Короленко К.Г. РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УРОКА МАТЕМАТИКИ

УДК 372.851

ГУО «Гимназия №7 г. Гродно»

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

В соответствии с целями образовательного процесса, воспитательная цель при обучении математике – воспитание ценностей личного отношения к изучаемым знаниям и извлечение учениками нравственных ценностей из их содержания.

При реализации воспитательной функции при изучении математики первое, с чем приходится столкнуться учителю, – это выдвижение воспитательных задач к уроку. Необходима диагностика уровня воспитанности ученика и класса в целом, что позволяет сразу увидеть проблемные точки в воспитании и целенаправленно сформулировать воспитательные задачи. Обязательно обсуждение с ребятами тех качеств личности, которые будут затрагиваться на уроках. Для этого педагог задает вопрос: «Скажите, пожалуйста, какие качества вам будут необходимы на уроке?» Предполагаемые ответы ребят: наблюдательность, воображение, активность, аккуратность, умение преодолевать трудности, самостоятельность и т. д. Это необходимо для того, чтобы ребенок в этом процессе не был «слепым», а понимал, что хочет помочь воспитать в нем учитель, и что необходимо ему самому.

В данном случае ребенок будет анализировать свои поступки и действия осмысленно и учителю будет легче корректировать воспитательные задачи урока. Когда круг воспитательных задач определен, далее идет самый сложный и ответственный этап в работе: как реализовать задуманное?

При составлении плана урока необходимо продумывать виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами. Проанализируем некоторые моменты урока с воспитательной точки зрения.

Начало урока – это очень важный воспитательный момент, т.к. на данном этапе происходит влияние на мотивационную сферу. Успех урока чаще всего зависит от умелой организации начала. Как можно начать урок, чтобы он нес воспитательный заряд? Например, способом, образно называемым «раскручивание формулировки темы».

  1. На доске записывается тема урока и учащимся предлагается вдумчиво вчитаться и высказать свои соображения. В результате решается сразу несколько педагогических задач:

Во-первых, ученики сами выдвигают задачи урока, что позволяет воспитывать творческое мышление, смелость своих суждений, культуру речи.

Во-вторых, перед ними возникает проблема, которую им придется решать на уроке, что позволяет воспитывать критическое мышление, ответственность, волевые качества.

В-третьих ученики самостоятельно обозначают круг вопросов, которые требуют актуализации. На этом этапе происходит умственное воспитание, воспитание уверенности в своих силах.

В-четвертых, эти несколько минут рассуждений вслух мотивируют деятельность учащихся на уроке и создают рабочий настрой; тем самым развивается мотивационная сфера. Обычно ребята активно включаются в обсуждение, они не боятся высказывать свои мысли вслух. Поскольку при «раскручивании» формулировки темы на поверхность выходят чаще всего понятия, с которыми они уже встречались, то активное участие принимают в обсуждении как «сильные» и «средние» ученики, так и «слабые».

Такой прием позволяет создать ситуацию успеха на уроке, реализует нравственное воспитание.

  1. Урок можно начать с выполнения таких упражнений, которые выведут на возможность создания проблемной ситуации. Например, при изучении темы формулы сокращенного умножения, можно организовать самостоятельное открытие формулы куб суммы (разности) двух выражений. Этот приём несёт в себе огромный воспитательный потенциал.

Происходит умственное воспитание, воспитывается творческая самостоятельность, сила воли, трудолюбие, ответственность. Когда формула открыта и записана на доске делается акцент на красоте формулы, анализируется какими способами ее можно получить, тем самым реализуется эстетическое воспитание.

  1. Иногда урок можно начать с практической работы исследовательского характера.

Например, при изучении темы «Сумма углов треугольника» в начале урока каждому ученику раздаются вырезанные из бумаги треугольники разного вида и предлагается с помощью транспортира измерить все углы треугольника и найти их сумму. Обсуждая результаты практической работы, ученики делают вывод, что сумма у всех получилась примерно одинаковая – появляется гипотеза, которую нужно доказать.

Проведение такой работы позволяет воспитывать критическое мышление, трудолюбие, аккуратность, позволяет создать ситуацию успеха, вызывает интерес, создает мотивацию к изучению темы.

Этап актуализации опорных знаний организовывается тоже разными способами.

  1. Например, на уроках геометрии – это работа по готовым чертежам, составление своей задачи, решение тестов с последующей проверкой и т.д. Все это позволяет воспитывать познавательную активность, ответственность, смелость суждений, критическое мышление.
  2. На уроках математики в 5-6-х классах используется работа в парах с применением таблиц для устного счета. Использование на уроке подобных таблиц позволяет осуществлять взаимоконтроль и эффективно организовывать устный счет, рационально использовать время урока, проверить всех и воспитывает у учеников ответственность, внимательность, честность, самостоятельность, взаимоуважение.

Как можно воспитывать познавательную активность, при этом показывая связь с историей, с жизнью, т.е. осуществлять эстетическое воспитание? Целесообразно на уроках проводить беседы с учениками об особенностях математики: о совершенстве математического языка, о математике в музыке и живописи, в архитектуре и литературе, о красоте её формул, о связи математики с красотой природы. Например, при изучении темы «Осевая и центральная симметрия» была подготовлена презентация, в которой показана симметрия в природе и архитектуре. На таких примерах как раз и осуществляется эстетическое воспитание.

На уроках полезно погружать ученика в историю развития науки. Например, на уроке геометрии при изучении темы «Теорема Пифагора» приводится историческую справку о том, что  хотя эта теорема и связывается с именем Пифагора, она была известна задолго до него. В вавилонских текстах она встречается за 1200 лет до Пифагора. По-видимому, он первым нашёл её доказательство. Также интересен детям рассказ о том, что сохранилось древнее предание, что в честь своего открытия Пифагор принёс в жертву богам быка, по другим свидетельствам – даже сто быков. Но это противоречит сведениям о моральных и религиозных воззрениях Пифагора. Говорят, что он «запрещал даже убивать животных, а тем более ими кормиться, ибо животные имеют душу, как и мы». Эта легенда послужила поводом для рассказов писателей и стихов поэтов.

Такое знакомство с теоремой Пифагора позволяет воспитывать не только познавательную активность, но и осуществлять эстетическое воспитание показывая связь геометрии с историей.

Большую роль в реализации воспитательного потенциала играют задачи, которые решают на уроках учащиеся, задачи интересные по содержанию, богатые идеями, имеющие несколько способов решения. Подбирая специальным образом задачи, можно осуществлять и нравственное, и экономическое, и экологическое воспитание.

Разнообразный контроль на уроке математики позволяет также решать ряд воспитательных задач.

Контроль на уроке обязательно должен быть всесторонним и осуществляться дифференцированно: контроль со стороны учителя, взаимоконтроль, самоконтроль. Я осуществляю контроль разными способами. Это дифференцированные карточки-тренажеры контролирующего характера, тесты, самостоятельные работы разного вида, зачеты и т.д.

С точки зрения воспитания разные виды контроля позволяют осуществлять нравственное воспитание, воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, силу воли, коммуникабельность, трудолюбие.

Воспитание творческой самостоятельности можно осуществлять с помощью различных творческих домашних работ. Большой воспитательный эффект на уроках математики имеют математические сказки. Такая работа проводится с учениками, начиная с 5 класса. При изучении некоторых тем предлагается сочинить и художественно оформить свою математическую сказку. Сказки готовят к изучению курса геометрии, которая требует развитого воображения, умения обдумать предложенную ситуацию, выявить и использовать необходимую информацию для принятия решения. Обычно работа с детьми по созданию сказок начинается с чтения одной из известных математической сказок. Далее желающим предлагается сочинить свою сказку, пояснив, что ценность работы будет заключаться в том, чтобы в сюжетную линию были, например, включены свойства чисел или геометрических фигур.

Приведем примеры сказок, написанных учениками.

  1. «Жили-были два треугольника. Они ходили вместе в школу и сидели за одной партой. Однажды они решили сшить себе новые костюмы. Пошли в ателье, где с них сняли мерки. Оказалось, что у них соответствующие стороны попарно равны. Они встали рядом: и соответствующие углы у них также оказались равными. Отсюда работники ателье сделали вывод: эти треугольники равны. Теперь, играя в прятки, они встают друг за другом, и совпадают». «Признаки равенства треугольников»,7 класс

По содержанию такой сказки становится понятно, что ученик усвоил понятия соответствующих сторон и углов треугольника, равных треугольников, признак равенства треугольников по трем сторонам и научился данные понятия и признак применять творчески.

  1. «Жили-были три дроби: 3/6, 1/2 и 6/12. Они были сестрами-близнецами, но об этом не знали. Однажды у дроби 3/6 был день рождения. И она пригласила своих подружек-дробей: 1/2 и 6/12. Пригласила и друга –правило по сокращению дробей. Подружки преподнесли свои подарки имениннице и с нетерпением ждали, а что же подарит правило? Друг сказал: «Мой подарок будет таким: я тебя сокращу». И прочитало свое заклинание-правило: «Деление числителя и знаменателя на их общий делитель, отличный от единицы, называют сокращением дроби». И тогда дробь 3/6 стала дробью 1/2. Подружка 6/12 тоже попросила, правило сократило и ее на 6, и она тоже стала дробью 1/2. А третью подружку, дробь 1/2, правило не смогло сократить, потому что эта дробь была несократимой. И поняли подружки, что они сестры-близнецы.» «Сокращение дробей».

По содержанию этой сказки видно, что ученик понимает, что одно и тоже число можно записывать по-разному, умеет сокращать обыкновенные дроби, знает понятие несократимой дроби.

В конце урока или на промежуточных этапах обязательно должен присутствовать этап рефлексии. Именно на этом этапе предоставляется возможность оценить урок вместе с ребятами с воспитательной точки зрения. Здесь присутствует анализ учителя, учеников и самоанализ. Делаются акценты на нравственных критериях, трудовых успехах или неудачах, затрагиваются аспекты умственного воспитания. Рефлексия – один из самых важных моментов практически на каждом из этапов урока. Рефлексивные приёмы включают учащихся в контрольно-оценочную деятельность, помогают осмыслить собственный ход рассуждений. Приведем примеры некоторых рефлексивных приёмов, которые используются на уроках.

1) Самоанализ полученных отметок в тетрадях, почему учителем поставлена та или иная отметка.

2) Приём «Отсроченный контроль» используется  при самопроверке, когда за работу не выставляется отметка, но ученик имеет возможность исправить найденные ошибки. При этом развивается усидчивость, концентрируется внимание учащихся. Очень важно проводить рефлексию в конце урока: ученик даёт сам себе ответ на важные для него вопросы: что я узнал сегодня на уроке, чего ещё не знаю и не умею, значит есть чему научиться завтра, легко или трудно мне было и почему и т.д.

Рефлексия, применяемая на уроках систематически, помогает учащимся и вне уроков, т.к. ориентирует на осознанные, обдуманные действия, анализ своих поступков. Одним словом, ребята приобретают опыт использования полученных знаний для решения разных жизненных вопросов.

В конце урока иногда ученикам даётся небольшая анкета, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.


Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом. Приведем некоторые методические рекомендации по реализации воспитательного потенциала урока математики:

Проведение систематической диагностики уровня воспитанности ученика и класса в целом, что позволяет сразу увидеть проблемные точки в воспитании и целенаправленно сформулировать воспитательные цели.

  • Обязательное обсуждение с ребятами тех качеств личности, которые будут затрагиваться на уроках.
  • При написании плана урока продумывать виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами.
  • Осуществить выбор оптимальных способов и приемов для начала урока т.к. на этом этапе происходит влияние на мотивационную сферу и успех урока чаще всего зависит от умелой организации начала урока.
  • Использовать на этапе актуализации опорных знаний работы по готовым чертежам, тренажеры, работу в парах, применять интерактивную доску.
  • Специально подбирать задачи для урока.
  • Использовать на уроке разные виды контроля, что позволит осуществлять нравственное воспитание, воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, силу воли, коммуникабельность, трудолюбие.
  • Воспитание творческой самостоятельности можно осуществлять с помощью различных творческих домашних работ.
  • Применять разные способы оценивания, что оказывают положительное воздействие на ученика и в плане успеха, и в случае неудач.
  • Проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.

В заключение процитируем слова А.В. Луначарского: «Новые поколения воспринимают опыт старых, они стоят на плечах старых, воспринимают все ценное, приобретенное многими тысячами поколений, но воспринимают вместе с тем и предрассудки, и болезни, и пороки – всю грязь, всю муть и зловоние. Где-то нужно поставить фильтр, где-то нужно поставить сетку, которая пропускала бы все ценное, весь могучий поток со всеми его навыками и приобретениями, а муть, грязь и зловоние не пропускала бы. Этим фильтром может быть только школа. Педагог – это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней» .

Список использованных источников

  1. Белорусский образовательный интернет-портал : нормативные документы [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.edu.by. – Дата доступа : 12.04.2018.
  2. Глейзер, Г.И. История математики в школе VII-VIII кл. : пособие для учителей. – М. : Просвещение, 1982. – 240 с.
  3. Груденов, Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики : Кн. Для учителя / Я.И Груднев. – М. : Просвещение, 1990. – 224 с.
  4. Окунев, А.А. Спасибо за урок, дети! / А.А. Окунев.– М. : Просвещение, 1988.
  5. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М., 2005. – 160 с.
  6. Третьяков, П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии / П.И. Третьяков. – М., 2004. – 566 с.

Запись опубликована в рубрике Воспитательный потенциал образовательного процесса. Добавьте в закладки постоянную ссылку.