УДК 76.35.35
Комар Любовь Александровна
Студентка 2 курса специальности 1-86 01 01-03 Социальная работа
(социально-реабилитационная деятельность) 1 ступени образования педагогического факультета Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
(Научный руководитель – Л. А. Ольшевская, старший преподаватель кафедры
педагогики и социальной работы)
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ
Аннотация. В данной статье рассматриваются теоретические аспекты медико-социальной реабилитации инвалидов
Инвалидность – одна из глобальных проблем не только нашей страны, но и всего мирового сообщества. Численность инвалидов в мире неуклонно растёт, что является невыгодным с социально-экономической точки зрения. Согласно международным данным, в настоящее время инвалидность имеют около 10% населения Земли, что составляет примерно 650 миллионов человек. В Республике Беларусь 574 555 инвалида по состоянию на 01.05.2020, из них по городу Гродно и Гродненской области 64 221 человек.
Численность инвалидов, получающих пенсию в органах по труду, занятости и социальной защите, по состоянию на 01.05.2020
Область | Инвалиды,чел. | ||||
Всего | I группа | II группа | III группа | Дети-инвалиды в возрасте до 18 лет | |
Республика Беларусь | 574 555 | 89 853 | 259 506 | 191 211 | 33 985 |
Брестская | 77 720 | 13 203 | 32 689 | 26 600 | 5 228 |
Витебская | 59 617 | 10 975 | 25 260 | 19 810 | 3 572 |
Гомельская | 92 622 | 14 161 | 38 626 | 34 680 | 5 155 |
Гродненская | 64 221 | 10 867 | 31 682 | 17 912 | 3 760 |
г. Минск | 124 539 | 13 699 | 61 334 | 42 229 | 7 277 |
Минская | 93 069 | 16 033 | 42 529 | 28 783 | 5 724 |
Могилевская | 62 767 | 10 915 | 27 386 | 21 197 | 3 269 |
Среди болезней, приводящих к инвалидности взрослого населения, на первом месте стоят болезни системы кровообращения (44,1%), на втором месте – новообразования (23,3%), третьем – болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (6,4%), четвертом – психические расстройства и расстройства поведения (5,7%).
Под инвалидностью понимается возникшее под влиянием нарушения в здоровье (болезнь, увечье, врождённый анатомический дефект) стойкое функциональное расстройство организма, ограничивающее жизнедеятельность и вызывающее у индивида потребность в социальной защите. Инвалидом, соответственно, называется лицо, физические либо психические нарушения которого отрицательно сказались на его жизнедеятельности и потребовали социальной защиты [1, c. 84].
Инвалиды – это наиболее незащищённая категория людей. Их возможности на получение желаемого образование и профессии, на трудовую деятельность часто ограничены именно их физическим состоянием.
Между тем инвалиды – это такая же часть населения, как и трудоспособные граждане, и им необходимо создавать все необходимые условия для полноценной жизни. Инвалидизация человечества и связанный с ней социально-экономический и моральный ущерб для общества и обусловили развитие реабилитационных программ по отношению к инвалидам, что характеризует способность общества к решению возникающих проблем. Реабилитационная помощь инвалидам основывается на следующих важнейших принципах:
— права инвалидов должны гарантированно соблюдаться и регулироваться на государственном и общественном уровнях;
— в реабилитационном процессе интересы инвалидов занимают приоритетное положение;
— реабилитационные системы должны быть общедоступными;
— реабилитационные мероприятия должны быть начаты как можно раньше;
— подход при разработке реабилитационных программ должен быть индивидуальным;
— реабилитационные формы и методы должны быть разнообразными и системными;
— реабилитационный процесс должен быть непрерывным, последовательным, преемственным и комплексным.
Реабилитация инвалидов направлена на максимально возможное восстановление нарушенных функций организма либо (если это невозможно ввиду тяжести физического состояния больного) – на развитие компенсаторных механизмов.
Для побора индивидуальной реабилитационной программы необходима медико-социальная экспертная диагностика, которая оценивает реабилитационный потенциал и прогноз каждого конкретного индивида. Сохранные ресурсы организма имеются в наличии почти у каждого инвалида, что и представляет компенсаторный потенциал как с биологической, так и с социальной точки зрения.
Реабилитационный потенциал характеризуется трёхуровневой структурой:
— биологический уровень (первый порядок);
— личностный уровень (второй порядок);
— социальный уровень, то есть способность человека к реинтеграции в обществе (третий порядок).
Под реабилитационным потенциалом организма понимается совокупность организационно-медицинских, саногенетических и генетико-конституциональных возможностей. Под личностным реабилитационным потенциалом подразумевают уровень интеллекта, степень развития мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Реабилитационным потенциалом на социальном уровне является общественный потенциал, заключающийся в научно-техническом, нравственно-этическом и социально-правовом аспектах функционирования в социуме.
Реабилитационный потенциал анализируется на первоначальной стадии, а затем оценивается реабилитационный прогноз на основании полученных данных. Под реабилитационным прогнозом понимают обоснованную возможность достичь поставленные реабилитационные цели за определённый временной интервал, и при составлении такого прогноза необходимо иметь в виду причину инвалидности и особенности болезни, физическое и психическое состояние пациента и способности к компенсации утраченных функций.
В реабилитационном прогнозе оцениваются следующие факторы:
— элементарные функции пациентов (состояние опорно-двигательного аппарата, степень чувствительности, состояние вегетативной системы);
— психические процессы, связанные с деятельностью мозга;
— уровень жизни больного с учётом болезни [2].
Прогнозы могут быть благоприятными, относительно благоприятными и неблагоприятными. Согласно данной классификации, прогнозами могут быть: полная социальная интеграция, частичная социальная интеграция, полное отсутствие либо незначительность социальной интеграции.
Учитывая, что реабилитационный процесс как восстановление индивида в социуме отличается временной развёрнутостью, необходимо рассматривать его динамику и инфраструктуру.
Структурными компонентами медико-социальной реабилитации инвалидов являются медицинский и психологический аспекты реабилитации, а также диагностика профессиональных качеств и профориентация, профессиональное обучение и переобучение, адаптация к бытовым и социальным условиям, трудовая терапия и т.д.
Медико-социальная реабилитация инвалидов может рассматриваться в совокупности трёх основных элементов:
— медицинского, подразумевающего проведение оздоровительных и восстановительных медицинских мероприятий;
— профессионального, включающего профессиональное обучение и переобучение с последующим трудоустройством;
— социального, означающего бытовое и общественное обустройство индивида.
Первый элемент – медицинский – представлен в виде восстановительной медицины на основе оказания лицам с инвалидностью медицинской помощи (интегративная медицина). Данный элемент, как и все остальные элементы, характеризуется поэтапной реализацией.
Цель медицинской реабилитации – приспособить (адаптировать) индивида к изменившимся под влиянием инвалидности условиям окружающей среды, и данные мероприятия носят и глобальный профилактический характер, так как направлены на борьбу с инвалидностью, профилактику осложнений и мотивированию населения к безопасной жизнедеятельности.
Медицинская реабилитация включает в себя следующие мероприятия:
— консервативные и оперативные методы лечения;
— физиотерапию;
— лечебную физическую культуру;
— грязевое и бальнеологическое лечение;
— оздоровление в санаторно-курортных учреждениях;
— применение протезирования.
Профессиональная реабилитация инвалида — это процесс и система восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда. Используются следующие варианты профессиональной реабилитации:
— адаптация на прежнем рабочем месте;
— работа на новом рабочем месте с измененными условиями труда, но на том же предприятии;
— работа на новом месте в соответствии с приобретенной новой специальностью, близкой к прежней, но отличающейся пониженной нагрузкой;
— полная переквалификация с последующим трудоустройствам на том же предприятии;
— переквалификация в реабилитационном центре с поиском работы по приобретённой специальности.
Инвалиды должны являться полноправными участниками трудового процесса с экономических и социальных позиций: в труде утверждается личность и активизируется гражданская позиция, психологические барьеры между здоровыми людьми и лицами с инвалидностью устраняются.
Трудотерапевтический метод нашёл широко применение в современном реабилитационном процессе, так как он отличается тонизирующим и активизирующим воздействием на человеческую психофизиологию. Данный метод реабилитации заслужил большую популярность, так как способствует вхождению лиц с инвалидностью в привычный ритм жизни.
Под социальной реабилитацией лиц с инвалидностью понимают систему и процесс адаптации к полноценной и самостоятельной социальной жизнедеятельности. Данный вид реабилитации имеет целью восстановление способности к ориентации в социальной среде и адаптацию к социально-бытовым условиям. Социальная реабилитация большое внимание уделяет восприятию инвалидом своего состояния, межличностным отношениям, социальному статусу и семейным отношениям.
Социальная реабилитация рассматривается одновременно в качестве процесса и цели, части и целого, поскольку данный вид реабилитации (имеющий назначением восстановить способность инвалида к самостоятельной жизнедеятельности в обществе) имеет итогом социальную интеграцию и независимость.
Реабилитационный процесс будет успешным при условии, что персонал работает в неразрывном единстве. Медико-социальная реабилитация должна развиваться по пути взаимодействия сотрудников реабилитационного центра и центра социального обслуживания, так как только комплекс мер даст необходимый эффект.
Таким образом, важнейшей целью реабилитации инвалидов является интеграция их в социум, и степень такой интеграции зависит не только от физических возможностей лиц с инвалидностью, сколько от правильно организованного реабилитационного процесса. Согласно исследованиям, около половины людей с инвалидностью при вовремя пройденном курсе реабилитации могут вести полноценную жизнь, качество которой почти не уступает жизни здоровых людей.
Список литературы
- Мартыненко, А.В. Социальная медицина / А.В. Мартыненко. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 281 с.
- Технология социальной реабилитации инвалидов: Метод. рекомендации. – М., 2015. – 350 с.