Артёмова Д.Д., Матяс А.И. КОРРЕКЦИОННО–РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ  УЧАЩИХСЯ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

УДК 373.0

ГУО «Индурская средняя школа»

Сейчас мы всё чаще слышим про детей с особенностями психофизического развития. Что же это за дети?

Обучающиеся с особенностями психофизического развития это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующее получению образования без создания специальных условий.

В последние годы в нашей стране активно развивается практика инклюзивного образования для детей с особенностями психофизического развития. Согласно Концепции инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, инклюзивное образование – это обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе лиц с особенностями психофизического развития посредством создания условий с учётом индивидуальных потребностей. Инклюзивное образование предполагает обучение детей с особенностями психофизического развития не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они должны получать специализированную помощь.

С каждым годом число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями увеличивается, поэтому идея расширения образовательного пространства, включения в него всех детей, вне зависимости от их способностей, возможностей, культурного и социального положения, является актуальной. На данном этапе система образования стремится создать необходимые условия для удовлетворения образовательных потребностей всех учащихся. Одним из таких условий является создание коррекционно- развивающей среды, которая обеспечит не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, но и стимулирует деятельность детей к освоению социокультурных ценностей общества. Актуальность проблемы построения коррекционно-развивающей среды обусловлено тем, что в педагогике нет чёткого определения и понимания коррекционно- развивающей среды.

Термин «развивающая среда» довольно давно стал очень популярен и используется многими авторами. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Понятие «коррекционно-развивающей среды» можно рассматривать с различных позиций.

Маркова Л.С. пишет: «Под коррекционной средой мы подразумеваем совокупность условий, влияющих на коррекционный процесс. Среда оказывает влияние на уровень, на эффективность коррекционного процесса. Она обуславливает цели специального образования: развитие личности учащегося, имеющего проблемы в развитии, компенсацию дефекта, усвоение социального опыта».

Нищева Н.В. пишет: «Коррекционно-развивающая среда позволяет обеспечить развивающее обучение, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, даёт возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность».

Отсюда можно определить основное понятие коррекционно-развивающей среды. Коррекционно-развивающая среда – это специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных  функций, адаптацию и социализацию ребенка с ограниченными возможностями, но и направлено на развитие личности ребенка.

Таким образом коррекционно- развивающаяся среда является одним из инструментов  процесса  социализации – включения в жизнь общества ребенка с особенностями психофизического развития.

  Проанализировав научную и психолого-педагогическую литературу, учитывая многолетний опыт экспериментальной работы выше названных авторов и учитывая их положительные результаты, мы определяем, что коррекционно-развивающая среда помогает решить многие задачи, стоящие перед педагогами на современном этапе развития инклюзивного образования.

При планировании и создании коррекционно-развивающей среды необходимо учитывать её задачи, условия и принципы.

Основными задачами коррекционно-развивающей среды являются:

  • социальная компенсация дефекта;
  • ориентация на зону актуального и ближайшего развития;
  • индивидуализация и дифференциация методов, приемов и средств в условиях целенаправленного педагогического руководства образовательным процессом;
  • коррекция и преодоление отклонений в поведении.

Учитывать следующие условия организации:

  • учёт индивидуально-типологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • эмоциональная насыщенность среды;
  • учёт потребностей ребенка в индивидуальной и совместной деятельности;
  • интеграция разных по содержанию видов деятельности.

 Принципы построения коррекционно-развивающей среды:

  • принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
  • принцип стабильности, динамичности развивающей среды.
  • принцип  индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
  • принцип открытости, закрытости.
  • принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Также необходимо соблюдать основные подходы к организации коррекционно-развивающей среды:

  • Индивидуальный подход к учащимся.
  • Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий, связь с жизнью.
  • Проявление большого такта со стороны педагога.
  • Использование поощрений, повышение самооценки ребёнка, укрепление в нем веры в свои силы.
  • Использование заданий с опорой на образцы, доступные инструкции.
  • Сочетание наглядного материала с практической деятельностью учащегося.

Для создания успешной  коррекционно-развивающей среды  необходимо учитывать условия и в образовательном учреждении: использовать  принцип командной работы, где необходима многоплановая и творческая деятельность всех педагогов учреждения образования, учитывать материальное оснащение учебно-воспитательного процесса. В связи с этим огромную роль играет оформление учебного кабинета. Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения учащегося.

Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому учащемуся  найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности.
Важными аспектами при создании предметно-развивающей среды учебного кабинета являются: психолого – педагогические требования и санитарно-гигиенические нормы и требования.

Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности (среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе).

Учителям-дефектологам  необходимо систематически проводить анализ состояния предметной развивающей среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т.п.)

При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы:

Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые провоцируют ребенка на агрессивные действия;

Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Психофизиологические факторы обусловливают соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям учащегося, условиям комфорта и ориентирования.

Создание предметно-развивающей среды класса обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса и создает окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создает творческую атмосферу в работе педагогов, обеспечивает комфортное пребывание детей в школе.

Список использованных источников

  1. Аствацатуров, Г.О. Технология целеполагания урока./ Г.О. Аствацатуров — Изд-во «Учитель», Волгоград, 2008.
  2. Баряева, Л. Б. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде. / Л. Б. Баряева — Изд-во КАРО, СПб., 2006.
  3. Берулава, М. Н. Современные проблемы гуманизации образования./ М. Н. Берулава — М., 2003
  4. Выготский, Л. С. Собр.соч.: В 6 т./ Л. С. Выготский, – М.: Педагогика,1983. – Т 5.
  5. Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание./ Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева — М., 2005.
  6. Кирьянова, Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида./ Р.А. Кирьянова — С-Пб: «КАРО», 2007.
  7. Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь./ Министерство образования Республике Беларусь// Спецыяльная адукацыя.- 2015.- № 5.
  8. Маркова, Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития. / Л.С. Маркова -М., 2005.
  9. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду./ Н.В.Нищева – Изд-во «Детство-пресс», СПб., 2007
  10. Самсонова, Е. В., Дмитриева, Т.П., Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях./, Е. В. Самсонова,  Т.П. Дмитриева,  Н.Я. Семаго, М.М.   Семаго — М. 2014.
Запись опубликована в рубрике Аспекты коррекционно-развивающей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.