УДК 371
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, г. Орск
При разговоре о школе и развитии способностей детей всегда необходимо помнить, что задачи обучения и образования не могут быть эффективно решены без выхода педагогов в сферу воспитания. Другими словами, дидактическая система школы является составной частью более широкой системы, а именно воспитательной системы школы.
Воспитательная система в школьном коллективе представляет собой определенную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, непосредственно связанных с преподавательской деятельностью. Воспитательная система включает комплекс воспитательных целей, которые осмыслены и приняты педагогическим коллективом; общность людей, их реализующих; деятельность, направленную на реализацию целей; сеть отношений, складывающихся между участниками этой деятельности, а также ту часть окружающей среды, которая освоена школой для реализации принятых целей. Как и в любой другой, в воспитательной системе главным элементом становится сформулированная цель ее функционирования [1].
Воспитательная система – своеобразный синтез деятельности администрации и творчества учителей. Школа разрабатывает свою систему на базе собственной концепции с учетом типа школы, состава обучающихся и особенностей среды. Воспитательная система является единством общего, свойственного конкретной школе с данным составом педагогов и учеников, и единичного, что определяется педагогическим кредо и творческим потенциалом ее авторов [2].
Ведущую роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, защите интересов даёт учитель.
Деятельность педагога является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, родители – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.
Учитель русского языка и литературы, как и любой другой учитель-предметник, включен в процесс воспитания подрастающего поколения. При этом следует отметить, что деятельность педагога-словесника в составе воспитательной системы школы имеет некоторую специфику: во-первых, этот учитель преподает детям два предмета, каждый из которых несет свою воспитательную нагрузку, обусловленную особенностями этих дисциплин; во-вторых, преподаватель русского языка и литературы выполняет также функции классного руководителя, то есть может проводить внеклассные мероприятия воспитательного характера [3].
Уроки русского языка и литературы важны для подрастающего поколения не только с позиции предмета знаний, но и с точки зрения их воспитательного значения. Кроме того, несомненна роль воспитательной работы учителя-словесника на факультативных занятиях, так как занимает промежуточное положение между воспитательной работой на уроках и во внеклассное время.
Прежде всего, подчеркнем такую специфику воспитательной работы на уроках русского языка и литературы как её неявный характер. Дело в том, что, учитель-словесник обычно не произносит слов о воспитательном характере осуществляемой на уроке деятельности и воспитательная подоплека выполняемых заданий остается не заметной для школьников, но при этом обучающиеся усваивают те нормы, о которых им хотел рассказать педагог [4].
Особенность уроков заключается в том, что преподавание русского языка идет через посредство отдельных слов или предложений, а также с помощью текстов художественной литературы. В связи с этим, воспитательная работа на уроке будет опираться на характер текстов, которые даны в учебнике или специально подобраны учителем. Как правило, используются на уроке такой текстовый материал, который позволяет проводить воспитательную работу в разных ее вариациях.
Поскольку на уроках обычно используются тексты, взятые из художественных произведений, то имеет смысл говорить об эстетическом аспекте воспитательной работы. Интерес детей к произведениям искусства на уроке русского языка может прививаться и на уроках развития речи [5], в большей степени, на тех из них, когда школьники готовятся к написанию сочинения по картине.
Уроки литературы также представляют собой широкое поле для воспитательной деятельности. Как и на уроках русского языка и даже в большей степени, воспитательная работа опирается, прежде всего, на тексты изучаемых по программе художественных произведений. Соответственно характер и виды воспитательной работы во многом зависят от содержания текстов, которые читают обучающиеся. Так, например, чтение произведений на исторической основе позволяет детям не только усваивать литературные и исторические знания, но и знакомиться с моральными нормами, характерными для описываемой эпохи [6].
На уроке литературы учитель может проводить эстетическую воспитательную работу в ходе анализа текстов художественных произведений, а также при обращении к материалу из биографии каждого автора, при использовании произведений живописи (портретов писателей и поэтов, иллюстраций к произведениям). Кроме того, художественный материал, предлагаемый школьникам для изучения, позволяет учителю использовать на уроке другие виды искусства – музыку, поскольку ряд произведений положен на ноты; кино, так как многие произведения экранизированы; театр, в связи с изучением произведений драматургии.
Нравственное воспитание также происходит на уроке через обращение к текстам произведений и фактам из жизни их авторов. Следует отметить, что, как правило, тексты, помещаемые в учебники-хрестоматии, предполагают обращение внимания обучающихся именно на нравственный аспект описываемой в произведении ситуации. Если учитель обращается к специально подобранному тексту, содержание которого обращает внимание детей на правила вежливости, бережное отношение к окружающему миру, то можно говорить об этической и нравственной работе. Разговор с детьми о нравственности может быть начат и в том случае, если того требует специфика текста упражнения из учебника по русскому языку [7].
Трудовое воспитание учащихся на уроке русского языка может идти как через посредство текстов, используемых на уроке для закрепления материала, так и через выполнение самих заданий, поскольку обучение в школе – это и есть труд обучающихся. На уроках литературы данный вид воспитания школьников также проходит через анализ текстов, имеющих соответствующее содержание, и через обращение к вопросу о том, как жил и трудился тот или иной писатель.
Физическое воспитание воспитания детей педагог-словесник опять-таки может проводить на уроках русского языка с помощью специально подобранных текстов определенного содержания, а на уроках литературы физическая воспитательная работа может проводиться опосредованно через анализ художественных произведений. Кроме того, преподаватель может, как на уроках русского языка, так и на занятиях по литературе, непосредственно проводить физкультурные упражнения для детей, которые могут быть включены в урок как небольшие паузы для смены вида деятельности. Физкультурные минутки в течение урока особенно необходимы для обучающихся начального и среднего звена, когда в силу возрастных особенностей, дети не могут долго сидеть в одной позе, заниматься однообразной деятельностью и быстро устают [8].
Таким образом, воспитание интереса к произведениям разных видов искусства, умение видеть прекрасное в самых обыкновенных вещах, прививание норм морали, трудовое воспитание и формирование ценностного отношения детей к своему здоровью и внимательности к окружающему миру может проходить через тексты упражнений, содержащихся в учебниках, и через подобранный учителем дидактический материал для уроков русского языка, а также через тексты художественных произведений, изучаемых на уроках литературы.
Список использованных источников
- Нодель, Ф. «Школьные технологии». Содружество реформаторов обучения / Ф. Нодель // Знамя. – 1998.– № 5. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/znamia/1998/5/nodel.html
- Воспитательные системы в социальном институте образования / М.В. Воропаев // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс]: Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием = oimru / ред. совет: В.П. Борисенков, Б.С. Гершунский, Н.И. Загузов, Н.Д. Никандров, В.А. Поляков, Б.Н. Сизов, Д.И. Фельдштейн и др.; гл. ред. Р.П. Будаков; программист Д.А. Мариенко; Российская академия образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского. – Электрон. журн. с библиотекой. – М.: OIMRU, 2000. – Режим доступа: http://www.oim.ru
- Петраш, И.А. Воспитательная работа на уроках русского языка и литературы / И.А. Петраш // Вектор развития современной науки: материалы международной научно-практической конференции. – Издателска Къща «СОРоС», 2016. – С. 171-174.
- Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд. – СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. – 192 с.
- Орешина, И.А. Культура речи как компонент профессиональной культуры будущего специалиста / И.А. Орешина // Интеграция педагогической науки и практики в решении проблем современного образования: сборник материалов региональной научно-практической конференции (8 апреля 2011 г.) / отв. ред. Т.Г. Курганова. – Орск: Изд-во ОГТИ, 2011. – С. 15-17. – ISBN 978-5-8424-0526-8.
- Петраш, И.А. Исторический роман как средство воспитания гармоничной личности / И.А. Петраш // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием); Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. – С. 1724-1729. – ISBN 978-5-4417-0161-7.
- Петраш, И.А. Нравственное воспитание средствами художественной литературы / И.А. Петраш // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием); Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург : ООО ИПК «Университет», 2014. – С. 2378-2383. – ISBN978-5-4417-0309-3.
- Физкультминутки для учителя и ученика: методическое пособие / Сост. Н.В. Лядова, Л. А. Меньшикова. – 2-е изд., испр. и доп. – Пермь : Изд-во ПОИПКРО, 2006. – 100 с.