Кердоль И.И. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКОГО НАЧАЛА

УДК 373.3.016:51

УО «Гродненский государственный университет имени Я.Купалы»,г.Гродно
Научный руководитель – А.С.Сидорчук, доцент кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподования ГрГУ им. Янки Купалы, кандидат педагогических наук, доцент

Академик В.М.Глушков писал: «Способный школьник по изобретательности равен академику, разница между ними в эрудиции. Но если творческую жилку не упражнять, не оттачивать, способность к творчеству медленно угасает». [1, c.7] И это действительно так. Но, чтобы развить «творческую жилку», необходимо поддержание постоянного интереса учащихся к изучаемому материалу. Правильнее сказать: воспитание интереса к изучаемому предмету, поскольку интерес в обучении — это активное познавательное отношение к учению и труду.

В научно-педагогической литературе рассматриваются различные приёмы, методы, средства активизации мыслительной деятельности школьников. Это и:

  • использование индукции как метода воспитания критичности мышления, умения отстаивать, защищать свою точку зрения и прислушиваться к доводам других (например, рассматривая признак делимости суммы, учащийся на основе конкретных примеров утверждает: если сумма двух слагаемых делится на данное число, то и каждое слагаемое делится на это число);
  • построение системы упражнений (по методу «целесообразно подобранных задач» С.И.Шохор-Троцкого);
  • показ различных правил, алгоритмов выполнения арифметических действий, упражнений (например: найди значение выражения наиболее рациональным способом);
  • реализация основных принципов дидактики «от известного к неизвестному», «от простого к сложному»: показ ранее изученного материала в новых взаимосвязях (например, учащиеся усвоили, что сложение и вычитание, умножение и деление натуральных чисел – взаимообратные операции. А существует ли взаимная связь между всеми четырьмя арифметическими действиями? Вопрос методологического характера.);
  • постановка вопросов, выясняющих существование связей между понятиями, которые изучаются на уроках русского языка и на уроках математики- межпредметные связи (например, в русском языке изучаются понятия порядкового и количественного числительных, в математике – порядковое натуральное число и натуральное число колличественное: «Саша на финиш пришел вторым», «На ветке сидели 5 синичек».);
  • подбор системы упражнений, тренирующих наблюдательность, умение найти различие и общее в рассматриваемых понятиях (например: исключи лишнюю фигуру, слово, нарисуй, вставь недостающие и др.).

Учитывая важность перечисленных возможных видов деятельности учителя на уроке и во внеурочное время, способствующих привитию младшим школьникам навыков самостоятельной работы, а следовательно, воспитанию черт характера, имеющих моральную окраску (трудолюбие, настойчивость, аккуратность, умение аргументировать сделанные выводы), рассмотрим некоторые упражнения, в выполнении которых воспитываются умения наблюдать, высказывать догадки, основанные на индукции, рассуждать (делать простейшие дедуктивные умозаключения).

Задание 1

У Кати было 6 одинаковых кукол. В гости к Кате пришла Маша и принесла 3 свои куклы. После того, как они поиграли, Маше пора было уходить домой, но найти своих кукол она не смогла. Помогите Маше найти её кукол.

Задание 2

У Миши на рубашке оторвались 2 пуговицы. Помогите Мише найти 2 одинаковые.

 

Задание 3

Найди закономерность в расположении символов. Нарисуй, какие символы должны быть вместо точек.

Задание 4

Что общего у этих 6 фигур?

Задание 5

Помоги девочке высадить цветы в клумбу, соблюдая закономерность.

Задание 6

Попробуй найти такую фигуру, которая правильно завершит нижний ряд.

Задание 7

Поставь цифры в кружочек в зависимости от того, что было сначала, а что потом.

Задание 8

Какой предмет лишний? Объясни, почему.

Задание 9

Дети склеили из картона домик для щенка по кличке Джек. Найди и отметь выкройку этого домика.
Задание 10

Ребята сложили листок вчетверо и надрезали. Мысленно разверни его. Нарисуй в пустых клетках, что получилось.
Задание 11

Если к каждой фигуре правильно подобрать пару, то вместе они образуют куб. Подбери пару каждой фигуре.
Задание 12

Дима записал несколько чисел 1,1,2,3,5,8,13. Но как подбирал числа, он не сказал. Попробуй назвать несколько следующих чисел, попробуй указать правило, которым ты пользовался.

Деятельность учителя по привитию учащимся навыков самостоятельной работы, воспитанию творческого подхода к выполнению задания, даст положительные результаты, если она будет проводится целенаправленно и систематически. Это очень важно, так как в этот период закладываются, формируются основные черты будущей личности и, что не менее важно, закладываются основы изучения систематического курса математики в старших классах. А основа, фундамент должны быть правильными.

Список использованных источников

  1. Глушков, В. М. Начала оптимизма / В. М. Глушков // Смена. – 1969. – № 21. – С.7- 8
  2. Магомедбеков, П. К. Очерки преподавания геометрии в школе: учеб.-метод. пособие / П. К. Магомедбеков. – Махачкала : Дагучпедгиз, – 1970. – 205с.
  3. Савенков, А.И. Развитие логического мышления: учеб.-метод. пособие  / А. И. Савенков. – Самара : Дом Федорова, 2016. – 32с.
Запись опубликована в рубрике Проблемы методики преподавания естественнонаучных дисциплин. Добавьте в закладки постоянную ссылку.