Живушко И.Г. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

УДК: 74.202

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Т. М. Гимпель, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ имени Янки Купалы 

Самостоятельная работа учащихся выступает в педагогике как метод обучения и самообразования. Она является важным фактором теоретической и практической подготовки учащихся. Как метод обучения самостоятельная работа может использоваться в рамках конкретного урока.

В фундаментальных исследованиях В. В. Давыдова, Н. Г. Дайри, М. А. Данилова, Б. П. Есипова, Н. А. Менчинской, И. Г. Огородникова и многих других педагогов и психологов самостоятельная работа школьников рассматривается как «одна из основных концепций дидактики» [1, с. 42].

Самостоятельная работа учащихся – это «многообразные виды индивидуальной и коллективной учебной деятельности школьников, осуществляемой ими на классных и внеклассных занятиях или дома по заданиям без непосредственного участия учителя» [2, с. 783].

Выполнение самостоятельных работ требует от учащихся активной мыслительной деятельности, самостоятельного решения различных познавательных задач, применения ранее усвоенных знаний. Учащиеся приучаются к самоконтролю, у них воспитывается ответственное отношение к учебному труду, стремление к товарищеской взаимопомощи. Применяя различные виды самостоятельной учебной работы, необходимо стимулировать развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся во всей системе учебных занятий.

Самостоятельная работа в обучении математике может использоваться при всех методах обучения, применяться на разных этапах урока: повторения, изучения нового материала, закрепления и контроля. На разных этапах урока самостоятельные работы используются для достижения различных целей [3, с. 49].

С точки зрения уровня активности мышления детей, можно выделить следующие виды самостоятельной работы:

  1. Самостоятельные работы с целью актуализации знаний учащихся.

Актуализировать опорные знания и умения учитель должен перед введением нового материала и перед его закреплением. Эта работа может носить воспроизводящий и реконструктивно-вариативный характер.

Она, как правило, проводится с целью определения степени подготовленности учащихся к восприятию нового материала. Виды проверки могут быть различны: фронтальная, выборочная, с использованием обратной связи и т.д.

  1. Самостоятельные работы с целью получения новых знаний.

Введение нового материала на основе самостоятельной деятельности учащихся может осуществляться при разных уровнях познавательной активности учащихся. Все зависит от сложности материала и уровня подготовленности класса.

Так, работы воспроизводящего характера (или по образцу) выполняются учащимися всецело на основе образца или подробной инструкции, в силу чего уровень познавательной активности и самостоятельности не выходит за рамки воспроизводящей деятельности.

При выполнении работы реконструктивно-вариативного характера учащиеся должны видеть и применять опорные знания и умения. А для этого необходима система подготовительных заданий. Только система целесообразно подобранных подготовительных вопросов и заданий позволит организовать самостоятельную работу данного вида.

Такие работы могут проводиться только в определенной последовательности, так как в содержании заданий происходит постепенное нарастание трудности, что влечет за собой рост активности мышления учащихся.

Самый высокий уровень познавательной активности обучаемых проявляется в работах исследовательского характера.

  1. Работы с целью закрепления и повторения знаний и умений учащихся.

Цель закрепления – запоминание, систематизация, обобщение и практическое применение знаний и умений. Чаще всего на практике мы наблюдаем многократное выполнение аналогичных заданий. Этого, конечно, недостаточно. Закрепление – процесс длительный, и задания должны предлагаться в определенной последовательности: решение аналогичных заданий; выполнение заданий, в которых осуществляется перенос знаний в новые условия; далее – включение новых знаний в систему старых; последними можно предлагать задания творческого характера. Для самостоятельного выполнения можно предлагать задания любого вида. При закреплении самостоятельные работы могут носить воспроизводящий и реконструктивно-вариативный характер.

  1. Самостоятельные работы с целью проверки знаний и умений учащихся.

Цель проверки – определение уровня усвоения знаний и выработка умений учащихся. Результат проверки – выставление оценки. Работы на этом этапе, как и при закреплении знаний, могут носить воспроизводящий и реконструктивно-вариативный характер, задания предлагаются аналогичные [4, с.13].

Это основные виды самостоятельных работ, используемых на начальном этапе обучения математике, которые могут повышать активность учащихся на различных этапах урока, а в дальнейшем способствовать самостоятельному овладению новыми знаниями.

Наибольшее применение самостоятельные работы учащихся находят при закреплении и совершенствовании математических знаний, умений и навыков. Задания, которые предлагаются учащимся, должны предполагать не многократное механическое воспроизведение усвоенных знаний, а их осмысленное применение в многообразных ситуациях, при решении сложных познавательных задач [2, с. 784].

Работа по формированию навыков самостоятельной учебной деятельности учащихся на уроке математики, может проводиться с первых дней обучения на уровне восприятия и воспроизведения учеником информации, сообщенной на уроке, по контролирующим вопросам учителя. Поэтому одной из задач учителя при составлении системы контролирующих вопросов математического содержания является обучение школьников выявлению наиболее важных (узловых) моментов. В этот период система вопросов должна охватывать все узловые моменты в излагаемом материале, не должна содержать малозначительные вопросы и те, которые не относятся к основному материалу. От учащихся следует требовать умения самостоятельно отвечать на вопросы, связанные с непосредственным воспроизведением сообщенного материала.

Более высоким уровнем формирования самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики при восприятии информации является обучение умению вычленять узловые моменты воспринимаемой информации, – надо учить школьников составлять план ответа. При отсутствии должной доли самостоятельности математические знания запоминаются учащимися механически [5, c. 17].

С целью определения влияния самостоятельной работы учащихся на качество усвоения материала математического содержания мы организовали экспериментальную работу в третьих классах ГУО «Средняя школа № 32 г. Гродно». В начале своего исследования мы в экспериментальном и контрольном классах провели самостоятельную работу по теме: «Цена. Количество. Стоимость. Простые задачи на определение стоимости». Констатирующий эксперимент показал, что учащиеся по уровню знаний распределились так:

– экспериментальный класс: низкий – 10 %; удовлетворительный – 20 %; средний – 10 %; достаточный – 35 %; высокий – 20 %;

– контрольный класс: низкий – 4,5 %; удовлетворительный – 13,5 %; средний – 9 %; достаточный – 41,5 %; высокий – 31,5 %.

Мы предположили, что систематическое использование самостоятельных работ на уроках математики может повысить качество усвоения учебного материала. При этом должны использоваться самостоятельные работы различных видов и на разных этапах урока.

В соответствии с этим и был организован формирующий эксперимент. Слабым учащимся, которые не понимали смысла задания для самостоятельной работы или испытывали трудности при их решении, предлагались индивидуальные карточки со вспомогательным материалом.

По окончании формирующего эксперимента в обоих классах был проведен контрольный срез. Результаты улучшились. Так, например, низкий уровень не показал никто, а высокий уровень в экспериментальном классе достиг 52,4 %, в то время, как в контрольном он практически не изменился – 31,4 %.

Это позволило нам сделать вывод о том, что самостоятельная деятельность учащихся повышает эффективность обучения, но лишь в том случае, когда она правильно организована учителем. Очень важно, чтобы содержание самостоятельной работы, форма, место и время ее выполнения отвечали основным целям обучения, теме, этапу урока. В то же время бывает так, что учитель включает в урок самостоятельные работы без особой необходимости, просто ради разнообразия, не продумав содержание и форму их организации. Каждому учителю нужно и очень важно знать, что злоупотребление самостоятельными работами в учебном процессе также вредно, как и их недооценка.

Список использованных источников

  1. Демидова, М. Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе : система заданий / М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова. – М. : Просвещение, 2009. – 67 с.
  2. Педагогическая энциклопедия. В 4 т. Т. 3. Н – См / гл. ред. И. А. Каиров. – М. : Сов. энциклопедия, 1966. – 880 с.
  3. Ковалёва, Н. Ф. Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развития познавательной активности учащихся / Н. Ф. Ковалёва // Математика в школе. – 2010. – № 4. – С. 45–49.
  4. Дылян, Г. Д. Регулируемая самостоятельная работа учащихся : организационно-методические основы управления качеством образования / Г. Д. Дылян // Народная асвета. – 2013. – № 9. – С. 13–14.
  5. Стаценко, О. А. Самостоятельная работа младших школьников на уроках математики / О. А. Стаценко, Г. Ж. Микерова // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 6. – С.17–19.
Запись опубликована в рубрике Проблемы методики преподавания естественнонаучных дисциплин. Добавьте в закладки постоянную ссылку.