Кильчевская О.А. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

УДК 373.1

Волковысский колледж УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Волковыск
Научный руководитель – Ж.Э. Моржало, преподаватель иностранных языков Волковысского колледжа УО «ГрГУ им. Я. Купалы»

Процесс обучения иностранному языку в средней школе не может быть достаточно эффективным без использования соответствующих методов и технологий. Одним из таких методов обучения является метод проблемных ситуаций.

В настоящей статье рассматривается вопрос об особенностях применения проблемных ситуаций в условиях школьного обучения.

Целью исследования является выявление условий эффективного использования проблемных ситуаций в обучении иностранному языку.

Проблемная ситуация – это комплекс условий (речевых и неречевых), необходимых для возникновения проблемы и стимулирующих обучающихся на решение проблемной задачи. Проблемные ситуации на уроках иностранного языка могут предъявляться учащимся с разными дидактическими целями: ознакомление с новым материалом, формирование и совершенствование языковых навыков и речевых умений по определённой теме, контроль сформированности продуктивных иноязычных речевых умений [1, с.610].

Основная цель использования проблемных ситуаций заключается в анализе актуальной жизненной или профессионально-значимой ситуации, описание которой актуализирует определенный комплекс языковых знаний, необходимый для усвоения при разрешении данной проблемы; выработать практическое её решение (при этом сама проблема не имеет однозначных решений) [1, с.611].

Следует также отметить, что обучение иностранному языку на основе проблемных ситуаций стимулирует поисково-исследовательскую и речемыслительную деятельность учащихся, учит самостоятельно находить нестандартные варианты решения проблем.

Наиболее часто в учебном процессе возникают следующие типы проблемных ситуаций:

  1. Проблемная ситуация создается тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями).
  2. Проблемные ситуации возникают при необходимости многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечить правильное решение предложенной проблемной задачи.
  3. Проблемные ситуации возникают перед учащимися тогда, когда они сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на практике.
  4. Проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования [2, с.78-79].

В процессе преддипломной практики мы оценили в процентном соотношении используемые в условиях школьного обучения вышеуказанные типы (рисунок 1). Чаще всего преподаватели иностранного языка использовали первый тип учебных ситуаций как наиболее доступный для внедрения на разных ступенях языкового образования. Наименее популярный четвёртый тип проблемных ситуаций, так как требует и от преподавателя, и от учащихся привлечения дополнительных источников информации для поиска решения проблем.

Рисунок 1  Частотность использования разных типов учебных ситуаций

Мы разделяем утверждение Е.В. Ковалевской, что процесс разрешения проблемных ситуаций требует от учащихся: 1) умения видеть, находить и ставить проблемы самостоятельно; 2) умения строить гипотезу решения, оценивая и меняя ее в случае несостоятельности первой гипотезы; 3) умения вести ход решения проблемной ситуации в соответствии со своими интересами; 4) умения находить пути решения проблемы в проблемной ситуации; 5) умения оценивать правильность своего решения и решения проблем собеседников [2, с.74].

В психолого-педагогической литературе рассматриваются разнообразные приёмы создания проблемных ситуаций. Самыми популярными являются приёмы на основе технологии проблемно-диалогического обучения Е.Л. Мельниковой (таблица 1) [3, с. 145-146].

Таблица 1  Приёмы создания проблемной ситуации (технология Е.Л. Мельниковой)

Практическое обучение позволило нам аккумулировать наиболее эффективные способы создания проблемной ситуации в процессе устного монологического высказывания:

  • привлечение в ходе языкового общения примеров из жизненных ситуаций, опыта практической деятельности;
  • развертывание различных ситуаций в речи для создания необходимых смысловых опор и расстановка акцентов, ориентация на восприятие слушателей;
  • ознакомление учащихся (в первую очередь – старших классов) с фактами, которые требуют объяснения, предположения, формулировки гипотез;
  • обращение к личности ученика, использование его познавательных, социальных, профессиональных, личностных мотивов (допустимо применять уже на I ступени обучения);
  • использование эмпатии, идентификации с чувствами и мыслями слушателей (также достаточно универсальный способ создания учебной ситуации для всех ступеней обучения);
  • вопросно-ответная форма построения речевых упражнений;
  • упорядочение фактов, событий, явлений на основе их соотнесения и систематизации;
  • принятие на себя постоянных, оперативных и ситуативных ролей, позволяющее наглядно «проиграть» процесс решения проблемы.

Использование проблемных ситуаций в обучении иноязычному общению в средней школе является эффективным лишь при соблюдении ряда условий.

Работа над проблемной ситуацией должна начинаться с постановки такого практического (коммуникативного) задания, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые умения или действия. При этом задание должно основываться на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся.

Следует помнить, что неизвестное, которое нужно открыть, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия и, следовательно, выполнение проблемной ситуации должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.

Важно учитывать тот факт, что предлагаемая ученику проблемная ситуация должна соответствовать его интеллектуальным возможностям.

В цепи уроков проблемная ситуация должна предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.

В установках должны употребляться глаголы речи explain, prove, support, etc, которые называют речевую задачу(являются ядром установки)и вызывают высказывания определенного психологического содержания. Профессор В.Б. Царькова выделяет следующие типы высказываний:

  • высказывание-сообщение, главное – его информационная ценность, полнота высказывания по проблеме (report, say, inform, declare);
  • высказывание-объяснение, или углубленное информирование – говорящий «заставляет» слушающих увидеть обсуждаемый предмет под определенным углом зрения (show, explain, characterize, pay attentionto …, dwell upon …)
  • высказывание-одобрение / осуждение – содержит положительную или отрицательную оценку(recommend, advise, support, drive at …, praise, wish, thank, prompt или criticize, contradict, deny, blame, protest, argue)
  • высказывание-убеждениетребует от говорящего умение аргументировать свою точку зрения (prove, encourage, reassure, insist, beg) [4, с.14-15].

Очевидно, что каждое из перечисленных высказываний информирует, выражает чувства и отношение говорящего к предмету разговора, побуждает к действию.

В таблице 2 мы привели примеры непроблемных и проблемных ситуаций на примере тем для 10 и 11 классов общеобразовательной школы.

Таблица 2 – Примеры формулировки ситуаций для 10-11 классов

Проблемные упражнения, на наш взгляд, имеют свои достоинства и недостатки.

К достоинствам относятся следующие моменты:

  1. самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности;
  2. интерес к учебному труду;
  3. развитие продуктивного мышления;
  4. прочные и действенные результаты обучения.

Среди недостатков мы выделяем:

  1. слабую управляемость познавательной деятельностью учащихся;
  2. нехватку времени на изучение той или иной темы;
  3. трудность вовлечения учащихся со слабой языковой подготовкой;
  4. непривычность подобной формы работы;
  5. большие затраты времени на достижение поставленных целей.

Таким образом, обучение иноязычному общению на основе проблемных коммуникативных ситуаций способствует формированию и развитию коммуникативных творческих умений: высказывать, аргументировать, доказывать свою точку зрения, а также на формирование и развитие поисковых творческих умений: видеть, формулировать, решать проблему, преодолевая трудности, возникающие в ходе общения, над которыми надо работать: лексические, грамматические ошибки; боязнь допустить ошибку, неумение поддержать разговор, неумение разрешать проблемные ситуации.

Широкое использование речемыслительных, проблемных ситуаций на уроках английского языка – это веяние времени и суть развивающего, личностно-ориентированного обучения на современном этапе, что несёт в себе немалое нравственное начало, ибо делает овладение иностранным языком радостным, творческим, осознанным и коллективным.

Список использованных источников

  1. Рындина, Ю. В. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей / Ю.В. Рындина // Молодой ученый. – 2013. – №10. – С. 610-612.
  2. Ковалевская, Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков: Современное состояние и перспективы / Е.В. Ковалевская. – М.: МНПИ, 1999. – Кн.1. – 120 с.
  3. Мельникова, Е.Л. Проблемно диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика / Е.Л. Мельникова // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – М.: Баласс, 2006. – С. 144-180.
  4. Царькова, В.Б. Какие упражнения нужны для развития умения говорить? / В.Б. Царькова // Коммуникативная методика. – 2002. – №2. – С. 14-17.
Запись опубликована в рубрике Проблемы методики преподавания лингвистических дисциплин. Добавьте в закладки постоянную ссылку.