Петрашко А.В. ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

УДК 373.2

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Е. А. Ковалева, магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ им. Янки Купалы

Особое место в жизни дошкольника занимает игра, ведь именно она является самым доступным, интересным и увлекательным видом деятельности. Там нет каких-либо рамок и запретов, именно поэтому в игре комната может быть и автомобилем, и магазином, и кораблем, и даже замком с бушующими драконами. Дети придают значение обстановке так, как обусловлено замыслом и содержанием игры.

Особой любовью у детей пользуются театрализованные игры, в разряд которых так же входят игры-драматизации. Игра-драматизация – это игра творческого характера, в процессе которой дети отражают содержание литературного произведения[1, с. 43]. Участвуя в таких играх ребенок как бы входит в образ, примеряет на себя роль того или иного персонажа, перевоплощается в него и живет его жизнью. Игра-драматизация значительно отличается от других игр. Дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал, с помощью которого они должны общаться.

Игра — наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия[2, с. 18]. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

По мнению ученых, именно с помощью игр-драматизаций у детей развиваются такие качества как самостоятельность, воображение, инициатива, эмоциональная отзывчивость. В игре ребёнок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы, он приучается согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры. Она представляет собой специфический вид художественной деятельности, в которой разворачиваются различные виды детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, певческого).

Особенно важную роль игры-драматизации играют в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от рождения до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Как правило, такие дети с трудом идут на контакт. Вся коррекционно-развивающая работа с такими детьми должна осуществляться посредством игр. Игровая форма занятий позволяет создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную эмоциональную атмосферу. В процессе игры нужно способствовать установлению непринуждённых, дружеских отношений. А каждого участника игры следует принимать таким, какой он есть.

Ценность игры-драматизации с такими детьми состоит в том, что в ходе этой игры ребенок может немало узнать о себе, о ранее неизвестных ему качествах, он имеет возможность обрести более полное представление о самом себе как личности, индивидуальности, отличающейся от других. Данный вид деятельности способствует раскрепощению детей, снимает напряжение, тем самым игра проводится всегда в ключе позитивного настроения, что особенно важно для формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Большое влияние игры-драматизации оказывают на развитие способностей коммуникации. В процессе игры у детей приобретается опыт взаимопонимания, умения пояснять свои действия и намерения, а так же согласовывать их с другими детьми. Кроме того, в работе над образом ребёнок учится понимать мотивы действий человека, причинно-следственные взаимосвязи поступков и событий, умению понимать другого человека, увидеть мир его глазами, более тонко чувствовать чужое эмоциональное состояние, чужие беды и радости, умению сопереживать. Играя в такие игры, у детей с ограниченными возможностями здоровья происходит стимуляция диалогической эмоционально-насыщенной  речи. Происходит обогащение словарного запаса, формируется грамматический строй речи, монолог и диалог. В инсценировках дети учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Таким образом, в процессе какой-либо совместной деятельности, особенно творческой, ребёнок будет больше взаимодействовать с другими людьми, общаться, делиться впечатлениями, а отсюда следует, что и коммуникативные способности будут развиваться.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья особенно важно создавать ситуацию успеха, формировать у них уверенность в себе, в свои силы, возможности и способности. В играх-драматизациях особенно важным является составление и разработка педагогами сценариев, учитывающих индивидуальные особенности каждого ребенка, таким образом, предоставляя  детям равные возможности для участия в инсценировках и праздниках. При таком подходе даже самые робкие дети учатся справляться с волнением и страхом.

Такой вид игровой деятельности также оказывает положительное влияние на развитие воображения у детей. Ведь для того, чтобы дети смогли глубже понять смысл происходящих событий, сумели бы объяснить мотивы поступков героев, смогли бы предположить, как выглядят их герои, в каких условиях живут, необходимо подключить работу воображения. И тогда один и тот же герой у разных детей будет отличаться манерой поведения, внешним видом, а возможно, и характером.

Следует отметить еще один неоспоримый «плюс» игр-драматизаций. Это эстетическое развитие детей. Грамотно подобранное музыкальное сопровождение к спектаклю, со вкусом оформленные декорации, атрибуты, аккуратно изготовленные костюмы – все это сказывается на развитии художественного вкуса детей, учит быть более наблюдательными, замечать красоту в окружающей действительности и в простых вещах. Все перечисленное вызывает эстетическое наслаждение у детей, которое, в свою очередь, создает радостное настроение, эмоциональный подъем, повышает жизненный тонус.

Так же игровая деятельность может оказывать эффективное влияние на понимание детьми с ограниченными возможностями здоровья литературных произведений. Ведь в основе игры-драматизации зачастую лежит сказка. А, как всем известно, каждая сказка всегда имеет нравственную направленность – дружба, честность, доброта, смелость и др. Именно благодаря сказке ребенок познает мир, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся предметом подражания детей.

Особая роль отводится работе с родителями. Ребенок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна. Поэтому родителей воспитанников следует привлекать к участию в театрализованных занятиях, праздниках, причем в качестве не только зрителей, но и исполнителей ролей, изготовителей декораций, костюмов и т. д. Это поможет им лучше узнать своего ребенка, особенности его характера, темперамента.

С детьми дошкольного возраста  с ОВД могут использоваться следующие игры-драматизации:

  • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
  • Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
  • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
  • Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
  • Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами»).
  • Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
  • Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
  • Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

Таким образом, игры-драматизации играют огромную роль в формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Они воздействуют на воображение и память ребенка. Участвуя в таких играх, дети знакомятся с окружающим миром. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, что является непременным условием не только развития речи в целом, но и успешной самореализации личности.

Список использованных источников

  1. Брынзарей, Ю.Г. Педагогу об игре дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Ю. Г. Брынзарей, С. Н. Галенко. – Мозырь: Белый Ветер, 2014. – 111 с.
  2. Панько, Е.А. Игра в жизни дошкольника: пособие педагогу учреждения дошк. образования / Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 184 с.
Запись опубликована в рубрике Аспекты коррекционно-развивающей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.