Хайытджумаева Ш.Ч. ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С.ПУШКИНА «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ…»

УДК 373.1

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно.
Научный руководитель – П.Л.Новицкий, старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного ГрГУ им. Янки Купалы

«Я помню чудное мгновенье» – стихотворение А.С. Пушкина, обращенное (согласно общепринятой версии) к Анне Керн, супруге коменданта Рижской крепости героя Отечественной войны 1812 года Ермолая Федоровича Керна.

Керн Анна (22.02.1800 – 08.06.1879) – русская дворянка, автор мемуаров. Приобрела известность из-за романтических отношений с А.С. Пушкиным, была музой известного лирического произведения «Я помню чудное мгновенье». В русскую историю Анна Керн вошла благодаря той роли, которую она сыграла в жизни великого поэта. Впервые они познакомились в 1819 году в Петербурге, когда Анна гостила у своей тетки. Здесь на литературном вечере умная и образованная красавица Керн привлекла внимание поэта. Встреча была короткой, но запомнилась обоим. Пушкину рассказывали, что Анна является поклонницей его поэзии и очень лестно о нем отзывалась. Следующая их встреча произошла лишь через несколько лет в июне 1825 года, когда по пути в Ригу Анна заехала погостить в село Тригорское, имение своей тётушки. Пушкин там часто бывал гостем, поскольку это было в двух шагах от Михайловского, где поэт «томился в ссылке». Тогда Анна поразила его – Пушкин был восхищен красотой и умом Керн. В поэте вспыхнула страстная любовь, под влиянием которой он написал Анне свое знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» и вручил ей вместе с экземпляром одной из первых глав «Евгения Онегина».

Вот так описывает А. Керн в своих воспоминаниях эту встречу: «На другой день я должна была уехать в Ригу с сестрой Анной Николаевной Вульф. Он пришел утром и на прощанье принес мне экземпляр 2-й главы «Онегина» в неразрезанных листках, между которыми я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами  «Я помню чудное мгновенье…».

Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать, насилу выпросила я их опять, что у него промелькнуло тогда в голове не знаю. Стихи эти я сообщила тогда барону Дельвигу, который их поместил в своих «Северных цветах». Михаил Глинка сделал на них прекрасную музыку» [1].

Стихотворение было написано не позже 19 июля 1825 года. Главной темой стихотворного послания Пушкина является тема любви, которая занимала ключевое место в его творчестве.  Любовная лирика всегда является самой эмоциональной, нежной, возвышенной, самой красивой. А.С. Пушкин, как никто другой, в своем стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» смог передать тот восторг, те искренние, яркие чувства, запоминающиеся на всю жизнь впечатления, когда внезапно, впервые видишь «милые черты», которые переворачивают душу и окрыляют сердце.
Героиня стихотворения поднимается Пушкиным до поэтического идеала. Образно это выражается словами, взятыми из стихотворения Жуковского, — «гений чистой красоты». Слова эти дважды повторяются – в начале и в конце, они становятся сквозным мотивом стихотворения, придавая ему цельность.
Поэт рисует в стихотворении идеальный, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми, небесными чертами. Но это не просто любовное послание, в котором автор выражает восхищение хорошенькой женщиной. Это своего рода поэтическая биография: «душе настало пробужденье» после духовного кризиса, и явилась любовь – неизменный спутник поэзии. Безжизненность, одиночество ссылки, «мрак заточенья» уничтожили любовь, но она снова пришла и принесла с собой еще более сильные чувства, чем прежние. Взамен «томленья грусти безнадежной» к поэту приходит «упоенье» силой любви, полнотой жизни.
Так хрупкая красота способна победить «бурь порыв мятежный», а лишь одно «чудное мгновенье» сильнее долгих лет заточения. Это есть настоящее чудо любви, благодаря которому воскресли «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы». Для Пушкина любить — значит жить и творить, любовь – великий источник вдохновения. Для того, чтобы более точно, образно рассказать о душевном состоянии героя, поэт использует эпитеты «чудное мгновенье», «грусть безнадежная», «небесные черты». Образное определение «гений чистой красоты» использован дважды, чтобы подчеркнуть внешний и внутренний облик прекрасной девушки. Для передачи смены настроения использованы следующие глаголы: «помню», «звучал», «снились», «рассеял», «забыл», «тянулись», «настало пробужденье», «бьется», «воскресли».

Композицию стихотворения можно условно разделить на три части, которые различаются и содержанием, и настроением героя. В первой части говорится о том, как в сердце поэта живут впечатления о встрече с милым созданием, как звучит в нем ее голос, как снятся ее черты. Во второй части он переживает дни «во мраке заточенья», где и душа его находится в плену, он живет «без божества, без вдохновенья». В третьей части автор снова счастлив, его душа снова проснулась, она вновь любит и поет [2].
Композиция является кольцевой. Стихотворение начинается с упоминания «чудного мгновенья», когда перед поэтом возникает «мимолетное виденье». Заканчивается новой встречей с девушкой, которая вновь подарила поэту столь же неожиданные и яркие впечатления.
Любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое чувство, бесконечно нежное и самоотверженное, облагораживающее и очищающее человека. Даже когда ей нет отклика, любовь – это дар жизни. Это чувство очень много значило для поэта, ведь для него любить – значило жить и, главное, творить.

Список использованных источников

  1. Режим доступа: URL: http://www.lang-lit.ru/2014/08/pomniu-chudnoe-mgnovenie.html. Дата обращения – 23 марта 2018 г.
  2. Режим доступа: http://goldlit.ru/pushkin/735-ya-pomnu-chudnoe-mgnovenie-analiz. Дата обращения 24 марта 2018 г.
Запись опубликована в рубрике Проблемы методики преподавания лингвистических дисциплин. Добавьте в закладки постоянную ссылку.