P. Mcgrath, N. Powell // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. A. – 2005. – № 4. – P. 231–243.
9. Fabri, M. Mediating the expression of emotion in educational collaborative virtual environments : An experimental study / M. Fabri, D. J. Moore, D. J. Hobbs // International Journal of Virtual Reality. A. – 2004. – № 2. P. 66–81.
10. VR-платформа для терапии детей и подростков с РАС : [сайт]. – М.. – URL: http://vrinclusion.ru/ (дата обращения: 25.09.2025).
11. Применение виртуальной реальности (VR) в обучении детей с расстройствами аутистического спектра (РАС): [сайт]. – Москва. –URL: https://asi.ru/sml/199901/ (дата обращения : 26.09.2025).
12. Терапия погружением в виртуальную реальность / М. Зубарева. – URL: https://rassvet-apc.ru/ (дата общения: 28.09.2025).
13. Гаджеты для детей с РАС / Л. Шкиль. – URL: https://растимдетей.рф/articles/gadzety-dlya-detei-s-ras (дата обращения: 28.09.2025).
14. Развитие ребенка с РАС и его отношение с гаджетами / Е. А. Сюткина. – URL: https://suhareva-center.mos.ru/antistigma/poleznaya-informatsiya/razvitie-rebenka-s-ras-i-ego-otnoshenie-s-gadzhetami/ (дата обращения: 30.09.2025).