Купцевич А.А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НЕЗРЯЧИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ УЧАЩИХСЯ

УДК 373.0

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – О. Л. Борисюк, преподаватель кафедры педагогики и социальной работы ГрГУ имени Янки Купалы, кандидат педагогических наук, доцент

Актуальность проблемы социально-психологической реабилитации инвалидов определила необходимость разработки в учреждении образования целостной системы профессиональной ориентации, направленной на обеспечение успешного профессионального самоопределения обучающихся с нарушениями зрения.

Каждый ученик должен выйти на траекторию обучения: «не так, как все, а так, как мне нужно для моего будущего». Успешной реализации этого подхода способствует система профориентационной работы в школе-интернате, которая охватывает всех участников образовательного процесса.

Регулируют и координируют усилия коллектива нормативные документы и ежегодный план работы школы-интерната по профориентации.

Специалистами школы-интерната разработана «Программа профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями зрения Гродненской специальной общеобразовательной школы-интерната», которая утверждена педагогическим советом. Важной составляющей реализации данной программы является деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся.

В развитии системы профориентационной работы особая роль принадлежит организации психолого-педагогической поддержки взросления обучающихся как основы психологизации профориентационной работы в контексте профессионального самоопределения обучающихся [1].

Цель психолого-педагогической поддержки  – создание условий, при которых обучающийся с нарушениями зрения осуществит самостоятельный осознанный выбор своей будущей профессиональной деятельности.

В школе-интернате созданы определенные социально-психологические условия для развития психологической готовности к профессиональному и личностному самоопределению. Систематически отслеживается развитие интересов, способностей, направленности личности обучающихся, влияющих на выбор дальнейшего жизненного пути.

В учреждении ищут индивидуальные, специфические для каждого ребенка способы оптимального развития его личности в целом.  В   современных условиях в мониторинговую деятельность активно внедряются компьютерные технологии для диагностики, обработки, систематизации и обобщения данных.

Психологическое сопровождение в школе-интернате осуществляется по следующим направлениям:

  1. Профессиональная диагностика.
  2. Профессиональное информирование.
  3. Профессиональное консультирование.

Остановимся поподробнее на каждом из этих направлений:

  1. Профессиональная диагностика. Психодиагностика – один из важнейших составных компонентов профориентации школьников с нарушениями зрения. Выявление профессиональных интересов и склонностей обучающихся осуществляется на протяжении всего периода обучения ребенка с нарушениями зрения в школе в ходе проведения различных психодиагностических мероприятий [2].

Педагогом-психологом собран пакет психодиагностических методик, адаптированный к проведению психодиагностики с незрячими и слабовидящими детьми, с помощью которых можно определить профессиональные интересы, склонности, мотивы выбора профессии, направленность, готовность к выбору профессии. Поскольку нет специальных диагностических пособий, изданных шрифтом Брайля, педагог-психолог проводит психодиагностическое исследование индивидуально с каждым незрячим обучающимся.

Работа с ребенком начинается со старшей группой детского сада с определения готовности детей к школьному обучению для построения образовательного пути, а также для выявления способностей. Возможно, выявление высоких способностей к каким-либо видам деятельности на ранних этапах позволит уже в начальной школе создать для ребенка оптимальные условия для развития.

В 1-4-ых классах при помощи различных методов изучаются возможности обучающихся для определения траектории дальнейшего обучения, наличие или отсутствие учебной мотивации, определяются направления индивидуальной и групповой развивающей работы, необходимость организации коррекционных мероприятий.

Первичные анкеты по изучению интересов и склонностей предъявляются учащимся уже в 5-7-ых классах. Результаты тестирования, доводимые обучающимся в индивидуальной форме, способствуют развитию самопознания, развитию рефлексии своих возможностей и склонностей.

В 8-9-ых классах в диагностике основной акцент делается на изучение интересов, склонностей, направленности личности, умственных способностей, т.е. на изучение тех параметров, которые в дальнейшем помогут сделать обучающимся выбор.

  1. Профессиональное информирование. Важным компонентом системы профориентационной работы является профессиональное информирование.

 Профессиональное просвещение начинается в младших и средних классах – это постепенное знакомство с миром профессий, выявление основных склонностей и способностей; ближе к старшему звену – формирование готовности к самоанализу основных склонностей и способностей, обсуждение различных вариантов видения своего предназначения; в старших и выпускных классах основной акцент переносится на конкретный выбор профессии.

В рамках психологического просвещения проводится совместная работа с обучающимися и педагогическими работниками: индивидуальные беседы с обучающимися «На пути к жизненному самоопределению»; профориентационные игры. Особая роль отводится работе с законными представителями несовершеннолетних обучающихся, которая организована в различных формах. Одними из самых эффективных форм являются родительские собрания по темам: «Жизненные планы и профессиональное самоопределение», «Медицинские показания и противопоказания по выбору профессии»; «Содержание и характер труда инвалида по зрению», тренинги для законных представителей несовершеннолетних обучающихся, консультации специалистов социально-педагогической и психологической службы.

  1. Профессиональное консультирование. Важным направлением деятельности является психологическое консультирование, которое носит чаще всего индивидуальный характер. В ходе консультирования учителя школы-интерната помогают обучающимся увидеть и осознать свои проблемы, стимулируют развитие личности, вместе с обучающимися очерчивают зону возможных действий для решения проблем, высвечивают сильные и слабые стороны индивидуальности, намечают реальные шаги к успеху.

Главной задачей является стимулирование процессов профессионального самосовершенствования и саморазвития на протяжении всего жизненного пути личности. Коллектив образовательного учреждения учит развивать «Я-позицию» обучающихся как активных субъектов предстоящей профессиональной деятельности путем анализа слабых и сильных сторон собственного «Я»; формировать навыки профессионального самопознания, самоанализа, самоконтроля, управления своим поведением; анализировать свой и чужой профессиональный опыт, рационально его использовать.

Малочисленность коллектива сверстников в школе-интернате обуславливает отсутствие широкого круга общения ребят с ровесниками; дружеские отношения между обучающимися более тесные, вследствие этого наблюдается распространенная ошибка при выборе профессии – выбор профессии «за компанию». Вместе с тем важную роль в принятии решения о профессиональном будущем у незрячих обучающихся играют рекомендации одноклассников и бывших выпускников школы-интерната. Чаще всего обучающиеся не предпринимают активных попыток получить необходимую им информацию, «проверить» реальность своего профессионального выбора или развивать в себе профессионально важные качества. Также обучающиеся на начальных этапах консультирования не соотносят свои возможности, в том числе здоровье, с требованиями профессий. Показательно, что практически всегда «знание» о наличии зрительного дефекта не стало еще у слабовидящих школьников «осознанием» и редко проецируется на проблемы профессионального самоопределения. Поэтому консультационная работа направлена на ликвидацию дефицита информации о мире профессий, причем информация ориентирована как на соответствие их медицинским возможностям, так и на формирование у них умения строить реальные, адекватные ситуации и их возможностям профессиональные планы.

  1. Коррекционная развивающая работа. Важным направлением психологического сопровождения обучающихся является коррекционная развивающая работа.

С обучающимися 6-8-ых классов педагогом-психологом проводятся занятия в форме профориентационных игр, психотренинги по социализации обучающихся и их ориентированию в профессиональном выборе.

Большую роль играет курс профориентационных занятий «Основы выбора профессии» для обучающихся 9-ых классов, разработанный с использованием программы Е. Н. Прощицкой «Мое профессиональное будущее». Цель курса – дать знания и сформировать навыки, помогающие обучающимся правильно выбрать профессию и реализовать свой профессиональный план с учетом собственных интересов, способностей и общественных потребностей, состояния здоровья [2].

Важным звеном в профориентации является взаимосвязь школы-интерната и законных представителей несовершеннолетних обучающихся, т.к. «погружение» обучающихся в профессиональное информирование происходит под влиянием информации, предоставляемой законными представителями несовершеннолетних обучающихся.Утверждён план работы с законными представителями несовершеннолетних обучающихся, в котором внимание акцентируется на просвещении, профконсультации и коррекционной работе.

На занятиях родительских клубов «Суббота» проводится анкетирование законных представителей несовершеннолетних обучающихся с последующим обсуждением результатов,  рассматриваются вопросы по следующим темам: «Ошибки выбора профессии», «Жизненные планы и профессиональное самоопределение», «Медицинские показания и противопоказания по выбору профессии»; «Содержание и характер труда людей с нарушениями зрения».

Эффективным направлением в профориентационной работе является индивидуальное консультирование законных представителей несовершеннолетних обучающихся. В системе работы с законными представителями несовершеннолетних обучающихся важное место занимают занятия с элементами тренингов. В ходе их проведения родители определяют наиболее значимые мотивы выбора профессии ребёнка, анализируют типичные ошибки при выборе профессии, находят способы их преодоления. Совместная работа с законными представителями несовершеннолетних обучающихся способствует повышению эффективности профориентационной работы.

Своевременная и правильная психолого-педагогическая работа с незрячими и слабовидящими детьми формирует хорошо развитые компенсаторные возможности психического развития, создающие определенные предпосылки для доразвития всех основных функций и в дальнейшем – для деятельности в различных сферах труда. Поэтому важно раскрыть перед ними более широкие перспективы выбора будущей профессиональной деятельности.

Список использованных источников

  1. Методические рекомендации по профессиональной ориентации школьников и учащейся молодежи // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2008. – № 23. – 40 с.
  2. Методические рекомендации для педагогов-психологов общеобразовательных учреждений по организации работы в 2010-2011 учебном году / Е. А. Осипова [и др.]. – Минск : АПО, 2010. – 20 с.

Запись опубликована в рубрике Аспекты коррекционно-развивающей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.