Шерель А.А. ГЛАГОЛЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗОВ ВИКТОРИИ ТОКАРЕВОЙ)

УДК 81’367.625

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – З.З. Сидорович, доцент кафедры русской филологии ГрГУ им. Янки Купалы

Важным и актуальным для развития науки о языке признается функциональный аспект изучения языковых единиц. Глагол играет важную роль в художественном тексте, занимает центральное место в лексической системе русского языка. Основным аспектом рассмотрения глаголов является сторона их функциональности, которая помогает раскрыть семантические закономерности и способы употребления глаголов в тексте и в речи.

Глаголы мыслительной деятельности помогают проследить ментальность персонажей, подчеркнуть, как устроено их миропонимание, обратить внимание на цель и причины совершаемых ими поступков.

Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение текста с точки зрения составляющих его лексем дает возможность понимания смысла произведения через читательское восприятие. Это исследование является необходимым, так как изучение функционального аспекта важно для понимания и определения семантики языковых единиц и выявления смысла текста. Особенно мало изучены произведения современных авторов, что делает данное исследование актуальным и необходимым.

Виктория Токарева – российский прозаик и успешный сценарист, по ее повестям и рассказам снят десяток фильмов. Самые успешные «Мимино» и «Джентльмены удачи». Она издала более десятка книг, включающих романы, повести и сборники рассказов. В свое время произведения Виктории Токаревой перевели на английский, французский, датский, итальянский, немецкий, а также китайский языки. Произведения этого автора востребованы современным обществом, потому что носят глубокий жизненный, психологический и литературный характер. Рассказам В.Токаревой характерен герой мыслящий, способный на огромную силу фантазии, анализирующий все происходящее.

Цель работы – выявить глаголы мыслительной деятельности, описать их семантику и определить их функции на материале произведений Виктории Токаревой.

Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Глаголы этой группы обозначают процессы и изменения, происходящие в нашем сознании. Они динамичны, указывают на изменение состояния в уме субъекта.

Из 25 анализируемых произведений было выявлено 105 лексем и 887 словоформ. Многочисленной ЛСГ оказалась группа мыслительного процесса, она насчитывает 37 лексем и 293 словоупотребления.

Глаголы этой группы обозначают процессы и изменения, происходящие в нашем сознании. Такие глаголы, как отмечают Т.В. Булыгина и А.Д. Шмелев, «могут обозначать то или иное ментальное состояние, мыслительную деятельность, обычно направленную на получение знания» [1, с. 31]. Эту группу составляют глагольные лексемы думать (85), подумать (68), задуматься (14), сосредоточиться (6), размышлять (3) и т.д.

Глаголов со значением результата мыслительного акта насчитывается 68 лексем и 594 словоупотребления. Они делятся на несколько подгрупп. Наиболее часто употребляемой в анализируемых рассказах, является подгруппа с ядерным значением «понимать». Она представлена 20 лексемами и 258 словоупотреблениями. Эти глаголы обозначают осмысление происходящего, ситуации, полученной информации. Понимание  – универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся идей и представлений  [2,с 142].

Также описывают процессы, которые обозначают введение в курс дела других людей; когда человек делится информацией, которой владеет сам, и пытается добиться усвоения этой информации другим человеком. К ним относятся: понимать (85), объяснить (26), сообразить (7), осознавать (2) и т.п.

Вторая подгруппа – это подгруппа с ядерным значением «представлять». Насчитывается 17 лексем и 96 словоупотреблений. Глаголы этой группы связаны с человеческим воображением, фантазиями. Это промежуточная стадия между ощущениями и восприятиями, так же связаны с семантической  группой чувств и интеллектуальной деятельностью личности. В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т.е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности [3, с. 157]. Сюда относятся такие глаголы, как мечтать (20), представить (15), сочинять (8), грезить (1) и др.

Подгруппа со значением «полагать». Эти глаголы обозначают наличие какой-либо точки зрения, своего мнения после собственных рассуждений. Также к одному из значений можно отнести и предварительное мнение об ожидаемом явлении: рассчитывать (10), предполагать (3) и т.д.

Может выражать уверенность и неуверенность. К этой группе относятся глаголы считать (18), подозревать (10), предполагать (3), прикидывать (2) и др.

Глаголов с ядерным значением «решать» насчитывается 7 лексем и 50 словоформ. Эти глаголы используются в тексте с целью показать, что персонаж вынес какое-то постановление, сделал определенный вывод, нашел объяснение какому-либо слову, поступку, событию. Сюда относятся такие глаголы, как решить (37), постановить (2), вздумать (3) и т.п.

Глаголов ядерного значения «верить» насчитывается меньше в рассмотренных рассказах, их количество составляет всего 6 лексем и 44 словоупотребления. Эти глаголы могут использоваться для выражения убеждения в какой-либо точке зрения, принятия чего-либо как истины для себя. Также могут отражать сомнение или полное неприятие какой-либо информации. Эту подгруппу представляют следующие глаголы: верить (27), поверить (10), усомниться (2) и др.

Самой немногочисленной подгруппой являются глаголы со значением «ошибаться». Эти глаголы обозначают неправильное понимание понятий, событий, окружающего мира. Также иногда используются в значении ‘вводить в заблуждение осознанно, намеренно’. В эту группу относятся глаголы такие, как врать (15), ошибаться (4), обмануть (4), ослышаться (2) и т.д.

В анализируемых рассказах Виктории Токаревой выявлены сочетания типа: просыпалась мечта, пришло в голову, стало ясно, проплывали видения, сделал заключение, проследила в воображении, возлагала надежды, стал прикидывать, почертила в уме. Все эти сочетания также относятся к ментальным процессам, мозговой деятельности, восприятию окружающей среды и интерпретации ее в человеческом сознании. Их можно отнести к различным лексико-семантическим группам, ведь каждое сочетание обладает своим собственным оттенком, значением и функцией.

В рассказе «Ни сыну, ни жене, ни брату» выявлено 37 лексем ЛСГ мыслительной деятельности.

Главный герой рассказа Александр Дюкин (сокращено Дюк) – простой парень, ученик 9 класса. Он примечателен тем, что является очень пассивным человеком, который даже не хулиганит, что кажется учительнице очень странным. Дюк не делает ничего, человек абсолютно не общественный, хотя у него на все имеется свое собственное мнение и мысли, которые он, правда, не высказывает. Например, он думал о том, что, когда вырастет большой, никогда не станет унижать человека при посторонних только за то, что он несовершеннолетний, и не зарабатывает себе на хлеб, и не может за себя постоять. Дюк мог бы сказать это прямо сейчас и прямо в глаза Нине Георгиевне, но тогда она потеряет авторитет. А руководить без авторитета невозможно.

Это человек, который больше думает и рассуждает, чем ведет активную социальную жизнь. Больше анализирующий человек, чем деятель. Именно поэтому в этом рассказе Виктория Токарева и употребляет много глаголов мыслительной деятельности, чтобы показать саму молчаливую и мечтательную натуру героя.

Александр Дюкин – человек-фантазер, любит вспоминать прошлое. Однажды припомнив, что мама в детстве называла его талисманчик мой, придумал и рассказал всем, что он на самом деле талисманом и является, приносит счастье и удачу тем, кто рядом с ним находится в нужный момент. Это говорит о большой фантазии молодого человека, а такие глаголы как представить, предположить, придумать подчеркивают это.

В рассказе преобладают глаголы со значением мыслительного процесса и глаголы понимания. Здесь представлены такие глаголы, как понять (14), понимать (8), сосредоточиваться (1), подозревать (1), задумать (1), соображать (1), думать (6), решить (5), разрешать (1), выяснить (1), объяснить (5), догадаться (2), представить (5), сомневаться (1), врать (2), сообразить (3), считать (2), верить (5), решать, обмануть, подозревать, предположить, придумать, разобрать («понять») и т.п.

Например, Дюк кивнул маме головой, и это тоже можно было понять двояко: «подожди, я сейчас» и «не мешай, дай мне пожить своими интересами».

Дюк остался стоять как столбик. Хотелось есть. Он ничего толком не понимал, что происходит, однако сообразил, что кто-то создал условия для взятки….

Дюк подумал, что человек, который производил гражданскую казнь, ломал над головой шпагу, должен был обладать недюжинной силой, иначе как он переломил бы сталь? Потом догадался, что шпагу (или саблю) подпилили.

Дюк не разобрал… или влюбилась по пятки. Чем она полна – любовью или глупостью.

Глаголы мыслительного процесса выполняют по большей части информативную функцию, так как помогают раскрыть сюжет произведений, а так же преобладает функция эстетическая, ведь через сознание персонажа, мы можем узнать о целях его поступков и о том, каким истинно он является, эти глаголы помогают создать и раскрыть образ. Читатель фокусируется на мыслях персонажа, работе его мозга, подсознания, фантазии.

Глаголы, обозначающие результат мыслительного акта, больше выполняют композиционную, эпидейктическую и эстетическую функции.

Все глаголы рассматриваемой нами лексико-семантической группы обладают, в первую очередь, именно информативной функцией, ведь мы рассматриваем глаголы, связанные с деятельностью подсознания, индивидуальным компонентом каждого человека, что помогает нам именно узнать и понять персонажа.

Глаголы подгруппы «ошибаться», которые в основном представлены в коротких рассказах Виктории Токаревой глаголами обманывать, врать, ошибаться ,обмануть, показывают отрицательное отношение автора к какому-либо действию своего персонажа, следовательно, эти глаголы выполняют еще и характерологическую функцию.

Таким образом, глагол мысли в коротких рассказах Виктории Токаревой помогает передать эмоциональное состояние героев, создать психологические портреты, особым образом воздействует на читателя, помогает увидеть мир, явления, события сквозь призму восприятия героями окружающего мира. Богатство и разнообразие используемых Викторией Токаревой языковых средств раскрывает основной замысел произведения, помогает красочно и разносторонне описать действующих персонажей: их внутренний мир, их поведение, мысли, и ментальную составляющую каждой личности, помогает понять мотивы тех или иных действий. В своих произведениях автор заостряет внимание на процессах, происходящих в сознании героев, их мыслительной, интеллектуальной деятельности.

Список использованных источников

  1. Булыгина, Т.В. Ментальные предикаты в аспекте аспектологии Т.В. Булыгина // Логический анализ зыка. Проблемы интенсиональных и прагматических контекстов/Т.В Булыгина, А.Д. Шмелев. – СПб.–М. : Наука, 1989. – 127 с.
  2. Википедия. Свободная библиотека [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B. – Дата доступа: 01.03.2018.
  3. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2001. – 475 с.
Запись опубликована в рубрике Проблемы методики преподавания лингвистических дисциплин. Добавьте в закладки постоянную ссылку.