Олейникова В.В. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 373.0

ФГАОУВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород
Научный руководитель – О.В. Муромцева, преподаватель кафедры  теории педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства БелГУ, кандидат педагогических наук, доцент

На основании Закона об образовании, от 29.12.2012 Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни) [1].

Однако, традиционные программы и учебники страдают рядом существенных недостатков. Проанализировав их, можно отметить, что основное направление – это типовые задания, в которых требуется лишь применение решения определенного алгоритмического вида.

Довольно часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действий, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий приводит к тому, что ученик теряет интерес к учёбе. Дети постепенно теряют способность к творчеству. При таком обучении (практически ориентированном на среднего ученика), страдают наиболее способные дети, которые не получают достаточного материала для развития своих способностей. Их общеинтеллектуальная деятельность оказывается недостаточно нагруженной, они привыкают не прилагать усилий в учебной работе.

В такой ситуации на помощь приходит внеурочная деятельность, где ребенок может раскрыть и преумножить свои способности.

С сентября 2011 года в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации началось внедрение государственных стандартов начального общего образования второго поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования среди новаций, имеют место изменения в Федеральном базисном учебном (образовательном) плане. Согласно базисному учебному плану начального общего образования организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе [2, с.18]. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. В документе сказано, что основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов [2].

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС второго поколения является одним из основных видов деятельности в начальной школе и так же, как и учебная деятельность, призвана играть большую роль в достижении обучающимися образовательных результатов.

В соответствии с требованиями ФГОС «внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (социальное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д. [2, с.20].

В связи с наметившейся тенденцией общества на гуманизацию среднего образования, с ориентацией процесса обучения на индивидуальные интересы личности главной целью обучения должно быть общеинтеллектуальное развитие.

Научно-познавательная деятельность, заложенная в общеинтеллектуальном направлении строится с учётом возрастных психолого-педагогических особенностей мыслительной деятельности, основывается на базовом стандарте и служит для углубления и получения новых знаний, способствует формированию научного мышления, которое отличается гибкостью, системностью, креативностью, содействует формированию научного мировоззрения, стимулирует познавательную активность и развивает творческий потенциал учащихся. Большое значение в развитии и социализации младших школьников имеет организация внеурочной работы по предмету. Она углубляет знания, расширяет кругозор, развивает творческие  способности, интеллект учащихся, стимулирует их активность, поскольку может быть приближена к интересам и возможностям ученика [3].

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность.

Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит  из заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.

Данная работа может осуществляться в виде: интеллектуальных клубов, познавательных игр, при создании проектов, а так же во время участия в соревнованиях, КВНах, викторинах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных конкурсах на уровне школы, города, района.

При реализации внеурочной деятельности можно столкнуться  с трудностями, которые касаются, прежде всего, механизмов её реализации.

  1. Недостаточность технических средств обучения и информационно-коммуникативных технологий. Кабинет, в котором осуществляется урочная и внеурочная деятельность, не оснащен современными средствами передачи информации (компьютер, проектор, телевизор), поэтому реализовывать внеурочную деятельность немного проблематично. Учащихся, которые провели в школе половину дня, следует заинтересовать разнообразием форм преподавания предмета, увлечь их чем-то интересным. Сегодня без ТСО это практически невозможно.
  2. Недостаточность опыта при разработке рабочих программ. Нехватка знаний и опыта у учителей по написанию программ кружков, направленных на достижение результатов определённого уровня.
  3. Ещё одной проблемой является посещаемость внеурочных занятий. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Дети, отзанимавшись 6-7 уроков, стремятся быстрее уйти домой, и лишь единицы остаются на внеурочные занятия. Некоторые из них после уроков посещают спортивные секции, танцевальные кружки, художественную и музыкальную школы, у них нет возможности одновременно посетить несколько внеурочных занятий. Как вариант решения проблемы можно предложить реализовывать внеурочную деятельность в основное учебное время, путем составления нелинейного расписания, в котором чередуются урочная и внеурочная деятельность, включаются межпредметные образовательные модули.
  4. Не совсем отработан вопрос оценивания внеурочной деятельности. На уроках мотивом деятельности учащихся является оценка. Во внеурочной деятельности мотивом должно стать получение знаний, приобретение практического опыта в любимом и личностно значимом виде деятельности, стимул – накопление индивидуального портфолио достижений. Педагог должен познакомить ребят с перспективами, поделиться собственным опытом, наработками или мыслями. Например, на занятиях внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления дети сочиняют стихи, рассказы, сказки и презентуют их.
  5. Низкая мотивация педагогов к реализации внеурочной деятельности. Это объясняется высокими требованиями (разработка рабочих программ, большая затрата времени на подготовку и проведение внеурочного занятия, организация и осуществление мониторинга формирования универсальных учебных действий и др.), и низким, по сравнению с урочной деятельностью, материальным вознаграждением.
  6. Недостаточная методическая подготовка педагогов. Мы считаем, что следует организовать проведение методических занятий, прохождение курсовой подготовки, обмен опытом педагогов, имеющих положительный и продуктивный пример реализации внеурочной деятельности.
  7. Проблемы с приобретением новых авторских программ, так как авторские программы издаются в небольшом количестве, поэтому не все могут их приобрести [4].

При  реализации внеурочной деятельности возникает ещё много проблем, с которыми сталкиваются педагогические коллективы, которые требуют решения. Это и ограниченность финансовых, кадровых условий,  материально-технической базы и отсутствие должной компетентности у педагогов в вопросах планирования внеурочной деятельности. Тем не менее, уже наработанный, сложившийся на сегодняшний день опыт по организации внеурочной деятельности может стать прочным фундаментом дальнейшего развития.

Современный ребёнок должен сегодня не только что-то делать и знать, он должен научиться учиться, уметь применять полученные знания в школе, самостоятельно в любой жизненной ситуации. А значит, в настоящее время актуальным остаётся и будет не только учебная деятельность, но и внеурочная, т. к. эта деятельность предполагает разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика. Внеурочная деятельность хороша и тем, что она обеспечивает рост творческого потенциала ученика, создаёт основу для самостоятельного успешного обучения.

В учебный план введены часы внеурочной деятельности, которая является продолжением учебных занятий. Внеурочная деятельность выигрывает тем, что имеет конкретную практическую направленность, конечный результат деятельности не только ученика, но и учителя.

Список использованных источников

  1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон 29.12.2012 N 273-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант»: [сайт] / ООО «Гарант». — Москва, 2003-2018. — Режим доступа:http://base.garant.ru//70291362/
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М — во образования и науки Российской Федерации.– М.:Просвещение, 2011. 48 с.
  3. Ямалтдинова Д. Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся /Д.Г.Ямалтдинова// Начальная школа. 2008. №2. – С. 43-45.
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.; под. ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
  5. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
Запись опубликована в рубрике Воспитательный потенциал образовательного процесса. Добавьте в закладки постоянную ссылку.