УДК 373.0
УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – О. Л. Борисюк, преподаватель кафедры педагогики и социальной работы ГрГУ имени Янки Купалы, кандидат педагогических наук, доцент
Актуальность проблемы социально-психологической реабилитации инвалидов определила необходимость разработки в учреждении образования целостной системы профессиональной ориентации, направленной на обеспечение успешного профессионального самоопределения обучающихся с нарушениями зрения.
Каждый ученик должен выйти на траекторию обучения: «не так, как все, а так, как мне нужно для моего будущего». Успешной реализации этого подхода способствует система профориентационной работы в школе-интернате, которая охватывает всех участников образовательного процесса.
Регулируют и координируют усилия коллектива нормативные документы и ежегодный план работы школы-интерната по профориентации.
Специалистами школы-интерната разработана «Программа профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями зрения Гродненской специальной общеобразовательной школы-интерната», которая утверждена педагогическим советом. Важной составляющей реализации данной программы является деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся.
В развитии системы профориентационной работы особая роль принадлежит организации психолого-педагогической поддержки взросления обучающихся как основы психологизации профориентационной работы в контексте профессионального самоопределения обучающихся [1].
Цель психолого-педагогической поддержки – создание условий, при которых обучающийся с нарушениями зрения осуществит самостоятельный осознанный выбор своей будущей профессиональной деятельности.
В школе-интернате созданы определенные социально-психологические условия для развития психологической готовности к профессиональному и личностному самоопределению. Систематически отслеживается развитие интересов, способностей, направленности личности обучающихся, влияющих на выбор дальнейшего жизненного пути.
В учреждении ищут индивидуальные, специфические для каждого ребенка способы оптимального развития его личности в целом. В современных условиях в мониторинговую деятельность активно внедряются компьютерные технологии для диагностики, обработки, систематизации и обобщения данных.
Психологическое сопровождение в школе-интернате осуществляется по следующим направлениям:
- Профессиональная диагностика.
- Профессиональное информирование.
- Профессиональное консультирование.
Остановимся поподробнее на каждом из этих направлений:
- Профессиональная диагностика. Психодиагностика – один из важнейших составных компонентов профориентации школьников с нарушениями зрения. Выявление профессиональных интересов и склонностей обучающихся осуществляется на протяжении всего периода обучения ребенка с нарушениями зрения в школе в ходе проведения различных психодиагностических мероприятий [2].
Педагогом-психологом собран пакет психодиагностических методик, адаптированный к проведению психодиагностики с незрячими и слабовидящими детьми, с помощью которых можно определить профессиональные интересы, склонности, мотивы выбора профессии, направленность, готовность к выбору профессии. Поскольку нет специальных диагностических пособий, изданных шрифтом Брайля, педагог-психолог проводит психодиагностическое исследование индивидуально с каждым незрячим обучающимся.
Работа с ребенком начинается со старшей группой детского сада с определения готовности детей к школьному обучению для построения образовательного пути, а также для выявления способностей. Возможно, выявление высоких способностей к каким-либо видам деятельности на ранних этапах позволит уже в начальной школе создать для ребенка оптимальные условия для развития.
В 1-4-ых классах при помощи различных методов изучаются возможности обучающихся для определения траектории дальнейшего обучения, наличие или отсутствие учебной мотивации, определяются направления индивидуальной и групповой развивающей работы, необходимость организации коррекционных мероприятий.
Первичные анкеты по изучению интересов и склонностей предъявляются учащимся уже в 5-7-ых классах. Результаты тестирования, доводимые обучающимся в индивидуальной форме, способствуют развитию самопознания, развитию рефлексии своих возможностей и склонностей.
В 8-9-ых классах в диагностике основной акцент делается на изучение интересов, склонностей, направленности личности, умственных способностей, т.е. на изучение тех параметров, которые в дальнейшем помогут сделать обучающимся выбор.
- Профессиональное информирование. Важным компонентом системы профориентационной работы является профессиональное информирование.
Профессиональное просвещение начинается в младших и средних классах – это постепенное знакомство с миром профессий, выявление основных склонностей и способностей; ближе к старшему звену – формирование готовности к самоанализу основных склонностей и способностей, обсуждение различных вариантов видения своего предназначения; в старших и выпускных классах основной акцент переносится на конкретный выбор профессии.
В рамках психологического просвещения проводится совместная работа с обучающимися и педагогическими работниками: индивидуальные беседы с обучающимися «На пути к жизненному самоопределению»; профориентационные игры. Особая роль отводится работе с законными представителями несовершеннолетних обучающихся, которая организована в различных формах. Одними из самых эффективных форм являются родительские собрания по темам: «Жизненные планы и профессиональное самоопределение», «Медицинские показания и противопоказания по выбору профессии»; «Содержание и характер труда инвалида по зрению», тренинги для законных представителей несовершеннолетних обучающихся, консультации специалистов социально-педагогической и психологической службы.
- Профессиональное консультирование. Важным направлением деятельности является психологическое консультирование, которое носит чаще всего индивидуальный характер. В ходе консультирования учителя школы-интерната помогают обучающимся увидеть и осознать свои проблемы, стимулируют развитие личности, вместе с обучающимися очерчивают зону возможных действий для решения проблем, высвечивают сильные и слабые стороны индивидуальности, намечают реальные шаги к успеху.
Главной задачей является стимулирование процессов профессионального самосовершенствования и саморазвития на протяжении всего жизненного пути личности. Коллектив образовательного учреждения учит развивать «Я-позицию» обучающихся как активных субъектов предстоящей профессиональной деятельности путем анализа слабых и сильных сторон собственного «Я»; формировать навыки профессионального самопознания, самоанализа, самоконтроля, управления своим поведением; анализировать свой и чужой профессиональный опыт, рационально его использовать.
Малочисленность коллектива сверстников в школе-интернате обуславливает отсутствие широкого круга общения ребят с ровесниками; дружеские отношения между обучающимися более тесные, вследствие этого наблюдается распространенная ошибка при выборе профессии – выбор профессии «за компанию». Вместе с тем важную роль в принятии решения о профессиональном будущем у незрячих обучающихся играют рекомендации одноклассников и бывших выпускников школы-интерната. Чаще всего обучающиеся не предпринимают активных попыток получить необходимую им информацию, «проверить» реальность своего профессионального выбора или развивать в себе профессионально важные качества. Также обучающиеся на начальных этапах консультирования не соотносят свои возможности, в том числе здоровье, с требованиями профессий. Показательно, что практически всегда «знание» о наличии зрительного дефекта не стало еще у слабовидящих школьников «осознанием» и редко проецируется на проблемы профессионального самоопределения. Поэтому консультационная работа направлена на ликвидацию дефицита информации о мире профессий, причем информация ориентирована как на соответствие их медицинским возможностям, так и на формирование у них умения строить реальные, адекватные ситуации и их возможностям профессиональные планы.
- Коррекционная развивающая работа. Важным направлением психологического сопровождения обучающихся является коррекционная развивающая работа.
С обучающимися 6-8-ых классов педагогом-психологом проводятся занятия в форме профориентационных игр, психотренинги по социализации обучающихся и их ориентированию в профессиональном выборе.
Большую роль играет курс профориентационных занятий «Основы выбора профессии» для обучающихся 9-ых классов, разработанный с использованием программы Е. Н. Прощицкой «Мое профессиональное будущее». Цель курса – дать знания и сформировать навыки, помогающие обучающимся правильно выбрать профессию и реализовать свой профессиональный план с учетом собственных интересов, способностей и общественных потребностей, состояния здоровья [2].
Важным звеном в профориентации является взаимосвязь школы-интерната и законных представителей несовершеннолетних обучающихся, т.к. «погружение» обучающихся в профессиональное информирование происходит под влиянием информации, предоставляемой законными представителями несовершеннолетних обучающихся.Утверждён план работы с законными представителями несовершеннолетних обучающихся, в котором внимание акцентируется на просвещении, профконсультации и коррекционной работе.
На занятиях родительских клубов «Суббота» проводится анкетирование законных представителей несовершеннолетних обучающихся с последующим обсуждением результатов, рассматриваются вопросы по следующим темам: «Ошибки выбора профессии», «Жизненные планы и профессиональное самоопределение», «Медицинские показания и противопоказания по выбору профессии»; «Содержание и характер труда людей с нарушениями зрения».
Эффективным направлением в профориентационной работе является индивидуальное консультирование законных представителей несовершеннолетних обучающихся. В системе работы с законными представителями несовершеннолетних обучающихся важное место занимают занятия с элементами тренингов. В ходе их проведения родители определяют наиболее значимые мотивы выбора профессии ребёнка, анализируют типичные ошибки при выборе профессии, находят способы их преодоления. Совместная работа с законными представителями несовершеннолетних обучающихся способствует повышению эффективности профориентационной работы.
Своевременная и правильная психолого-педагогическая работа с незрячими и слабовидящими детьми формирует хорошо развитые компенсаторные возможности психического развития, создающие определенные предпосылки для доразвития всех основных функций и в дальнейшем – для деятельности в различных сферах труда. Поэтому важно раскрыть перед ними более широкие перспективы выбора будущей профессиональной деятельности.
Список использованных источников
- Методические рекомендации по профессиональной ориентации школьников и учащейся молодежи // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2008. – № 23. – 40 с.
- Методические рекомендации для педагогов-психологов общеобразовательных учреждений по организации работы в 2010-2011 учебном году / Е. А. Осипова [и др.]. – Минск : АПО, 2010. – 20 с.